16
17
18
ФЯБРИЧНО-ЗЯВОДСКИЕ ОТБРОСЫ —ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯУКРЕПЛЕНИЕ ДОРОГ ШЛАКАМИПостановление СНК СССР ог 6 ноября 1934 г. «О мероприятиях по улучшению дорожного хозяйства» обязывает сосредоточить исключительное внимание на улучшении ремонта и содержании существующей дорожной сети, а таюке приведении в текущем году) в проезжее состоячие подъездных путей к стройкам и действующим фабрикам и заводам.ДОРОГОтбросов, которые с успехом можно использовать для улучшения дорог, много. Таким» отбросами являются, например, различные шлаки—побочные продукты, получающиеся при выплавке металлов (чугуна, железа,~ меди). Доменные шлани Основными видами шлаков, используемых в дорожном строительстве, являются доменные шлаки, получаемые при выплавке чугуна. Через определенные промежутки времени шлак выпускается из доменной печи в специальные ковши, затем отвозится и сваливается в отвал, где распадается на куски различной величины. На металллургических заводах скапливается большое количество доменных шлаков (более 100 млн. тонн по всему Союзу). За вторую пяти-Рис. 1. Улучшение грунтовой дороги шлаком Для того, чтобы обеспечить совхозы, колхозы, МТС, фабрики и заводы!.хорошими дорогами не обязательно строить только шоссе из каменного щебня, мостовые или1 асфальтовые дороги. Такие дороги нужны лишь при очень густом и чапргженном движении. Бесперебойный и нормальный проезд автомобилей и гужевых повозок может быть обеспечен путем постройки более дешевых дорогулучшенных и укрепленных дешевыми местными дорожностроительными материалами. Помимо обычно используемых на местах для дорожного строительства материалов (песок, гравий, торф, камень й т. п.) особого внимания заслуживают отбросы, и отходы на предприятиях различных отраслей промышленности. Накапливаясь в больших количествах, они только загромождают территорию предприятий н мешают производству. Эти даровые мат ериалымогутидолжныбыть прим ененывстроительстведоропВ результате мы получим хорошие дороги ив то же время] -очистим заводские дворы. Проводя дорожностроительные работы на местах, при выборе способа) улучшения тех или иных дорог, следует учесть особенности производства близлежащих промышленных предприятий, учесть характер неиспользуемых ими отходов. Особо это надо иметь в виду при улучшении подъездных путей к заводам и фабрикам, где дальность перевозки таких материалов невелика.Рис. 3. Досчатая трамбовка-хлопушка летку запасы шлаков в СССР должны увеличиться, примерно, еще на, 15—17 млн. тонн. Как видим, неиспользуемые запасы этого материалаколоссальны. J По своему химическому составу доменные шлаки бывают кислые, нейтральные! и основные. Для дорожных работ наиболее употребимы кислые шлаки, которые отличаются большой твердостью и не разрушаются под влиянием воздуха. i Основные доменные шлаки непрочны и довольно быстро превращаются в пыль. Из остальных видов шлака некоторое применение в дорожном строительстве находят шлаки, получаемые при переработке чугуна (литейный шлак) и при производстве стали и литого железа из чугуна (мартеновский и бессемеровский шлаки). Первые из этих' шлаков имеют остроугольные куски и кроме Torof сильно подвержены1 износу. Поэтому применение их может быть целесообразным только в нижнем слое шлаковой россыпи. Вторые более устойчивы! и использование их может быть допущено в ряде случаев ив верхнем слое россыпи. За границей доменныг и другие виды шлаков уже давно употребляются в широких размерах для улучшения дорог в районах металлургических заводов. -В СССР применяются преимущественно доменные кислые шлаки, которые используются для улучшения грунтовых дорог, устройства оснований под шоссе и мостовые, а также дляРве. 2. Подготовка ящика для шлакового шоссе Зератогслои <уе/о**огРис. 4. Подготовленное песчаное основание под россыпь шлака разнородного по своему размеру, составу и даже происхождению. Толщина этой коры доходит до 25—35 см. Неоднородность шлаковогоматериала, несмотря на значительную толщину укрепления, вызвала на этих дорогах образование выбоин и волн) глубиной до 15—20 см. Несомненно, что отсутствие ухода' за этими дорогами также сыграло значительную роль в расстройстве их поверхности. Позднее построенные участки имеют меньшую' толщину покрытия и находятся в лучшем состоянии, что было достигнуто применением! более однородного материала с предварительной его сортировкой. В Америке, в штате! Делавар, в 1930 г. были улучшены шлаками многие из дорог местной сети. До этого большинство их в осеннее время становилось почти непроезжими. Для улучшения применялся шлак в количестве около 650 т на 1 км при ширине россыпи 4,9 м. Наилучшие результаты были получены на! тех дорогах, где шлак имел размеры от 0,2—2,5 см. Весь этот материал рассыпался по подготовленному основанию равномерным слоем толщиной около 10 см[ в рыхлом виде, с последующим его уплотнением. После этого дороги стали вполне удобопроезжими. Применение шлаков для постройки шлаковых шоссе Доменные ( к ислые ) ш лакис успехом могут быть использованы при постройке шоссе. К шлаку, предназначенному для постройки шоссе, должны быть предъявлены следующие основные требования: 1. О днородность , при плотном, тонко кристаллическом строении. Это требование проверятся непосредственным осмотром материала, с отсортировкой сильно' зубчатых, пенистых и стекловидных кусков. Содержание таких кусков в шлаке не должно превышать 5—8 проц. по весу, так как эти-куски весьма сильно поддаются износу. 2. С опротивлениесжатиюв сухом состоянии не менее 1 200 кг/см2. 3. И зносвбарабанеДеваля 6,5—7 проц. по весу. 4. В лагоемкость при вымачивании в течение 96 часов не более 3 проц. по весу, приустройства шлаковых шоссе, которые затем обрабатываются битумными или дегтевыми материалами. ' Однако, несмотря на такие большие запасы шлаков, при отсутствии в ряде районов нужного количества дорожного камня, вопросам использования шлаков до сих пор уделялось, крайне мало внимания. До сего времени наши дорожные научноисследовательские институты не изучили, как следует, особенностей использования различного рода шлаков для дорожных целей и еще не разработали соответствующих технических условий для производства работ. Использование шлаков на местах для улучшения дорог идет кустарно, нет достаточной научно-технической базы и т. д.ьi/poSswS ВЕд. гиос&тонdРис. 5. Шаблон для дорог В ближайшее же время этот пробел должен быть восполнен. Наши дорожные научно-исследовательские институты должны заняться! этими вопросами и включить в план своих работ не только изучение шлаков и производство^ работ, но ц дать соответствующие указания промышленности по сортировке шлаков до подачи их для предварительной обработки на дорожные цели. Применение шлаков для улучшениягрунтовых дорог Использование шлаков для дорожных работ производится в общем теми же приемами, как и гравия на гравийных дорогах. Работы сводятся к россыпи шлака (предварительно разбитого в щебень) одним или несколькими слоями по подготовленному основанию с последующей укаткой катком. Крупные куски шлака рассыпаются преимущественно в нижнем слое россыпи, а более мелкие—в верхнем (рис. 1). , Старые шлаковые дороги, сохранившиеся в Донбассе, на Урале) и в других районах, в ряде мест имеют очень толстую кору шлака, весьма•гб/ут&я f5e.M (послеjfXxmxt/) Рис. 6. Поперечный вид шлакового шоссе ;,• ;:ЩРис. 7. Шлаковое шоссе на Кояново Юговском тракте Пермского округа полной отдаче влаги в течение 8 дней высушивания в комнатной температуре (18—20" Ц). 5. В ыщелачивание (раст воримость) в воде не более 0,2 проц. Это испытание производится кипячением тонко измельченного шлака s(50 г) в дистиллированной воде (500 см3) в течение 5 час. Помимо этого должна быть прозерена устойчивость шлака путем изучения его в ультрафиолетовом свете по способу доктора Гутмана. Для производства всех этих испытаний и установления пригодности шлака для дорожных работ можно связаться или) с меашй лабсртюрпей завода, или с ближайшей дорожной лабораторией. Существующие способы работ при постройке шоссе из шлаков мало чем отличаются от принятых способов устройства шоссе из щебня. В 1928 г. дорожным отделом Пермского окрисполкома (Урал) был построен участок шоссе из шлака на Коянозо-Юговском тракте, проходящем по тяжело-суглинистому грунту., Для этого были использованы старые отвалы доменного кислого шлака Юговското зазода. Взятые образцы шлака дали следующие результаты при испытании в лаборатории: а) временное сопротивление на сжатие средней пробы в сухом состоянии . . . 914 кг/см2, б) коэфециент (по Девалю) . . . 7,6 проц., в) влагоемкость при вымачивании в течение "96 час 1,1 проц. по весу. При полной отдаче влаги в течение 8 дней высушивания при комнатной температуре 418-20- Ц) г) растворимость в воде среднего образца ©,16 проц., . д) объемный вес средней пробы. . . 1340. В течение зимы шлак был подзеоец к месту работ гужом и раздроблен в щебень размером 35—75 мм. При заготовке особое внимание было обращено на его сортировку. Откидывался шлак еильно зубчатый, пенистый щс екло:ид:1Ый, как имеющий недопустимый коэфициенг износа (стекловидный кроме того плохо выдерживает "1 «з морозы).Перед началом работ были тщательно исправлены все искажения продольного и поперечного профилей земляного полотна дороги и на ширину будущей шлаковой россыпи в 5,5 м устроено корыго (ящик) и водовыводящие воронки (рис. 2). Одновременно- были проверены и прочищены все водоотводы (боковые, отводные и нагорные канавы). 1 Дну корыта была придана поперечная выпуклость 0,04 (подъем на 1м от краев, в середине 4 см) и оно было уплотнено катком весом в6 т. Воронки на высоту 15 см были заполнены щебнем из шлака, позерх коюрого уложен слой дерна травой'вниз, а оаальная 4acib досыпана местным грунтом с приданием обочинам поперечного уклона в 0,05. • После этих подготовительных работ в ящик был нанесен слой толщиною в 18 см среднезернистого песка, с тщательным его выравниванием под шаблон и утрамбовкой досчатой трамбовкой-хлопушкой (рлс. 3) с поливкой водой, и выложены по шнуру по краям ящика верстовые куски шлака (размером по высоте 22—25 см). Подгоюолшн.е песчаное основание и уложенная верста приведены на рис.. 4. Вслед за этим по подготовленному основанию была произведена россыпь слоя прогрохоченного шлакового щ^бля размером 35—75 мм в рыхлом состоянии—20 см. Щебень тща.ельло разравнивался граблями. Правильное ib придаваемого! дороге уклона выверялась по колышкам, выставленным по нивелиру через 50 м, а правильность поперечной выпуклости при помощи досчатого шаблона (рис. 5), перемещаемого по мере продвижения россыпи. Затем щебеночная россыпь была' укатана сначала катком весам в6 г, а потом] в 8 |т. До этого были уплотнены обочины. Укатка россыпи производилась полосами or краев к середине дороги, с перекрытием смежных полос на 20—30 см. После укатки была произведена россыпь крупных высевок из шлакового щебня, размером 10—35 мм, слоем до 4 см, с тщательным разметанием по поверхности слоя с последующей укаткой. За:ем тахим же поряд ом прои во;шгсь россыпь и укатка мелких высевок размером 10—15 мм, слоем 1—1,5 см, после чего была произведена уже окончательная отделка шоссе. При укатке щебня наблюдалось, что шлак имеет свойство внезапно округляться. Эю необходимо проверить на других опытах и иметь в виду, чтобы не допустигь перекатки шоссе. За время эксплоатации этого участка шлакового шоссе, несмотря на ДОЕОЛЫЮ большое движение, замешых разрушений не было. Правда, в сухую погоду дорога слегка пылит темной тяжелой пылью, но это ничуть не умаляет ее достоинства, как вполне прочной дороги. На рис. 7 показан вид этого участка шоссе в эксплоатации. Таких примеров использования шлаков в нашем Союое уже не мало. Однако надо, наконец, по-настоящему взяться за это дело и полностью использовать не только доменные шлаки, но и другие виды- его. Для этого должны быть предварительно широко поставлены научноисследова1ельские работы в этой области. Инж. Н. П. Мекгел