10
11
12
М. СРЕДНЕВВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА ШОФЕРОВПереживаемый нами период—это период нового тура войн и революций. Капиталистические страны усиленно готовятся к войне, изобретают и производят в массовом количестве все новые технические средства войны. Строительство социализма в СССР осуществляется в условиях капиталистического окружения. Мы должны быть поэтому готовы в любую минуту .дать сокрушительный отпор" тем, .которые попытаются напасть на нашу страну" {Сталин). Для этого СССР должен иметь сильную, технически хорошо оснащенную Красную армию, располагающую подготовленными кадрами водителей, механиков, техников. Шоферы, трактористы, механики, техники, автодоровцы должны готовиться к выполнению почетной задачи — защиты нашей великой родины. Для этого надо изучать военное дело, военные автомашины, танки. Надо быть готовыми в нужную минуту пересесть с гражданского автомобиля на военный, стать водителем военной автомашины и танка. С настоящего номера редакция начинает печатание серии статей т. Среднеаа по военной подготовке шоферов. В этих статьях редакция ставит своей задачей помочь шоферу, трактористу, механику, технику ознакомиться с военными автомашинами и их работой в бою. Тракторы и тягачи необходимы для перевозки артиллерии, прожекторов и других военных средств. Кроме того на них возлагается доставка на фронт снарядов, патронов, инженерно-технического имущества, запасных частей, предметов питания, обмундирования и т. д. Для» целей связи в условиях войны потребуется большое количество мотоциклов, выполняющих кроме того задания по разведке._и ^^ К Л Ъ~ 2 ОМеханизация и моторизация современных армий и применение военных автомашин и танков Механизацией армии мы обычно • называем насыщение ее боевыми машинами, предназначенными для непосредственного ведения боя. К числу этих машин относятся: а) танки, б) броневые автомобили и в) самоходная артиллерия и другие установки. Все эти машины снабжены более или менее мощным вооружением и обладают хорошей проходимостью. Под моторизацией армии понимается оснащение ее средствами механического транспорта для военных перевозок. К средствам моторизации относятся автомобили всякого рода, тракторы и тягачи.Средства моторизации, предназначенные для транспортных целей, в основном не отличаются от гражданского автомобиля и трактора. Особенность работы водителей этих машин будет состоять не в иной технике управления, а в особых условиях работы в боевой обстановке. Водитель военной автомашины должен уметь водить ее не только одиночным порядком, но ив строю. В самых трудных дорожных условиях, а также в условиях полного бездорожья, в ночное время без зажигания фар, в условиях воздушно-химического нападения противника (умение маскироваться, быстро рассредоточиться и т. д.); под обстрелом противника водитель должен уметь перевозить на своей машине войска, взрывчатые вещества, раненых, а также различные специальные военные грузы. Боевые машины отличаются от гражданских устройством кузова. Они снабжены закрытым со всех сторон броневым корпусом с узкими щелями для наблюдения. Второе их отличие заключается в вооружении пушками или пулеметами, а чаще и теми и другими.. Этим исчерпываются особенности броневых автомобилей, так как управление у них совершенно такое же, как у гражданской машины. . Совершенно особым типом машины по своему устройству и органам управления являются тан-. ки. Особенность работы водителя танка состоит в том, что он должен кроме сказанного уметь: водить машину, наблюдая путь в узкую броневую щель, водить ее во время -стрельбы из пушек и пулеметов, способствуя меткости стрельбы и преодолевать препятствия. Основными типами боевых машин являются танки, выполняющие в бою наиболее сложные Танк командира роты. А —командир роты отдает и ответственные задачи. Им приходится: декоманду по радиотелефону; Б — водитель; В — радиолать прорывы в проволочных заграждениях для прохода пехоты; вести борьбу с артиллерией в телефон; Г — радиомачта 9 п.Схема устройства танка. А — отделение управления; Б — боевое отделение; М — моторное отделение. 1 — двггатель; 2—главное сцепление; 3 — коробка передач; 4 — бортовые фрикционы с тормозами; 5 — бортовая передача; 6 — ведущее колесо гусеницы; 7 — направляющее колесо гусеницы; 8 — бензобаки; 9 — гусеницы; 10 — место водителяЕ 3 \c l - b o . . ' tоХ а> •айА:aJБ ./%.3пулеметами противника, а также с его танками и другими мотомеханизированными средствами; прорываться в тыл противника, уничтожать его резервы, нарушать работу тыла. Для выполнения этих разнообразных задач танки делятся на несколько специальных групп применительно к роду возлагаемого на них задания: а) танки-разведчики, б) танки-истребители, в) танки прорыва и г) танки специального назначения. Кроме того, танки подразделяются на группы по устройству хода: а) гусеничные, б), колесногусеничные и в) плавающие. Первые—для движения по суше, снабжены только гусеницами; вторые—снабжены и гусеницами и колесами, что позволяет им на хороших ХАРАКТЕРИСТИКАБроневой корпус внутри разделяется на: а) боевое отделение, б) отделение управления, в) моторное 'отделение, а иногда и г) отделение трансмиссии. Боевое отделение и 'Отделение управления; отделены от моторного металлической перегородкой, не допускающей проникание угарного газа от двигателя в помещение команды. Для доступа к двигателю из боевого отделения в перегородке делаются дверцы. Боевое отделение помещается во вращающейся башне, в ROTopoJi установлено оружие танка. В зависимости от" боевой мощности танка (количество оружия) в боевом отделении размещается ТАНКОВСОВРЕМЕННЫХ2 оSЯ о. S нксVП р охоДИМ Ост ь НАИМЕНОВАНИЕ ТАНКА Тип. Вес в тоннах Xлл5о и2 лиS -. о я <. Q.U £ ой)! • 2 « a SИ 35 40-50 12—20 48-65 на кол. до 100, на гус. до 60ВооружениеКомандаа37-мм пушка 1 пулемет 47-мм пушка 5 пулеметов 155-мм пушка 76-мм пушка 4—5 пулеметов 1 пулеметс оSх " о ио. с 2 Оо о." ш ю«1 SК ее >> 2Государствоiiо См 45 45 45 45Виккерс легкий . . Виккерс средний . . Тяжелый танк 2С . Танк-амфибия . . . Колесно-гусеничныйИстребитель Прорыва6.65 16 74 1,83 чел. 4 чел. 12 чел. 2 чел.ок. 2 0,65 2,7 5,5 1,5 1 1.7 1,50,9 1 1,5 плавающ.Англия и Франция АнглияVРазведчикИстребитель82 пулемета или 1 пушка и1 пулемет 2—3 чел.2,40,70,945СШАи твердых дорогах переходить на колеса и развивать большие скорости. При движении же по плохим дорогам и вовсе без дороги такие танки устанавливаются на гусенице. Наконец, третий вид—плавающие танки—способны преодолевать глубокие водные преграды (реки, озера и т. П.), которые невозможно перейти в брод. Такие танки называются амфибиями.Особенности устройства танков Так же, как автомобиль, танк имеет следующие основные части: а) двигатель, б) механизмы трансмиссии, в) ходовую часть, называемую движителем, г) органы управления и, кроме того, д) броневой корпус.один, два и более человек, из которых один является командиром танка. Водитель танка помещается в отделении управления, находящемся в носовой части. В отделении управления расположены органы управления и контрольные приборы. Связь между водителем и командиром танка поддерживается, как правило, танкофоном (род внутреннего телефона—переговорная трубка), а при отсутствии его или другого специального приспособления,—сигналом рукой (голоса во время движения танка не слышно). Например, положенная на правое (левое) плечо рука водителя означает поворот танка направо (налево). Для упрощения ухода за системой охлаждения, особенно в зимнее время, у ряда танков имеются двигатели с воздушным охлаждением. В этом случае цилиндры кроме ребристой поверхности для увеличения площади охлаждения имеют' рубашки, по которым мощным вентилятором продувается засасываемый извне воздух.. У некоторых двигателей кроме охлаждения цилиндров производится также охлаждение масла. Это осуществляется устройством длинных маслопроводов, свернутых змеевиками, или устройством масляных радиаторов, мимо которых продувается струя холодного воздуха. При водяном охлаждении устанавливаются большой емкости радиаторы и большой производительности водяные помпы. Двигатель должен безотказно работать при различных положениях танка, а именно носом вверх на 45° при преодолении крутых подъемов и препятствий, носом вниз и т. д. При таких положениях масло, находящееся в картере, переливается, нарушая нормальную работу системы смазки. Поэтому при использовании картера двигателя как резервуара для масла в нем делаются перегородки, препятствующие переливанию масла. Большей же частью картер делают сухим, помещая масло в отдельном масляном бачке. В этом случае масляный насос делается двойным. Одна часть его отсасывает масло, стекающее после смазки в картер (отсасывающий насос), и гонит его в масляный бачок, другая часть нагнетает масло в систему и подает для смазки всех коренных? подшипников коленчатого, вала, нижних подшипников шатунов и подшипников распределительного 'вала (нагнетающий насос). По пути движения из бачка масло фильтруется и охлаждается, Для поддержания в масляной системе нормального давления в систему вводятся редукционные клапаны, автоматически отводящие излишек масла из системы. Зажигание осуществляется как при посредстве магнето, так и от батарей. К щитку водителя подводятся контрольные приборы 'От системы смазки для контроля за давлением масла и температурой (манометр и ареометр), от системы охлаждения для контроля за температурой (аэротермометр) и кроме того перметр для контроля за работой системы зажигания и электрооборудования. Для заводки двигателя устанавливают мощные стартеры, а для ручной заводки у некоторых танков устанавливаются как наружные, так и внутренние (из боевого отделения) заводные рукоятки . ,Английский танк-разведчик В течение всей работы танка командир командами (сигналами) управляет движением танка. Перейдем теперь к рассмотрению устройства двигателей и механизмов трансмиссии ходовой части, наиболее часто встречающихся в современных танках. Описание устройства мы будем давать с расчетом, что читатель знает устройство автомобиля и принципы работы отдельных его механизмов. Двигатель Танк, являясь мощной машиной, обладающей высокой проходимостью по местности, должен иметь мощный двигатель. Обычно на танках употребляются автомобильные или авиационные двигатели! и только у некоторых типов поставлены специально сконструированные танковые двигатели. На танке применяются, как правило, двигатели внутреннего сгорания с электрическим зажиганием рабочей смеси. За последнее время имеется стремление применять легкие дизели. Главным требованием к танковому двигателю является надежность или безотказность в работе. Отказ в работе двигателя во время боевой работы ведет к гибели танка! и к невыполнению им своей боевой задачи. Исходя из этого требования, в танковых двигателях очень часто устраивается зажигание рабочей смеси от двух независимых друг, он друга источников тока; в каждом цилиндре по две свечи (в случае отказа одной продолжает работать вторая); принудительное питание горючим—посредством помпы из двух бензобаков с большой емкостью (большой запас хода); принудительная смазка и пр. Двигатель работает на лучших сортах горючего (авиабензин, 'бензил I сорта) и масла (авиационные масла). Большое значение для танкового двигателя имеет охлаждение, так как он должен быть способен к работе на малых скоростях с большой нагрузкой.Танк-амфибия Виккерс-Карден-Лойд на воде