22
23
УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЕМВ предыдущих статьях т. Карягина (статьи №№ 1 — 6) были вкратце освещены вопросы управления автомобилем для начинающего водителя. При этом автор стремился, насколько позволял объем статей и категория читателей, на которых они рассчитаны, не только описывать самую технику управления, но и объяснять, почему следует поступать именно так, а не иначе. Права/ьные основные навыки по управлению автомобилем должны быть приобретены водителем в процессе прохождения учебы на курсах ив школах. Поэтому, в завершение статей т. Карягина, редакция считает необходимым дать программу практического обучения технике езды. Публикуемая в настоящем номере программа является по отведенному для ее прохождения времени минимальной, так как она рассчитана преимущественно на автодоровские кружки и ШКОЛЫ. )HHS -1® -. с an Разумеется, метод и последовательность занятий остаются, в сущности, тем ¥ g оке и для профессиональных школ, но количество времени для обучения должно быть -ЙТЬЯ • увеличено по крайней мере до 25—30 часов. В заключение серии статей по управлению автомобилем (см.•№№13—19) мы приводим программу-минимум по обучению езде на автомобиле в кружках Автодора (не-профессионалов). Программа обучения управлению автомобилем Форд или ГАЗ состоит из: а) практического ознакомления курсантов с машиной, на которой, производится обучение (2 ч.); б) практического ознакомления с методами ,налоовдения И устранения путевых неисправностей лает соответствующие отметки в учетной карточке установленного образца.' ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 1-е занятие. Ознакомление с машиной (« часа) 1. Показать .группе курсантов из 4 чел. и кратко напомнить Назначение: а) рычагов перемены 'передач и ручного тормоза; б) педалей—сцепления, ножного тормоза, акселератора, переключателя освещения; в) рычажков—постоянного газа, опережения зажигания, переключателя «Освещения; г) выключателя зажигания; д) пусковой кнопки карбюратора; е) кнопки звукового сигнала. 2. Объяснить, на что надо обратить внимание перед заводкой двигателя и выездом, т. е. проверить : а) состояние резины на всех колесах, не исключая запасного (степень накачки шин, отсутствие наружных повреждений в покрышках); б) уровень воды в радиаторе; в) уровень масла в картере двигателя; j г) количество топлива 'в баке; д) наличие инструмента; е) исправность освещения; ^ ж) исправность сигнала. 3. Продемонстрировать заводку дзигателя стартером (и пусковой ручкой). 2-е занятие. Нахождение и устранение неисправностей (2 часа) Показать: а) как проверить подачу топлива к карбюратору; б) фильтры испоообы их чистки; в) метод разборки карбюратора, нахождения засоренного жиклера и его продувки; г) как регулируется карбюратор на малые обороты двигателя; i д) метод проверки наличия тока во вторичной обмотке бобины; ег) как найти неисправную свечу; *-* ж) установку зажигания; з) регулировку звукового сигнала (моторного); и) регулировку тормозов.Р ч.);в} монтажа и демонтажа резины (2 ч.); . г) тренажерной езды (30 мин.); д) езды на машинах в "[шоссейных И городских условиях (15 ч.). Занятия производятся с группой в4 чел., лричем показ рычагов и педалей управления и демонстрация приемов делается для всей группы, а самостоятельные упражнения выполняются в жределах отведенного учебного времени каждым а«з курсантов поочередно. Все упражнения по управлению автомобилем до выполнения курсантами (включение и выключение сцепления, переключение передач, торможение, повороты, развороты, движение задним ходом и т. д.) должны быть выполнены самим инструктором, задача которого кратко объяснить курсантам значение каждого отдельного приема. При неправильном выполнении курсантом того или иного .приема!'инструктор обязан немедленно указать допущенную ошибку. Однако во время выполнения упражнения ие следует отвлекать внимание курсанта длинными объяснениями или й>естгрерывными замечаниями. Во время выполнения упражнений инструктор обязан всегда сидеть рядом с курсантом, не предоставляя курсанта самому себе. Инструктор должен внимательно наблюдать за движением машины и действиями курсанта и принимать меры К предотвращению могущего произойти столкновения или наезда (выключение сцепления, торможение, поворот штурвала, и т. п.) Однако без особой нужды инструктору не следует браться за штурвал и помогать курсанту повертывать колеса, выключать сцепление или тормозить. •С Скорость движения автомобиля при учебных занятиях должна быть сообразована с обстановкой и опытностью курсанте, но ни при каких обстоятельствах не должна превышать в городских условиях 30 км/час. О занятиях курсанта (с указанием о продолжительности их и успеваемости) инструктор де 3-е занятие. Монтаж и демонтаж резины (2 часа) Показать правильные приемы снимания и надевания шин, используя для этой цели запасное колесо, находящееся 'на кронштейне. После показа етих приемов нужно заставить каждого курсанта произвести смену шин само. стоятельно, 4-е занятие. Тренаж (30 мин. вне очереди) 1. Самостоятельная заводка двигателя. 2. Тренировка перестановки рычага перемены ч передач в различные положения: а) завести двигатель, установить постоянный . газ и отпустить ручной тормоз;. \ we б) взяться за рычаг, выключить сцепление и включить 1-ю передачу; затем, не отпуска^'' педали сцепления, включить 2-ю и, наконец,-' 3-ю 1 передачу; , •• -' в) с 3-й передачи перейти последовательно на 2-ю и.1-ю; г; nocr 4 усвоения этих упражнений i включить задний ход. Повторить упражнения «б», «в» и «г» несколько раз, пока курсант не запомнит положение ^рычага и направление движения руки при включении различных передач. При этом [инструктор должен обращать внимание курсантов на то, что задний ход может включаться только {при пЬлной остановке автомобиля, ввиду изменения направления вращения вторичного вала коробки передач, а также на то, что случайное включение заднего хода при переходе с первой передачи на вторую в случае передвижения рычага вперед на большее расстояние, чем это необходимо, крайне опасно. 3. Тренировка выключения сцепления-; включения первой передачи и плавного включения сцепления при одновременном уменьшении или увеличении передачи газа: а) взяться рукой за рычаг; б) выключить сцепление, быстро нажав на педаль сцепления; в) выждав некоторое время, пока не перестанет вращаться по инерции промежуточный вал, включить первую передачу; г) переведя рычаг, плавно, но не слишком медленно, отпускать педаль сцепления с одновременным увеличением подачи газа. Это упражнение нужно повторить несколько раз, пока оно не будет усвоено слушателем. Инструктор должен объяснить курсантам, что постепенное трогание автомобиля без резкого толчка зависит именно от плавного включения сцепления и подачи умеренного газа, так как только при этих условиях уравнивание числа обо-.? рогов вала, двигателя и карданного вала, .передающего вращение колесам, будет происходить постепенно..передач; в) управление газом; г) уменье вести*' машину в Определенном направлении, не' уклоняясь без надобности в ту. или другую сторону;: д)) уменье останавливать машину в намеченною месте; е) своевременное и плавное торможение. 9-е и 10-е занятия. Езда (по 30 мин.) Повороты в боковые улицы вправо и влево^ 11-е и 12-е занятия. Езда (по 30/мин.) Проезд между двумя неподвилшыми предметами передним ходом. Развороты на широкой'' улице без применения заднего хода. 13-е и 14-е занятия. Езда (по 30 мин.) Развороты на узкой улице с применением заднего хода. Движение по прямой линии задним* ходом. 15-е, 16-е и 17-е занятия. Езда (по 30 мин.) Проезд между двумя неподвижными предметами задним ходом по прямому направлению и> ? под углом. 18-е, 19-е и 20-е занятия. Езда (зо мин.) . Въезд задним ходом в туннельные ворота попрямому направлению и под углом. При движении задним ходом (13-е—20-е занятия) инструктор обязан обратить особое внимание: а) на правильное положение корпуса и головы водителя и на то, чтобы при движении машиныч он, глядя назад, постоянно'наблюдал за дорогой;,. б) на уменье пользоваться самым малым газом, достаточным для медленного и равномерного движения машины. Регулирование скорости движения игрой сцепления, как правило, не разрешается. в) на уменье развертываться на минимальномотрезке пути; г) на своевременное вывертывание русого колеса для выпрямления машины при проезде задним ходом между двумя неподвижными предметами или заезде в ворота под углом. 21-е—26-е занятие. Езда (по 30 мин.) Самостоятельная езда по улицам с небольшим! и средним движением, с применением поворотов,. разворотов, заднего.хода и троганйя с.места на." подъеме. ,, Соблюдение действующих правил движения.27-е—30-е занятие. Езда (по 60 мин.) Самостоятельный выезд и возвращение в гараж. "Самостоятельная езда в условиях интенсивного городского.движения с точным соблюде5-е и 6-е занятия. Езда (30 мин. в 2 очереди) нием действующих .правил движения. При проведении упражнений 21-го—30-го заняТрогание с места. Переключение передач. тий инструктор обязан обратить особое внимаЕзда с равномерной скоростью. Остановка в зание: ранее намеченном месте. а) на точное выполнение слушателем всех приемов (трогание ,с места, переключение передач,. 7-е и 8-езанятия. Езда (по30мин.в 2 очереди) торможение, остановки, повороты, задний ход); б) на выбор дороги, пересечение канавок и Повторение упражнений 5-го и 6-го занятий. Ускорение и замедление хода с переходом на рельс; ориентировку' в городском движении и в) на 2-ю передачу. Внезапная остановка. не прекращая наблюдения за...дорогой, При проведении 5-го—8-го занятий инструктор уменье, за движением экипажей и пешеходов. обязан обратить 'особое внимание: а) на плавное следить трогание с места; б) бесшумное переключение А. В. Карягин 233