17
18
19
ЮВЕТСНИЕ ВЕЗДЕХОДЫ И АЭРОСАНИ:здоV/ февраля в Москве состоялся старт организованного Центральным советом Автодора Всесоюзного пробега аэросаней и вездеходов, по маршруту Москва—Архангельск—Ленинград—Смоленск—Москва, общим протяжением около 5000 километров. В пробеге, задача которого испытать советские аэросани и вездеходы в условиях снежного бездорожья, участвует два типа вездеходов: вездеходы научного автотракторного института конструкции инж. Сонкина и вездеход конструктора Гусева, недавно премированный по всесоюзному конкурсу вездеходов. 'В~о~ЖиЖаШиих номерах будут даны подробные материалы об итогах пробега. Мы начинаем освещение этого пробега с технического описания участвующих в нем конструкций советских вездеходов.ВЕЗДЕХОДНАТИспециального профиля. В промежутке между колесами на тех же рамках устанавливается балансирный рычаг, на крайних осях которого балансиряо же монтируются соединенные между собой траверсами поддерживающие ролики (бегуны). Описанная подвеска бегунов обеспечивает гусеничной ленте возможность облегания всех неровностей пути. На колеса и бегуны надевается бесконечная резиново-металлическая гусеница, снабженная с внутренней стороны ребордой, а с таружной — резиновыми беговыми башмаками. Реборда входит 'в промежуток между скатами колес и бегунов и препятствует соскакиванию гусеницы при поворотах и езде. Беговые башмаки предохраняют гусеницу от износа при езде на твердом грунте. Колея как двойного ската передних колес, так и льгж соответствует колее движителя. Это имеет особое значение для езды на снегу: лыжи, уминая снег, подготовляют достаточно плотный грунт, обеспечивающий восприятие толкающего усилия, передаваемого на грунт. гусеницей. Основная характеристика вездехода следующая: Грузоподъемн ость: а) для песка, осеннего и весеннего бездорожья—1,5 т или 1т на платформе и прицеп, общий вес которого равен 1 т.Полугусеничный автомобиль—вездеход НАТИ сконструирован т, Сонкиным на базе нормального, полуторатонного автомобиля ГАЗ-АА. Вездеход приобретает высшую проходимость благодаря установке на чул;се заднего моста движителей гусеничного типа и на передней оси, в зависимости от характера грунта,— лыж или двойного ската колес. Для установки «движителей не требуется никаких переделок в стандартном автомобиле. Движители являются лишь добавочным механизмом, устанавливаемым вместо задних колес. Таким образом любой автомобиль ГАЗ-АА может быть при наличии движителей обращен в вездеход. Устанавливая вместо движителей колеса, мы получаем нормальную машину. Изменение передаточного числа (увеличение его) достигается цепной передачей, которая является элементом движителя. Характерной особенностью движителя НАТИ является возможность его вращения вокруг оси заднего моста. Вследствие этого обстоятельства, приспособляемость движителя к неровностям грунта является максимальной и,, следовательно, повышается проходимость автомобиля. Движитель представляет собой двойную рамку, на концах которой в особых ползунах, служащих для натяжки цепей и гусеничной ленты, монтируются двойные скаты колес с плевмагикамиВездеход НТ на испытаАИ ниях по бездорожьюФото автора\ Расход топлива в зависимости от характера грунта от 0,4 до 1,0 кг/км. i Зездеходы этого типа за последние годы подвергались ряду серьезнейших испытаний. i В 1932 г. два вездехода НАТИ совершили 1 500-километровый пробег по пустыне Кара-Кум, показав прекрасные результаты в отношении их проходимости по сыпучим пескам и «барханам» пустыни. W «ИВ* В 1933/34 г. два вездехода НАТИ работали в Арктике, на Таймырском полуострове, где машины сделали 3 440 км в тяжелых условиях полярной зимы при температуре ниже 40° С. И здесь вездеходы показали себя; а самой положительной стороны. Ш&ШггШ?^<Ш,,^М?1 Наконец осенью 1934 г. вездеходы подверглись серьезному испытанию под Москвой в условиях заболоченной местности, песков и сильно Вездеход НТ преодолевает болото АИ Фото автора пересеченного профиля, пути. Специальная комиссия заинтересованных организаций, проводившая эти испытания, дала о вездеходах также положительный отзыв. б) для снега —1,2 т или 0,9 т на платформе В настоящее время вездеходы НАТИ подгои прицеп на лыжах общего веса в 0,75 т. товляются к своему последнему экзамену — больСкорость: шому испытательному пробегу на север, организуемому Центральным советом общества Авто ­ 1) по сыпучим пескам—8—12 км/час, дор. 2) по верблюжьей тропе — 15—20 км/час, Заинтересованными организациями поставлен 3) по бездорожью (размытые грунтовые дороперед правительством Союза вопрос о скорейшем ги) —15—20 км/час, серийном производстве вездеходов — этого необходимейшего вида транспорта для хозяйствен4) по снежным дорогам—15—20 км/час, ных и оборонных нужд Советского союза. 5) по снежной целине—6—12 км/час.Е ЗДЕХ0Д тов. ГУСЕВ начале XX столетия Кегресс предложил принцип применения так называемой вездеходной цепи или гусеничной передачи для увеличения проходимости обычного автомобиля. Дальнейшее стремление к изготовлению автомобилей с повышенной проходимостью и грузоподъемностью привело к созданию специальных конструкций, которые можно разбить на три категории: трехосные автомобили с одной, с двумя ис тремя ведущими осями. Первый тип автомобилей развился из нормальных двухосных машин с одной ведущей осью (задней) путем удлинения рамы и подведения второй поддерживающей оси. Все автомобили этого типа в, подавляющем большинстве рассчитаны только на повышение грузоподъемности, но отнюдь не на повышение проходимости. Ко второму типу автомобилей относятся трехосные машины с двумя задними ведущими осями, которые также в большинстве развились из нормальных конструкций машин с одной задней ведущей осью. Ряд фирм, выпускающих автомобили такого типа, использует для них те же двигатели и части трансмиссии, что и для своих нормальных двухосных автомобилей. Некоторые же фирмы выпускают для определенных моделей нормальных автомобилей отдельно вторую ведущую ось, демультипликатор, детали и фальшивку, удлиняющую нормальную раму, путем установки которых любой стандартный автомобиль данной модели может быть сравнительно легко и быстро превращен в трехосный с двумя ведущими осями. Трехосный автомобиль со всеми тремя ведущими осями относится к группе автомобилей, Общий вид -автосаней - вездехода Гусева конструкции тов. которые уже не могут быть получены из нормальных конструкций и требуют специального изготовления как агрегатов, так и отдельных механизмов. Для углубления и усовершенствования существующих конструкций вездеходов и съемных приспособлений, а также для создания новых оргинальных машин и приборов Центральный совет Автодора провел всесоюзный конкурс на вездеходы, на съемные приспособления для повышения проходимости нормальных автомобилей, мотоциклов и тракторов, на съемные приспособления к тем же видам транспорта для езды по снегу и, наконец, на вездеходы-амфибии. Автосани-вездеход конструкции Гусева 1—трапеция для крепления лыж, 2бесконечная резиновая лента, 3—разъемные хомуты, 4—задний мост, 5—металлические ролики с резиновой поверхностью, 6—качающийся треугольник, 7—добавочная рессора, 8—основная рессора, 9—центровый рессорный палец, 10—поперечная тяга и распорная. Справа разрез по CDНа конкурс, объявленный Центральным советом Автодора, было представлено 86 проектов и одна готовая конструкция. Готовая конструкция автосаней-вездёхода, описание которой мы даем ниже, принадлежит заведующему гаражом СНК СССР т. А. Г усеву . Автосани-вездеход т. Гусева представляют собой несколько измененную конструкцию нормального автомобиля ГАЗ-А. Особенности конструкции сводятся к следующему (см. чертеж). Передняя ось с тормозами и тормозными тягами с точки зрения подвеаш остается неизмененной. Для проходимости по снегу в конструкцию введены лыжи 1 размером 350 X1 800 мм, закрепленные к передним колесам автомобиля посредством специальных кронштейнов, верхние концы которых прикреплены к поворотным цапфам передних колес. Для проходимости как по укатанной дороге, так и по рыхлому снегу в лыжах сделаны прорезы, дающие возможность свободного вращения колес. Лыжи находятся выше основания протектора покрышки на 50 см. Подвеска лыж к цапфам колес деценгрированная. Укороченный карданный вал первого заднего моста 4с двум'й шарнирами заключен в трубу, на раму 10. Задний конец трубы прикреплен болтами к Картеру заднего моста, а передний посредством шарнирного сцепления соединяется с поперечинами рамы.