10
11
шИНЖ. Н. П. МЕНГЕЛИРЕ ИСПОЛЬЗУЕМ МЕСТНЫЕДЬРОЖНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫГРАВИ ЙНЫX ДОРОГСостав гравийной смеси подбирается; так, чтобы в ней содержался определенный процент частиц различной крупности. Делается это для того, чтобы получить наиболее плотную смесь, -й которой мелкие частицы заполняли бы промежутки между крупными. В СССР установлены три сорта гравийных смесей: А, Б и В. Они отличаются между собой различной крупностью частиц, входящих в их состав. Наиболее крупнозернистая смесь применяется для нижнего слоя гравийной коры, в которой более крупные гравийные' обломки, находясь внизу и не препятствуя езде, вместе с тем значительно укрепляют кору. Для верхнего слоя идет более мелкий сорт, обеспечивающий спокойную езду. Состав этих сортов4приведен на следующей таблице.Количество гравийных частиц в процентах по весу оXXя_а >, <и е( ОТ >< 3 оМ са _я а, _ с «Й О2 о.о с( С=ПОСТРОЙКАНаиболее напряженная работа автотранспорта в сельском хозяйстве совпадает с уборочной кампанией. Механизация, хлебоуборки требует хорошо налаженного бесперебойного транспорта. Для этого необходимы ровные дороги, по которым автомобиль мог бы двигаться с полной нагрузкой и без уменьшения скорости. В период сдачи хлеба, государству приходится перевозить большое количество грузов "в течение короткого времени. В этот период, во многих районах погода становится неустойчивой,. н обычные фунтовые дороги 'от дождей очень ослабевают и не в состоянии выдержать требуемого' движения. В ряде районов это движение настолько возрастает, что даже в хорошую погоду грунтовая дорога не выдерживает, требуя более сильного укрепления проезда. , Чтобы обеспечить колхозы, совхозы, МТС и» т. д. хорошими дорогами, не всегда надо строить дорогостоящие щебеночные шоссе, камештые мостовые и т. д. Если камня вблизи нет, такие дороги обходятся очень дорОго. В этих случаях можно обойтись более дешевыми дорогами. Надо для этого хорошо присмотреться к местным строительным материалам и рационально их использовать. К одному из таких видов дорог, имеющих громадное практическое значение, относятся гравийные дороги. Материалом для таких дорог служит как гравий, представляющий собой обломки горных пород размером от 2 до 60 мм; так и гравийный материал, представляющий смесь гравия с песчаными, пылеватыми и глинистыми частицами с преобладающим количеством гравия. Гравий- является весьма распространенным местным материалом. Он в большом количестве встречается во многих районах, залегает в земле либо в виде сплошных гряд, либо в виде отдельных гравийных слоев и накоплений, в которых он разбросан отдельными гнездами в толще другого грунта.-. Чистый гравий, без примеси глины, встречается в руслад горных речек . и т. д. Самым простым случаем использования гравийного материала , является насыпка его слоем около 5 см на спрофилированное полотно грунтовой дороги. "С течением времени, по мере смешения гравия с основным грунтом дорожного полотна, слой его пополняется повторными россыпями. .Однако 'значительно лучшие результаты дает устройство гравийных дорог по способу подбора гравийной смеси. сорт ВРазмеры гравийных частиц в ммU цио!От 60-20 От 50-20 От 20-2 От 2 - 0 05 Мельче 0,05 Из ни* глины (менее 0,005)15—45 50—40 20—10 15- 5 5 15-45 45-35 25—15 15- 5 5Если гравий, взятый из карьера, не соответствует этим составам, то он подлежит прогрохотке для удаления избыточных частиц и добавления недостающих. . . Предположим, что у нас есть карьер с гравием и задание составить из него смесь сорта Б по такому расчету: Состав Размер частиц в мм Гравия из карьера 10 47 43 в <70.% Заданной смеси 30 40 3010Рис. 1. Гравийное покрытие в два слоя50-20 20- 2 Менее 2Сорт него с; слойн 50—75 30—20 20- 5 '< § ою^ &8- . « =ХfflSo но быть уплотнено укаткой катком весом .до 5тс проходом по месту 10—20 раз. Если гравийная дорога устраивается из двух слоев, то в нижний слой укладывается более крупный гравийный материал сорта А. Этот слой кладут толщиной 0,5—0,7 • от полной толщины всего дгокрытия в плотном теле (т. е. около 10—14 *см). Для получения нужной гравийной смеси для нижнего слоя на подготовленное основание ровным слоем укладывается сначала карьерный гравий и потом к нему добавляются недостающие частицы смеси по "вышеприведенному расчету, и обе- составные перемешиваются дисковыми бо-' ронами. кис. 2. Подготовка дорожного полотна под россыпь гравия грейдером с тракторной тягой Количество карьерного материала, .потребного на- 1 куб. м покрытия, можно определить сле' дующим путем. Так как в 'нашем случае в карьерном материале ' количество частиц | менее . 2 "им больше зтда'нной нормы, то на 1 куб. м покрытия потре30 буется 7з=0,3в куб. м карьерного гравия. После этого нижний слой выглаживается дорожным утюгом или грейдером, 'планируется по шаблону и обязательно укатывается катком. Укатка производится от^сраев дороги к середине (рис. 3) так, чтобы при этом каждым последующим проходом 'катка перекрывалось примерно 20 см предыдущего хода.Когда нижний слой уплотнен, rovразносигся верхний <слой гра*" (сорт В), который составляется гравия и оггрохоченных добавок iu „- /... способу, как и для нижнего слоя. После того, -как этот^уюй надлежаще выравияли, его также По отдельным частицам материала это состаследует Уплотнить укаткой. вится так: Количество проходов катка зависит от твердо-' 0,7 XЮ ста и = 0,07 куб. м него гравия от. веса катка и колеблется; для анижчастиц'50—20 мм слоя 15—30 проходов по месту, для 100 верхнего от 10—20 проходов. ь I 0,7 X 47 = 0,33 , 20- 2 „ В случаях затруднений с катком верхний слой 100 можно и не укатывать. Чтобы в этом случае 0,7 X 43 уплотнение, происходило, равномерно, по всей 0,30 менее 2 „ ширине дороги, необходимо регулировать дви-. 100 жение с помощью' периодически перемещаемых . легких рогаток, веток и т. п. 0,70 куб Итого6Следовательно для того, чтобы получить 1 куб. м требуемого состава смеси, необходимо добавитьчастиц 50—20 мм . , 20- 2 . менее 2 „ . . 0,30—0,07 = 0,23 куб. м . 0,40-0,33 г= 0,07 „ „ .0,30-0,30 = 0 „ „С .первого же дня открытия проезда над гравийной дорогой должен быть налажен неослабный уход. Образовавшиеся после дождей колеи должны быть ликвидированы заглажива-Потребные добавки получатся путем грохоче' ния карьерного материала. Смешав 0,70 куб м карьерного гравия с 0,23 куб. м остатка на грохоте с отверстиями вШ мм ис 0,07 куб. м, прошедшего (через грохот в 25 мм, и остатка на грохоте с отверстиями в,3 мм, получим 1 .куб.1 м гравия заданного состава. Гравийное покрытие обычно устраивается по подготовленному основанию в один или два слоя на всю ширину—дорожного полотна (рис. 1). - Приступая к работам, надо сначала выравнять поверхность дорожного полотна, придав ей по-" перечную выпуклость 0,01—0,02, т. е. на каждый метр ширины дороги подъем к оси дороги1 12 _см. Это можно осуществить выглаживанием полотна дорожным утюгом или грейдером (рис. 2). . w Одновременно надо дать дороге продольный уклон. Спланированное дорожное полотно дол-ж-поеледобйтельность подсяенщ проходов каткаРис. 3. Последовательность укатки гравийной дороги нием простейшими дорожными снарядами—утюгами, грейдерами и т. п. Для устранения могущих быть повреждений построенной уже дороги на обрезах надо оставить запас гравийного материала. Построенная таким образом гравийная дорога может выдержать перевозку грузов до 1000 тв сутки. » Инж. Н. Менгел