16
17
18
Инж. С. нотовРЕМОНТ АВТОМОБИЛЯ НОВЕЙШИМ ОБОРУДОВАНИЕМ СОВЕТСКОГО ПРОИЗВОДСТВАСТАТЬЯРАСТОЧКА ШАТУННЫХ ПОДШИП1Подшипники после заливки их баббитом или другим антифрикционным сплавом поступают на расточку. Баббит, снятый с подшипников, бывших и работе, может быть использован лишь для подшипников с, валами, работающими на небольших оборотах. Для подшипников двиганиже приспособлением, стоят довольно дорого. Расточка .на токарных станках не всегда достигала требуемой точности, предъявляемой к подшипнику, после расточки приходилось тратить много времени на пришабривание подшипника по шейке вала| и на производство галтелей по ребрам подшипников. Операция по расточке и подгонке одного подшипника на станке -отнимала около 8 часов. На нижеописываемом приспособлении, поставленном на отечественное производства, все операции по расточке и подгонке шести шатунных и семи коренных подшипников занимают округленна, 18 часов. Работа на приспособлении для расточки шатунных подшипников Для установки шатуна с растачиваемым подшипником в приспособление необходимо знать точное расстояние между центрами шатунного подшипника и поршневого пальца. Предварительно по этому, расстоянию винтам и ручкой Н передвигается! бабка Л (рис.) 2). После закладки шатуна бабка устанавливается чертой против соответствующего деления на градуированной пластинке, прикрепленной к станине. Шатун закладывается в сборе с поршневым пальцем и подлежащим расточке подшипником, причем между половинками подшипника; кладется .установленное количество прокладок. Шатун помещается между двух вилок К, на которые он опирается краями свой головки, обработанными на заводе. Вилки регулируются винтом, имеющим правую и левую резьбу, что позволяет обрабатывать 'подшипники шатунов разных размеров. После того как шатуи| помещен а приспособлении, на резценосительном шпинделе Гсп @4кV•• • • j*1•••• :•>•>.£'• "V I• мякМШкРис. 1. Проверка плоскости соединения половинки подшипника по проверочной плите телей автомобилей или тракторов он непригоден. Прежде чем монтировать для расточки нижнюю половину подшипника с верхней, необзводимо пришабрить по специальной проверочной плите места соединения половинок подшипников (рис. 1). Расточка сплава, залитого в шатунные подшипники, раньше производилась на токарных -«ганках, которые, по сравнению с описываемымД Рис. 2. Установка шатуна в иряспособлеиии для расточки подшипника0®!SZ^liЩаай***"» мощью микрометра Е устанавливается резец 3. Диаметр растачиваемого подшипника должен быть на 0,001 больше! диаметра шейки коленча-ловки имеют две выемки. Вставленный в эти.* выемки специальный ключ а при затяжке гайки упирается в тело, заменяя собой головку болта.. Приспособление для прорезки масляных и холодильных канавок в подшипниках Авторемантеры вполне заслуженна обращают большое'внимание на тщательность произволе. масляных канавок в заливках подшипников. В тоже время многие из них недооценивают значения маслохолодильных канавок. Поэтому мы считаем уместным сказать, что холодильные канавки-! являются одной из важнейших особенностей смазочной системы. Они требуют к себе особого внимания, таге как являются резервуаром масла. и распределителем его по всему подшипнику. Малоопытные и невнимательные ремонтеры проделывают иногда маслоохладительные канавк& насквозь по всей длине краев подшипника, отчего масло вытекает и только незначительнаячасть его попадает на шейку коленчатого вала. В результате происходит чрезмерный износ й» > даже плавка подшипников. Приспособление для нарезки масляных канавок До последнего времени нарезку масляных канавок подавляющее большинство авторемонтных мастерских производило ручным резцом—способ-. чрезвычайно медленный и дающий низкое качество продукции. Сейчас для этой операции применяется специальное приспособление. На рис. 6 показан кондуктор-рамка А этогв^ приспособления с прорезью 1, по которой на-Рис. 3. Расточка шатунного подшипника, производимая рукояткой В того вала. Этот зазор делается на масляную пленку и на расширение вала при нагреве. Резценосительный шпиндель имеет на конце А нарезку в 76 ниток на 25 мм, вследствие чего получающаяся зеркальная поверхность растачиваемого подшипника не вызывает необходимости пришабривания его па шейке вала. Шпиндель с отрегулированным по микрометру резцом вставляется в отверстие И, где с одной стороны центрируется головкой Д, а с противоположной стороны—на конец шпинделя А накидывается и закрепляется специальная разъемная бронзовая гайка б. Продвигаясь нарезанным 1 хвостом по резьбе гайки, шпиндель растачивает подшипник. На рис. 3, где показана операция расточки, обе половинки гайки б соединены барашком. Эта гайка обнимает нарезанный хвостовик А резценосительного шпинделя, который, вращаясь рукояткой В, двигается с резцами внутри подшипника, растачивая его. На этом универсальном npHcnocodneHKH после соответствующей установки может с успехом работать слесарь второго разряда. Производство галтелей на торцах подшипника После расточки подшипника шатун переносится на дополнительное приспособление (рис. 4), где производится обработка галтелей на обоих торцах подшипника. Дополнительное приспособление имеет набор валов, соответствующих по диаметрам, обрабатываемым подшипникам шатунов. Вся операция производится чрезвычайна просто, быстра и точно. Шатун устанавливается на валу расточенным подшипником; резец А при помощи винтов 6и в, Двигающих его и по вертикали и по горизонтали, устанавливается неподвижно в требуемом положении; шатун же вращается рукой и за несколько оборотов принимает на своем торце нужное закругление, с соответствующими габаритами. Для сохранения резьбы на основных болтах и гайках и экономии времени при свертывании кореннных подшипников для приработки и при подгонке их па коленчатому валу специально применяются так называемые ремонтные болты (рис. 5). '. Эти болты не имеют головки и вставляются в отверстие вместе с навинченными на них гайками. Противоположные концы болтав вместо гоРис. 4. Приспособление по Обработке галтелей на торцах шатунного подшипника жравляется резец при нарезке канавки. Кондуктор своей рамкой устанавливается на плоскости половинки подшипника и через отверстие з дори.аертывается двумя болтами к половине подшид-Ёif ,ем подшипнике блока для нарезки холодильных канавок, приведено на рис. 9. Работа с приспособлением производится следующим образом: рамки привертываются к половинке подшипника двумя болтами через отверстия, в которые входят болты, держащие крышку подшипника. Внутри левой—утолщенной—части рамки имеется бронзовая полугайка,' которая своей нарезкой прижимается через пружину к нарезанной /ЩА НИ""• • - >1.•'$Рис. 5. Специальные, без головок болты, применяемые при свертывании подшипников во время ремонта •пика. В круглое отверстие 4 вставляется шпиндель 2—5 с резцом (рис. 7 и 8). Шпиндель, повернутый резко руками на полоборота, за 1/i минуты проделывает идеальную масляную i канавку. t Само собой разумеется, что кондуктор имеет прорезы 1 применительно к конфигурации и размеру масляной канавки, того или иного подшипника и шпиндель 5, в зависимости от этого же, поворачивается в левз'.го или в правую сто-роеу.•Рис. 7. Нарез<а. масляной канавки в крышке подшипника части резценосигельнога вала а. При повороте ручки б вал движется вдоль подшипника и резцом в нарезает холодильные канавки у обоих бортиков половинки подшипника. Процесс на нарезке двух холодильных канавок на одной половине подшипника с установкой и снятием рамки, занимает 8 минут. Из этого времени большая доля падает на операцию продвижения резценосительного шпинделя при нарезке канавок. Происходит это вследствие того,Рис. 6. А—кондуктор-рамка для нарезки масляных канавок в подшипниках. Б—державка, употребляемая при нарезке канавок в крышках подшипников . Для нарезки канавок в крышках подшипников применяется специальная державка , Б-8 (рис. 6 и 7). К этой державке, завернутой в обыкновенные тиски, прибалчивается двумя болтами крышка' подшипника. 4 Приспособление для нарезки холодильных канавок В свое время тргст Гаро включил в программу производства изготовление такого приспособления. Это приспособление, установленное на треть.,• ' :...ш'Щзт^0шшW'Рис. 8. Нарезка масляной канавки в третьем коренном подшипнике блока что нарезка на шпинделе и полугайке Для чистоты работы дана с очень мелким шагом и используется немеханизированным способом. Кро-