14
15
Работа шофера зимойЗима в большинстве районов нашего Союза сопровождается морозами и снегопадом.. Снегопад делает дороги более или менее гладкими и скользкими, а {морозы изменяют условия работы приборов и механизмов автомобиля. Автомобиль очень чувствителен к изменению дорожного покрова. Скользкая поверхность дорог, особенно в гололедицу, создает трудность в вождении автомобилей и при недостаточном умении шофера и его неосторожности может послужить' причиной аварий и поломок машин. С другой стороны, морозы при неправильном уходе шофера за системой охлаждения, смазки и пр. могут привести к замораживанию воды в радиаторе ив рубашках цилиндров, разрыву маслопроводов и, наконец, к расплавлению подшипников, т. е. к выходу маЩины из строя. Таким образом мы видим, что зимой, если шофер недостаточно подготовлен, аварийность может серьезно повыситься. 5. Качество масла в очень большой степени зависит от правильной заводки двигателя: заливка горючего в цилиндры при заводке приводит к протеканию его в картер двигателя ик ухудшению качества масла. Поэтому при заводке шофер не должен засасывать много рабочей смеси в цилиндр, а также злоупотреблять заливкой горючего в цилиндры. Перейдем теперь к правилам ухода за системой охлаждения. Система водяного охлаждения, как наиболее чувствительная к морозам, требует особенно тщательного ухода со стороны шофера. Задача шофера состоит в том, чтобы: а) не допустить замораживания воды в системе охлаждения, а значит разрыва трубок в радиаторе и разрыва рубашек цилиндров и б) обеспечить нормальную работу системы охлаждения. Для этого нужно выполнять следующие правила: 1. Система охлаждения должна быть очищена от накипи. Состав для очистки: на 1 ведро воды 700 кг каустической соды или едкого натра Правила ухода за автомобилем зимой (щелочи) и 150—200 г. керосина. Этим составом Начнем рассмотрение правил ухода с сиснадо залить всю систему охлаждения и остатемы смазки. вить на ночь, утром состав вылить, а систему 1. Каждому шоферу должно быть известно, промыть при работающем двигателе. что при низкой температуре масло густеет и, 2. Для предохранения если оно вообще густое, то может дойти до таждения от замерзания к системы водяного охлаводе примешивают векого состояния, что совсем потеряет свою текущества, понижающие температуру замерзания вочесть и не сможет двигаться по маслопроводам ды. Такие смеси называются незамерзающими. для смазки работающих меанигмоз. Обыкновенно к воде примешивают спирт или Поэтому первое правило состоит в том, чтобы глицерин. Для районов, где температура колезимой менять масло в двигателе на более жидблется около —20°, рекомендуются следующие кое И устойчивое к загустению и на этом сорте составы незамерзающих смесей: 14% денатурироц масла работать всю зиму. ванного спирта и 86 оо воды, или 15% глице/ Инструкцией ДАНИИ установлены для зимы рина и 15°/о денатурированного спирта на 70% следующие сорта масел: воды. Применение незамерзающих смесей упрощает уход за автомашиной и предупреждает при Для двигателей ГАЗ и Форд . . . . автол с 6» данной температуре от замерзания воды в сиЗИС и АМО . . . . i «8» стеме. > > Яз и Яг « «10» Если зимой автом'обиль заправляется обыкновенной водой, то уход за системой охлаждения Однако в районах с очень сильными морозами е состоит в следующем: (30 и' выше) могут употребляться еще более жидкие сорта масла (автол «4»). а; при хранении в холодном гараже или под 2. Сроки смены смазки уменьшаются и должоткрытым небом после работы система охлаждены производиться после прохода автомобилями ния совершенно освобождается от воды. Шофер 700 км (для всех марок), так как жидкие масла должен открыть все спускные краники (у радиатора, водяной помпы ив блоке цилиндров), \ быстрее теряют свои смазывающие свойства. 3. Если автомашина хранится в холодном гавыпустить воду, а после спуска дать поработать раже или под открытым небом, то при морозах двигателю еще минуты 2—3, чтобы совершенно выше—10° рекомендуется после работы теплое очистить его от воды; масло выливать из картера двигателя и ставить б) перед работой двигатель заправляется тольего в помещение, а реред заводкой подогревать ко горячей водой (около 50°); холодная вода и теплым заправлять в картер двигателя. Это при соприкосновении с холодным металлом зазначительно облегчает заводку. При этом .шофер мерзнет, а кипяток вызовет образование трещин должен следить за чистотой масла: перед вылив трубках радиатора. Заправляемая вода должна ванием масла из картера тщательно очистить быть кипяченой, так как она меньше дает насливную пробку и сливать масло только в соверкипи, что при ежедневной смене воды чрезвышенно чистую посуду. Заправку также произвочайно важно. дить теплым (подогретым) свежим маслом. При отсутствии кипятильников горячую воду, 4. При заводке холодного двигателя, когда выпускаемую из системы охлаждения, можно совыливания масла из картера не производилось бирать в бачки и сохранять в простейших тер(остановка в пути, температура около —10°), шомосах (бачок, поставленный в ящик или бочку фер после заводки должен прогревать двигас деревянными опилками и герметически закрытель на малыхоборотах , так как загустевтой деревянной крышкой). шее масло не может быстро проходить по масло3. Все автомобили для работы зимой должны проводам. Прогрев на больших оборотах может быть снабжены теплыми капотами, надеваемыми привести к разрыву маслопроводов и даже к на радиатор. Капот должен спереди иметь клапан, подплавлевию подшипников, работающих без который открывается при движении и закрымасла. вается совсем на стоянках (см. рис.). При дли- чшд i in* щнпппАБВПравила пользования теплым капотом на радиаторе. А — температура до—10°Ц—в движении клапан капота открыт, Б—температзра ниже—10°Ц — в движении клапан капота открыт наполовину, В—на остановке (стоянке) клапан капота тщательно закрыт Задача шофера состоит в том, чтобы ни в тельных1 остановках в пути (более 30 мин.) шокоем случае не превышать этих норм и добифер должен периодически производить прогрев ваться экономии й расходе горючего. двигателя путем его заводки и работы в течение 2—3 минут. Частота прогрева зависит от температуры.Правила ухода за электрооборудованиемПравила ухода за карбюрацией1. Холодный зимний воздух находится в сгущенном состоянии; от этого происходит обеднение рабочей смеси. Для получения нормальной рабочей смеси карбюратор должен быть отрегулирован на более богатую смесь, а у а|втомобилей Форд и ГАЗ разрешается работать при отвернутой игле компенсатора (пусковая игла) на У*— 7г оборота. 2. Зимой заводка холодного двигателя затруднена; ее значительно облегчает заправка горячей водой и маслом. Сам процесс заводки холодного двигателя должен производиться вручную, следующим образом: шофер при выключенном зажигании и закрытой воздушной заслонке засасывает рабочую смесь в цилиндры путем проворачивания несколько раз (2—3) двигателя; после этого он включает зажигание и производит заводку. Расход горючего для зимы несколько увеличивается, и Цудбртранс разрешает повышать нормы расхода до 10°/о. С 10-процентной надбавкой эти нормы для разных марок следующие: , ГАЗ-А . . . . . . . . 12,1 кг на 100 км пробега 1 АЗ-АА . . . . . . . . 19.8 „ „ 100 „ АМО-2 и АМО-3 . . . 33,0 „ „ 100 „ ЗИС-5 36,3 „ „ 100 „ Я-5 46,2 100 Примечание . Соответственно повышаются нормы расхода масла.Зимой день очень короток и автомобилю приходится много работать с зажженными фарами. Поэтому зимой система электроборудования должна работать безотказно. Наибольшее внимание шофер должен обращать на уход за аккумулятором. 1, Не реже 1 раза в шестидневку проверять уровень электролита и производить его доливку дистиллированной водой, в крайнем случае заменяя ее растопленным чистым снегом. Следить за зарядкой аккумулятора, своевременно подзаряжая его. Один раз в шестидневку зачищать контакты у аккумулятора. При хранении машины при температуре в — 20° и ниже прикрывать аккумулятор тряпками или специальной теплой покрышкой, во избежание замерзания электролита. 2. Холодный двигатель не заводить стартером, а только от руки, так как это приводит к бы' строй разркдке аккумулятора и может привести к срыву зубьев шестерен на приводах стартера к маховику. Кроме перечисленного надо помнить, что автомашина должна содержаться в чистоте, особенно двигатель,—это предохранит от воспламенения двигателя при ударе в карбюратор вследствие бедной рабочей смеси. В следующей статье будут, освещены правила вождения автомашины зимой и вывод машины при буксовании. М. СреднееТоварищи рабкоры! Пишите в журнал о результатах годового дорожного строительства в вашем районе и об участии Автодора в этой работе. В корреспонденциях следует осветить выполнение обязательств, взятых на себя автодоровскими организациями по социалистическому договору с Чувашией.