14
15
16
17
М.СРЕДНЕЕВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА ШОФЕРОВПереживаемый нами период—это период нового тура войн и революций. Капиталистические страны усиленно готовятся к войне, изобретают и производят в массовом количестве все новые технические средства войны. Строительство социализма в СССР осуществляется в условиях капиталистического" окружения. Мы должны быть поэтому готовы в любую минуту .дать сокрушительный отпор" тем, .которые попытаются напасть на нашу страну" (Сталин). Для этого СССР должен иметь сильную, технически хорошо оснащенную Красную армию, располагающую подготовленными кадрами водителей, механиков, техников. ""' Шоферы, трактористы, механики, техники, автодоровцы должны готовиться к выполнению почетной задачи — защиты нашей великой родины. Для этого надо изуча/пь военное дело, военные автомашины, танки. Надо быть готовыми в нужную минуту пересесть с гражданского автомобиля на военный, стать водителем военной автомашины ц танка. Печйтая статьи тов. Среднева, редакция ставит своей задачей помочь шоферу, трактористу, механику, технику ознакомиться с военными автомашинами и их работой в бою. ч жение, т. е. наматывает ее на себя. Конечная передача танка обычно состоит из двух шестерен: одной ведущей (малой) и одной ведомой (большой). j /Ведущая шестерня соединена валом с ведомым барабаном бортового фрикциона, а ведомая—с ведущим колесом. Таким образом, при включении бортового фрициона движение будет передаваться через ведущую и ведомую шестерни конечной передачи на ведущее колесо гусеничного хода. Ведущие колеса чаще всего устанавливаются впереди танка, а направляющие—сзади (у некоторых танков бывает наоборот). Направляющее колесо делается передвижным спереди назад с закрепляющим приспособлением. Это позволяет посредством направляющего колеса производить регулировку натяжения гусениц. Высотой зацепа (тате называется высота расположения передних колес от земли) определяется способность танка к определению различных вертикальных препятствий (сгенок, ступеней). П одвеска состоит из системы поддержи: вающих гусеницу катков, подвешенных на качающихся рессорах, составляющих тележку. Катки и Направляющие колеса для амортизации и бесшумности хода имеют сплошные резиновые шины. П ри наезде на препятствие тележка одной стороной приподнимается, ^ о глощая препятствие (рис. 1). Такое устройство подвески дает возможность танку при движении поглощать ' неровности пути и небольшие препятствия, плавно передвигаться по 'местности и метко стрелять с хода. Ходовая часть колеси о-г усени чн ыхтанковтипаКристи (получивших наибольшее распространение) состоит из : а) колес, поддерживающих танк с обеих сторон, б) подвески, в) д вух направляющих идвух ведущ их колес для натяжения на них гусениц и г) д вух гусеничных лент (рис. 2). К олеса . Ч аще всего для колесного хода танка имеется четыре оси, из которых одна делается ведущей, а остальные поддерживающими, причем передняя из них является, кроме того, направляющей. Колеса двухскатные, одеты эластичными грузошинами.•К1 С5 j2 «S *~УСТРОЙСТВО ТАНКА И УПРАВЛЕНИЕ ШШВ передовой статье мы ознакомили читателя •с различными типами танков, с задачами, выполняемыми ими в бою, и приступили к изучению особенностей их устройства по сравнению с автомобилями. В этой статье мы продолжим рассмотрение устройства танка. Ходовая часть тайна Корпус танка поддерживается ходовой частью. В зависимости от типа танка ходовая часть , подразделяется на гусеничную и колесно-гусеничную. Ходовая часть гусеничных танков состоит из: а) двух гусениц, б) подвески и в) двух ведущих и'двух направляющих колес' гусеницы (рис. 1). Г усеницы состоят из мелких стальных звеньев (траков), шарнирно соединенных между собой стальными пальцами. Мелкие звенья придаю^ большую гибкость гусенице и лучшую приспособляемость к неровностям пути. Звенья для легкости делаются ажурными, а для лучшего сцепления с грунтом они имеют на наружной поверхности выступы (шпоры), а с внутренней—гнезда для зубьев ведущего колеса. Собранная из звеньев гусеница (бесконечная лента) натягивается на ведущее и направляющее колеса и поддерживается катками и роликами. В едущееколесо насажено на валу конечной передачи. Своей зубчаткой колесо зацепляется с гусеницей и приводит ее в дви-Рис. 1. Работа подвески гусеничного танка при встрече с неприятелем (тип Виккерс). 1) тележка, 2) балансир с двумя катками, 3) каток, 4) ролики, поддерживающие гусеницу, 5) направляющее колесо гусеницы Рис. 2. Работа подвески колесно-гусеничного танка типа Кристи. 1) направляющее колесо гусеничного хода, 2) управляемое колесо колесного хода, 3) поддерживающее колесо, 4) ведущее колесо колесного хода, 5) ведущее колесо гусеничного хода, 6) спиральные рессоры подвески, 7) регулирующие головни стаканов рессор, 8) привод к колесному ходу танка (гитара) П одвеска . Каждое колесо соединено балансом с рессорой, представляющей собой спиральную пружину. Все рессоры для уменьшения или увеличения давления их на колеса могут регулироваться. При движении на колесном ходу увеличивается давление на ведущие и направляющие колеса, что дает хорошее сцепление их с грунтом. При переезде через неровности пути каждое колесо, имея самостоятельную подвеску (рессору), приподнимается или опускается, как бы поглощая их (рис. 2). Поглощение неровности пути подвеской происходит одинаково как при движении на Колесах, так и на гусеницах. В едущиеиподдерживающие колес адлядвижения на гусеницах . Гусеницы, надетые на колеса танка, приводятся в движение гедущими колесами, которые помещаются сзади, рядом с ведущими. Это позволяет приводить их. в движение об общего привода через ряд промежуточных шестерен •(рис. 2). Для зацепления с зубцами гусеницы ведущие колеса имеют гнезда, укрепленные на внутренней стороне звеньев. Переднее колесо •гусеничного хода является направляющим и определяет высоту зацепа. Колеса, которыми танк на колесном ходу опирается о землю, заменяют катки. Ведущее колесо колесного хода при движении на гусеницах ставится на холостой ход. Г усеница состоит из плоских звеньев, с зубьями для зацепления с ведущим колесом. При движении на колесном ходу гусеницы снимаются, разделяются на части, укладываются на щитки •(над колесами) и укрепляются специальными скобами и ремнями. Для перехода на гусеничный ход они собираются и укладываются впереди танка по ширине его колеи. Танк медленно въезжает на гусеницы, которые потом закрепляются, натягиваются, а рессоры всех колес регулируются на одинаковое давление (рис. 2). Регулировка натяжения гусениц производится после с оединения всех звеньев посредством пальцев. Для этого направляющие колеса подаются специальным рычагом вперед до тех пор, пока гусеница не перестанет провисать между колесами. О рганыуправления , танка состоят из: а) двух рычагов управления гусеничным ходом (рычаги бортовых фрикционов), б) рычага перемены передач, в) педали сцепления и г) педалигаза (акселератор). У некоторых танков кроме того имеется ножная педаль тормоза для одновременного торможения обеих гусениц. У колесно-гусеничных танков для управления колесным ходом имеется нормальный автомобильный штурвал (рулевое колесо).. Р ычагиуправления располагаются с обеих сторон сиденья водителя: для правой гусеницы- справа, для левой—слева. Рычаги управления имеют три положения: первое—от себя вперед . по ходу танка (бортовые фрикционы включены и движение будет передаваться гусеницами); второе — вертикально к полу танка (бортовые фрикционы выключены, но и торможения гусениц нет); третье—на себя назад по ходу танка (бортовые фрикционы включены, гусеницы заторможены—рис. 3). Рычаг перемены передач располагается справа или слева от сиденья водителя, педаль сцепления—слева впереди, педаль газа—справа впереди. Правила пользования рычагами и педалями те же, что и на автомобиле. Для заводки двигателя имеется съемная рукоятка и механизм для заводки от руки, как снаружи танка (при посадке), так и изнутри (при заглушении на ходу), а кроме того рычаг, педаль или кнопка для заводки от стартера. На щитке сбоку от водителя помещаются: а) центральный переключатель с ключом для включения и выключения зал<игания, рычагом или кнопкой для включения наружного и внутреннего света; б) кнопка сигнала; в) манометр—указатель давления масла в сети; г) аэротермометр—указатель нагрева масла, а при водяном охлаждении мотора и аэротермометр—указатель нагрева воды; д) контрольные приборы электрооборудования; е) тахометр—показатель оборотов двигателя; ж) спидометр и пр. Отдельные типы танков имеют все перечисленные контрольные измерительные приборы, другие—только важнейшие из них. Уход за танком Уход за танком, как и за автомобилем, состоит из чистки, заправки горючим, смазкой и водой (если двигатель с водяным охлаждением), смазки механизмов и трущихся частей, осмотра и подтяжки креплений и устранения происшедших при работе неисправностей. Водитель своим уходом должен обеспечить совершенно бесперебойную работу танка, так как остановка танка в бою ведет к его гибели.Рис. 3. Три положения рычага управления. 1) левый рычаг управления, 2) сидение водителя, а) рычаг включен для движения, б) бортовой фрикцион выключен, торможения нет—медленный поворот, в) бортовой фрикцион выключен и заторможен—резкий поворот. состоят из нескольких поворотов на углы до 30°. Так как при повороте необходимо преодолеть сопротивление заторможенной гусеницы, то при этом прибавляют газ. Чтобы уменьшить силу сопротивления, рекомендуется повороты танка делать на спусках или при съезде с бугров. Повороты при взятии подъема делать не следует. \ О становкаизамедлениехода обычно производятся сбрасыванием газа и потерей инерции и только в крайнем, случае торможением. Торможение происходит от нажима специальной ножной тормозной педали или от оттягивания на себя равномерно обоих рычагов Рис. 4. Преодоление танком холма. 1) до перевала, управления. 2) после перевала Спускиподъем производятся путем заблаговременного включения низшей передачи. После боя, а также марша, танк должен подПри спуске применяется главным образом торвергаться подробному осмотру и профилактике можение двигателем. Подъем надо брать равнов размере ремонта № 1 для гражданских автомерным движением вперед, постепенно увеличимашин. \ i вая нажатие акселератора, не допуская остановки танка до полного взятия подъема. Правила управления танком и его вождение в различных условиях Преодоление препятствий Правила управления танком на гусеничном В отличие от колесной машины (автомобиля), ходу значительно отличаются от управления автомобилем и похожи на правила управления гукоторая соприкасается с землей своими 4—6 сеничным трактором. Поэтому водителям танков колесами (точки и опоры), гусеничная машина рекомендуется предварительно пройти обучение соприкасается с землей всей опорной поверхностью своих гусениц. управлению гусеничным трактором. П реодолениехолмов . Переезжая через Танк вместо руля имеет 2 рычага управления, бугор, которыми осуществляются его повороты и торхолм, него, неколесная машина перекатывается через теряя соприкосновения с землей можение. своими колесами. Гусеничная же машина (танк), Действие же педалью сцепления, акселератодостигнув вершины холма, продолжает двигаться вверх, теряя соприкосновение с землей передней ром и правила перемены передачи одинаковы с автомобилем. Однако при трогании с места и частью гусениц до тех пор, пока от земли не движении по прямой водитель доллсен учитывать, отделится большая по весу часть машины и машина носом сразу спустится вниз. Это начто у танка, из-за наличия гусеничного хода, сопротивление движению значительно большее, зывается перевалом (рис,. 4). Итак, танк, двигаясь чем у автомобиля. Вследствие этого при двипо неровной местности, поглощает мелкие прежении на холостом ходу, даже по прямой, танк пятствия за счет работы подвески, а большие быстро теряет инерцию, останавливается и попрепятствия (холмы, овраги, рвы и проч.) преэтому водитель должен уметь очень быстро проодолевает перевалом. изводить перемену передач. Перевал состоит из трех моментов: движения Поворотытанка . Когда танк идет по прядо перевала, момент совершения перевала и двимой, у него обе гусеницы двигаются с одинакожения после перевала. вой скоростью. Для поворота надо, чтобы одна Движение до перевала (въезд на холм) произиз гусениц двигалась медленнее, или совсем педится на низшей передаче, как и при преодолерестала двигаться. В этом случае гусеница, пронии подъема. В момент наступления перевала должающая движение с прежней скоростью, бубыстро сбрасывают газ и, если спуск с холма дет забегать вперед и поворачивать танк в очень крутой, притормаживают. сторону замедлившей движение .или остановивКогда перевал уже почти закончился, водишейся гусеницы. Остановка или замедление движения гусеницы производится меньшим или больтель плавно прибавляет газ ив конце спуска с шим» подтягиванием рычага управления (см. рис. 3). Торможение гусеницы производится движением рычага управления на себя. Поворот должен совершаться плавно; резкий поворот может привести к разрыву или соскакиванию гусениц. При движении на высших скоростях поворот может производится на небольшой угол (10—15 проц.) При необходимости поворота на большой угол включаются низшие передачи и поворот производится по разделениям. Для этого рычаг берется на себя, поворот производится до 30°, после чего рычаг опять опускается для прямого движения, потом производится опять поворот до 30° и т. д. до взятия нужного направления. Таким образом нормально большие поворотыРис. 5. Преодоление танком окопа: 1) до перевала, 2) после перевала •холма переходит на высшую передачу, продолжая нормальное движение. Самым ответственным моментом является перевал. Водитель должен знать центр тяжести своей машины и чувствовать наступление момента перевала, чтобы своевременно сбросить газ и плавно спустить переднюю часть танка. Преждевременное сбрасывание газа приводит к заглушению мотора до перевала, а значит к застреванию танка на самом видком для противника месте. Позднее сбрасывание газа приводит к резкому падению.носа танка вперед, в результате чего может произойти повреждение ходовой части танка. Выключение сцепления во время спуска с холма и перевала строго воспрещается, так как приводит танк к стремительному, движению вперед. П реодоление окопов, рвов и канав. Преодоление окопов состоит из подхода к окопу, перевала на передней (задней) стенке, въезда на заднюю (переднюю) стенку и движения после преодоления окопа. Подход к окопу производится на низшей передаче. Перевал—по тем же правилам, как и для преодоления холма. После перевала танк своим носом должен коснуться противоположной стенки окопа (рис. 5). Водитель, нажимая на педаль газа, въезжает на противоположную стенку окопа по правилам] взятия подъема. В конце переезда, в зависимости! от ширины окопа (рва) и характера стеной окопа, может произойти маленький перевал. Танк, как правило, может преодолевать окоп шириною 0,5—0,6 своей длины. При преодолении окопа большей ширины танк проваливается носом в окоп и застревает. Вывод провалившегося танка очень труден и может быть произведен самостоятельно задним ходом только при твердом грунте. Техника преодоления рвов и- канав такая же, как и окопа. Преодоление вертикальных преп ятствий (стенок, ступеней). Величина возможного для преодоления танков вертикального препятствия зависит от высоты зацепа танка (рис. 6). Преодоление состоит из подъема танка на стенку, перевала через стенку и спуска со стенки. Самый ответственный момент—перевал и водитель должен его производить наиболее плавно с торможением гусениц. П реодолениезаболоченной местн остиидвижение по мягкому грунт у. При движении танк опирается на землю, как мы уже говорили, опорной поверхностью гусениц. Эта поверхность во много раз больше опорной поверхности колесного автомобиля. Поэтому удельное давление (на 1 кв. см площади) веса танка в6 раз меньше автомобиля (около 0,5 кг/кв. см.). Этим определяется спо>собность танка, глубоко не .проваливаясь, двигаться по мягкому грунту. Танк может преодолевать болотистую местность, проходимую для людей и лошадей, двигаться по глубокому песку, по илистому дну реки, снегу глубиной до 20—25 см и т. п. Короткие болотистые участки танк преодолевает с разгона. Длинные участки с мягким грунтом—на заранее включенной низшей передаче, позволяющей преодолеть весь участок без промежуточной перемены передач. В этом случае водитель должен избегать особенно резких остановок и поворотов.Рис. 6. Преодоление танком вертикальной .стенки а—высота зацепа танка Преодоление лесных препятствий, Танк свободно преодолевает кустарник и молодой лес. Легкий танк способен лобовым ударом на низшей передаче ломать деревья, тол- ' шиной до 25 см. Сломав дерево лобовым ударом танка, водитель преодолевает его заездом* сбоку. При таком преодолении танк не может застрять, при преодолении же лежащего толстого дерева (бревна) вдоль, с пропуском его между гусениц, танк может быть посажен «на брюхо»; Имея определенный клиренс, танк может двигаться по рубленому лесу только при небольшой высоте пней. Высокие пни (выше или вровень с клиренсом) для танка трудно преодолимы. Это слабое место танков используется* противником для устройства противотанковых заграждений путем пневания леса. Места с непреодолимыми пнями должны объезжаться или преодолевается по мосткам. Преодоление проволочных заграж дени й—чрезвычайно важное свойство танка в бою, так как дает возможность пехоте продвигаться во время наступления по проходам которые делают танки в проволочных заграждениях. Перед наступлением командир пехотной части ставит перед танками задачу: проделать определенное количество проходов дляпехоты. Легкий танк на 1-й и 2-й передаче преодолевает проволочные заграждения в 2—3 кола. Кроме перечисленных препятствий в бою танку приходится преодолевать ряд искусственных препятствий, сооруженных противником, чтобьг задержать движение танков. Хорошо овладев техникой вождения танка к умея быстро находить выход из любого создавшегося положения, водитель танка может преодолеть и эти искусственные сооружения. При преодолении всех препятствий водитель. должен придерживаться следующих правил:1. Оценить препятствие на-ходу и найти наиболее выгодное место и направление для его преодоления. В этом водителю помогает командир танка, наблюдая препятствие из башни. 2. Преодолевать всякое препятствие, как правило, под прямым углом. 3. Не допускать остановки танка и особеннозаглушение двигателя во время действия. На этом мы заканчиваем рассмотрение работы: водителя танка. Если у читателей возникнут вопросы, необходимо их переслать в редакцию для получения дополнительных разъяснений. В следующей статье мы осветим работу шофера при военных автоперевозках. N. Среднее»Е'