И нж . Н. И ЕНГЕ »УСТРОЙСТВО И. СОДЕРЖАНИЕЗначительная часть перевозок падает на зимнее время, когда дороги большинства районов нашего Союза покрыты снегом. Зимой освобождаются от сельскохозяйственных работ много тяговых средств (тракторы, лошади), и сама перевозка на санях происходит с меньшим сопротивлением. Кроме того зимние перевозки могут совершаться не только по существующим дорогам, |но и по совершенно новым направлениям—там, где (прокладка летних дорог является слишком сложной и дорогой (бологЯ, низкие места и т. п.).-ЗИМНИХ ДОРОГего, так как без снятия слоя уплотняются лишь верхние 10—20 см, а внизу снег остается рыхлым. Лишний, снег снимается бревенчатым угольником (рис. 2). Для прочности угольника полезно его полозья оковывать угловым железом, а носовую часть—листовым железом. Валы снега, образовавшиеся при проходе угольника, необходимо разравнять. Снеговые дороги портятся главным образом от метелей и оттепелей. Во время оттепелей на рыхлом снегу образуются ямки от копыт лошадей и колеи от полозьев, которые необходимо время от времени срезать. Устройство ледяных дорог При большом движении и тяжелых грузах выгоднее устраивать ледяные дороги. Они тверже и прочнее снежных дорог. Но при ледяных дорогах приходится подковывать лошадей специальными широкими и острыми шипами. Ледяная дорога устраивается путем поливки водой поверхности заранее приготовленного Основания из снега. Для устройства снежного основания достаточен небольшой слой снега, покрывающий неровности дороги. Подготовка основания под ледяную дорогу . Подготовка основания из снега производится так же, как и устройство снеговой дороги. Сначала срезают снег, затем выравнивают и уплотняют. Толщина оставшегося' слоя снега не должна превышать 20 см. iис. 1. Дегегянная голокуша Вот почему вопрос устройства и содержания зимних дорог для ряда районов нашего Союза приобретает исключительное значение. Зимние дороги устраивают снеговые и ледяные, причем они могут быть сплошными или колейными. С плошныедороги имеют гладкую,'ровную поверхность. К олейные — по бокам гладкой поверхности имеют углубления—колеи, по которым движутся полозья саней, не сбиваясь в сторону. i Устройство снеговых дорог Обычно снеговая дорога устраивается сплошной, без колей. Если первый снегопад был небольшой, то выпавший снег уплотняют провозом волокуши, отчего дорога сразу получается достаточно плотной и гладкой. Волокуша (риси '1)—это брус, вытесанный из бревна. Для того, чтобы при работе волокушей можно было держать направление по оси дэроги, к задней стороне бруса прикрепляется хвостовый руль, который удерживается одним рабочим, направляющим движение. Если же первый снегопад был значительный ' (40—50 см), необходимо снять верхний слой снега, а затем уплотнять волокушей нижние слоиРис. 3. Сплошная ледяная дорога К устройству полотна следует приступать как только установится морозная погода и снег достигнет толщины 15—20 см. Сперва дорогу проходят угольником, который отбрасывает- снег в сторону, затем снеговое полотно уплотняется в> локушёй. На Крутых поворотах с внешней стороны дороги делают повышение полотна, чтобы сани не забрасывало в сторону. На болотистых 'местах для предупреждения провалов лошадей предварительно протаптывают тропу, отчего болото промерзает быстрее, а затем выравнивают снегом. В районах, где снега выпадает немного, можно делать земляное основание. В этом случае верхний слой грунта тщательно выравнивают и, не дожидаясь снегопада, после того как начинается промерзание почвы, его поливают водой.Рас. 2. Бревенчатый угольник