14
15
\1 февраля в Москве состоялся старт аэроспнного и вездеходного пробега имени VII съ зда советов, организованный ЦС Автодора. 9 февраля колонна аэросаней, пройдя первую тысячу километров, прибыла в Шенкурск. Вездеходы сильно отстали. На этом этапе, как сообщает специальный коррес пондент .Правды" т. Экслер, шесть аэросаней, грузно покачиваясь на ухабах, прокладывали себе путь по глубокому снегу. Иногда они вязли в метровых сугробах, иногда попадали в рыхлый снег, откуда их вытаскивали на руках. И лишь седьмые аэросани свободно и легко скользили по любому снегу. На протяжении тысячи километров маленькие сани конструкции инж. Веселовского ни разу не застревали. Они не знают непроходимых дорог, и хотя они меньше саней ОСГа и АНТ, но так же, как и большие, вмещают трех человек. Преимущества аэросаней инж. Веселовского очевидны не только для участников прооега. Их достоинство оценили тысячи колхозников, осматривавших сани в пути. Ниже мы помещаем техническое описание аэросаней с автомобильным мотором конструкции инж:. Веселовского. -АЭРОСАНИ С МОТОРОМ ГАЗАэросани у нас уже перестали быть новостью. Автодоровцы знают о работе на регулярных линиях металлических саней ЦАГИ, читали про другие конструкции саней1 с авиамоторами. Но эти сани недоступны пока для наших машиннотракторных станций и для местных и даже центральных транспортных организаций. Они не могут получить широкого распространения, потому что стоимость их высока и они имеют сложный авиационный мотор, потребляющий высокосортный бензин. Ремонт саней ЦАГИ требует специального оборудования и работать на них могут лишь автотехники и высококвалифицированные механики. Начальник горьковского автотехникума инженер Веселовский предложил построить' аэросани с мотором ГАЗ и при поддержке коллектива пожарных автодоровцев осуществил эту постройку. Помимо преодоления «нормальных» трудностей организации нового производства перед конструктором стояла задача преодоления трудностей техническо-консруктизного порядка — создания аэросаней достаточной проходимости, грузоподъемности и скорости. Эти технические качества саней, обычно выражаются через «качественный коэффициент», который должен быть не менее 0,18 (качественный коэфициент называют сокращенно качество). Качество = тяга винта в кг — цолный вес саней в кгВ этой формуле полный вес саней получается из веса саней плюс вес полезной нагрузки. Сани последнего выпуска мастерских весили вместе с горючим 684 кг.( Добавив к этому 250 кг полезного груза, получим полный вес саней в 934 кг. Уменьшая собственный вес саней можно получить лучшее качество, а следовательно лучшую скорость; проходимость и т. д. Но сильно уменьшить Еес нельзя, так как это уже пойдег за счет прочности. Вместе с тем коллективу мастерских пришлось много поработать и над задачей получения максимальной возможной силы тяги винта. Обычные деревянные винты дают, силу тяги с одной лошадиной силы до 3 кг. Эти винты ограничивали нагрузку саней одним лишь водителем. Конструктор Смолин рассчитал винт, дающий до 4,2 кг тяги с лошадиной силы могора. Этот 1 винт был изготовлен из стали. Экспериментальный цех Горьковского автозавода' дал для мотора алюминиевую крышку блока цилиндроз, что повысило мощность мотора, но, 7 л. с. Таким образом удалось получить ог мотора ГАЗ с алюминиевой крышкой и металлическим винтом силу тяги 179 кп при 1 700 об/мин. Следовательно качественное число наших аэросаней достигает 0,192. При полевых испытаниях сани дали хорошие результаты: 40 км/час—скорость по целине с полной нагрузкой. Но сани могут за счет уменьшения скорости нести и перегрузку. Они шли с5 чел. по целине в гору 8°, имея еще запас мощности. По ровному месту с этой же перегрузкой развивали скорость до 30 км/час. Стоимость саней первого выпуска еще велика—около 10000 руб.Щиток с приборами на аэросанях ГАЗШото Зверева даря чему был лишь незначительно помят радиатор. В результате аварии обе лопасти далн двойные изгибы. Пропеллер был выправлен участниками пробега на деревянных брусьях». Испытания саней в 1S34 г. В феврале 1934 г. наши сани ходили из Горького в Москву и обратно. На испытаниях в Москве сани встретили «конкурентов», имевших также моторы ГАЗ. Наши сани, развив в очемь тяжелых условиях оттепели скорость до 30 км/час, заняли первое место. Сани Мосавтоклуба прошли лишь V2 км со скоростью 13 км/час. Сани самолетного института ГВФ дали еще худшие показатели. Конструктор наших саней т. Веселовский был засыпан потоком писем. Общественность на местах интересуется возможностью постройки аэросаней с автомобильным мотором ГАЗ. Мы, работники аэросанного дела, обязаны помочь местам, но и нам, в свою очередь, нужна помощь общественности, ЦС Автодора, Осоавиахима. Верно, горьтозские организации Автодора и Осоа' иахима гртг им^ют решительные меры для скорейшей постройки неСаки Варкомсвязи конструкции инж. ВеселовскотоФото ГринбергаУстройство аэросаней Конструкция аэросаней довольно просга. Деревянный каркас обшит с двух сторон фанерой. Кабина застеклена, имеет 2 двери. Мягкая подвеска задних лыж устроена с помощью рессоры автомобиля ГАЗ. Передняя лыжа имеет амортизацию из резиновых колец, работающих на сжатие. Поворот передней лыжи производится посредством простого троссового механизма от штурвала. Система торможения обычная—штыри в задних лыжах, выступающие вниз при нажатии педали. Мотор имеет стандартный газовский •стартер. Стальной винт не только дал большую силу тяги, но и облегчил эксплоатацию саней. Старые аэросанщики могут привести десятки примеров, когда деревянный винт от удара о Еетку дерева, сорвавшийся капо ги т. п. разлетались в щепки. Поэтому при аэросанях всегда возили запасной винт. Но для наших саней—это излишне. 'Даже при серьезных авариях винт без больших затруднений можно выправить. Вот несколько фактов, зафиксированных в документах: «При проезде по лесу от удара о дерево защита винта (3/8" газовая труба) попала под винт. Ударом винта труба перерублена в2 местах. На пропеллере заметны легкие зарубки...» «В Керженских лесах наблюдались случаи срубания ветвей толщиной до 5 см, причем никаких следов на лопастях пропеллеров не оставалось». «Сани с большой скоростью наехали задней лыжей на столб. Лажа о.оила назад, и сг.нл перевернулись. Вследствие этого пропеллером отрезало несколько кускоз от задней части лыжи вместе с подрезом и обшивкой (подрез из электростали 30x10, обшивка сталь листовая 0,8 мм). При переворачивании саней вокруг продольной оси пропеллер принял на себя удары, благоЗадкия подвеска санейФото Зверевабольших аэросанных заводор, но этого мало п» сравнению со спросом. Мы должны иметь к следующей зиме не единицы, а сотни и тысячи аэросаней с ГАЗовским мотором. Помимо организации производства аэросаней на заводах, они, при наличии чертежей и руководств по постройке, могут быть построены силами автодоровцев в любой мастерской. Для этого автодор должен выпустить! руководство и чертежи. Единственная деталь, которую не! смогут сделать на местах,—это стальной винт. Здесь также нужна инициатива Автодора, необходимо еще д® конца этой зимы сделать ряд опытных стальных винтов и испытать их. Эту работу надо закончить в марте; с тем, чтобы весну и лето использовать для проработки технологического процесса производства стальных вин гоз и выпуска их большой серией. Инж. Н. КунневГорький