8
9
10
11
12
ЗУЛЬТАТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА ДИЗЕЛЬМОТОРОВВ международном дизельном конкурсе, 1934 г. ,на короткие дистанции, до) и после длительного участвовало 2U фирм из десяти стран, предлорробега, причем было пройдено 285 км. Был организован пробег с нагрузкой на диживших на соревнование 57 дизельмо торов, из которых 25 моторов были смонтированы на I станцию 4 798 км по маршруту Москва—Тифлис—Москва для определения влияния дорожно-' •5-тонных шасси МГАЗ, 14—на 3-тонных шасси ЗИС, 1—на полуторатонном шасси ГАЗ и 17 на /климатических условий на прочность, надежтракторных шасеш^| ность, экономичность и пусковые качества ди~~——., • :тш*. _——По количеству и значимости участвовавших \зельных моторов. . , — — — фирм и стран, по разнообразию представленных ^-Еыл«~-яров^детгы скоростные испытания на дистанцию 946 км на предельных максимальных конструкций, проведенный конкурс является факскоростях, с целью выявления надежности и тически первым в этом новом для авто! рак торпрочности дизелей, а также их экономичности ной промышленности деле. По отзывам крупнейших специалистов Запада он явился большим • на больших скоростях. И, наконец, были проведены лабораторные исм еждународнымтехническим собыпытания на стэндах НАТИ под тормозами в течет ием . Инициатива и руководство конкурсом ние 50 часов:, о. целью проверки мощности, распринадлежали советской промышленности и находа топлива, числа оборотов, крутящего мошим специалистам. Для наших инженеров конмента, эффективности и теплового состояния дикурс был экзаменом на техническую зрелость. зелей и сравнения этих показателей с материаУчастовавшие в соревнованиях моторы предлами, полученными при контрольных испытаставляли собой, в основном, почти все типы ниях на заводах фирм, после чего дизельмоконструкций, интересующих советскую автотракторы были подвергнуты микрометражу для торную промышленность, в пределах! мощностей установления степени износа. до 1U0 л. с . Тракторные дизельмоторы подверглись следуюВсе представленные дизели, кроме «Лиллуаз», щим испытаниям. были 4-тактные с верхними клапанами вертиКонтрольному торможению до и после дликального типа, с 4и6 цилиндрами в ряд. тельных полевых испытаний тракторов с целью Дизель «Лиллуаз»—2-тактный, 3-цилипдровый, повыявления изменения основных показателей за строенный по лицензии Юнкерса (Германия). время испытаний и определения абсолютных величин мощности и расхода топлива. Автомобильные дизели в процессе подготовки Динамометрироваиию до длительных испытаи во время конкурса прошли целый ряд испыний. таний. Прежде всего, до конкурса, на стэндах Длительным испытаниям дизельных тракторов заводов фирм, при участии наших представитев поле, продолжительностью 500 часов и конлей, были проведены контрольные испытания — трольному динамометрироваиию моторов во вреШй9.Р..1Ким,оторов и микрометраж их. мя этих испытаний. После монтажа моторов^ на шасси была про500-часовые испытания заключались в работе ведена обкатка дизельных автомобилей на продизельных тракторов по вспашке поля. Тракторы тяжении 600 км. работали самостоятельной колонной по произЗатем были устроены лабораторно-дорожные водственным заданиям совхоза. испытания дизельных автомобилей с нагрузкой,Дизельчотор „Ганц" для трехтонных и пятитонных автомобилей. По совок)явости качеств получал 4-А ириз IXIДизельмотор „Ман" для пяти- и трехтонных автомобилей по совокупности всех качеств взял первый призКонкурсные испытании полностью подтвердили экономические преимущества дизельмоторов перед карбюраторными двигателями. Дриводим сравнительные данные расхода; топлива в килограммах у дизелей и карбюраторных моторов. Р асходтоплива на 100 км пути.дизель> мотор карбюраторный двигательяа 1 тон. груз. . . 9 кг . 3-тон. ЗИС . . 15—18 кг . 5-тон. ЯЗ . . . 25—27 кг Расход Гусеничный ЧТЗ Колесный ХТЗ30 41 топлива на 1 га.дизельмотор Карбюратор ный двигатель10 кг 12 кг17 кг 20 кгАвтомобильные дизельмоторы испытывались на экспортном советском газойле, на котором за границей, как правило, работают быстроходные дизели автомобильного типа. Для тракторных двигателей в качестве топлива было принято легкое соляровое масло. Как показали конкурсные испытания, современный aBTOiMO'6'Ильный дизель требует хотя и более тяжелого, а следовательно и более дешевого топлива, чем карбюраторные моторы, но это топливо необходимо тщательно очищать от всяких примесей. Плохо очищенные сорта топлива вызывают повышенный износ деталей, а, следовательно, окажется под сомнением рентабельность эксплоатации! ди„лельмртора. . „ ,, , -, Моторные масла, применяемые-у~нас ~дяя...бензиновых моторов, оказываются неудовлетворительными для дизелей, работающих с высоким давлением в подшипниках. На конкурсе был испытан новый стандарт масла, предложенный НАТИ и ЦАНИИ (смесь брайтстока с машинным маслом). Переход на дизельмоторы требует от нефтяной промышленности выпуска стандартов топлива и смазки, пригодных для автотракторных; дизелей. До этого в качестве топлива для автомобильных дизелъмогоров нужно принять газойль, а для тракторных — соляровое масло. Ъ качестве же смазки — смесь брайтстока с машинным! маслом1. По данным Главнефги производство дизельного топлива в количествах, требуемых дизелифицирующимся автотракторным паркам, не пред1 „За Рулем" № 5ставляет для нефтяной промышленности! особых трудностей. Нефтяная промышленность уже в 1936 г. может дать 250 тыс. тонн дизельного топлива. Существовавшее до последнего времени среди отдельных работников нефтяной и автотракторной промышленности мнение о том, что применение дизельмотора не облегчает баланса горючих, да и вообще якобы нецелесообразно, так как дизель работает на сравнительно качественном дефицитном топливе, полностью опровергнуто работой бригады Главнефти, проведенной по заданию Комитета конкурса. Дизели показали хорошие динамические! и пусковые качества (пуск лучших в этом отношении дизелей в условиях летней погоды занимал 710 сек., в то время, как карбюраторные двигатели требовали 20—25 сек.). Дизели показали себя вполне надежными и более экономичными двигателями для грузовых автомобилей, автобусов и тракторов. _Для производственной оценки дизелей была организована специальная комиссия из инженеров автотракторных заводов, НАТИ и ГИПРОBATO, разделенная на 4 группы по цехам: механическому, сборочному, лигейноМу и кузнечному. В качестве производственного критерия был принят карбюраторный мотор, сложность и трудоемкость производства которого принимались за i единицу. Трудоемкость производства дизелей I оценивалась по цехам в процентах. | Как показывают материалы конкурса, сломс\ность производства дизелей колеблется ог 90/140 рроц. по отношению к указанной выше единице. В среднем: производство дизелей несколько сложнее производства карбюраторных моторов, а трудоемкость их производства располагается в пределах между 25—40 проц. выше, чем карбюраторных двигателей (без учета топливдаодающей аппаратуры). Высокие давления, имеющие место в .рабочем процессе дизеля (в бензиновом — давление 2530 атм., в дизеле —75 атм., степень сжатия у карбюраторного двигателя 4—5, у дизеля 17—18), требуют применения более высококачественных материалов (легированные металлы) и большой точности в обработке деталей и сборке двигателя. Эти условия приобретают) очень важную роль в производстве толливогтодающей аппаратуры (насосы, форсунки), являющейся] основной, на^кордее щепетильной частью дизельмотора.9 ^ИЁщ. '^ЙЁЁДизельмотор „Кеипер" для тракторов средней мощности, взввший 1-й призЯвляясь технически более совершенным и экономичным типом двигателя .(по тепловому процессу), дизель предъявляет позышенные требования к металлурги, инструментарию, требует более высокой производственной культуры людей. Переход на дизеля — это движение вперед, к новой технике. В результате конкурсных испытаний лучшими дизельмоторами для 5-тонных гру:озых автомобилей (смонтированными на шасси грузового автомобиля ЯГАЗ-5) оказались дизельмоторы французской фирмы Лиллуаз-де-мотор, получившие при общей оценке на конкурсе второй приз, и моторы итальянской фирмы Фиат, получившие при общей оценке пятый приз. Лучшими дизельмоторами для трехтонных грузовых автомобилей оказались дизельмоторы немецкой фирмы Май (смонтированные на шасси грузовиков ЗИС-5), получившие на конкурсных испытаниях при общей оценке первый приз, и венгерской фирмы «Ланг» получившей при общей оценке третий приз. Хорошие результаты показал также дизельмотор фирмы Перкинс (Англия), смонтированный на шасси полуторатонного грузовика ГАЗ. По колесным тракторам первое место на конкурсных испытаниях занял дизельмотор. фирмы Кемпер (Германия) и второе—советский мотор НАТИ-ХТЗ М-10. По гусеничным тракторам хорошие результаты показали дизельмоторы американской фирмы Катерпиллар (единственные на конкурсных испытаниях), смонтированные на шасси трактора Сталннец-60 и на оригинальном шасси трактора Катерпиллар. Конкурс полностью подтвердил необходимость и своегремешюсть перевода азт о тракторного парка Советского союза на; дизельмоторы. Наши автотракторные заводы, научно-исследовательские институты и специалисты-дизелисты в результате конкурса могут сделать для себя целый ряд практических выводов:1. Для/гракторов ЧТЗ Мощные дизельмоторы, которые могут быть использованы для тракторов ЧГЗ, были представлены на конкурсе только одной американской фирмой Катерпиллар в виде 3 моделей: 6-цилиндровый мотор К-75, однотипный с ним 4-цилиндровый К-50 и больших размеров 4-цилиидровый. Все двигатели Катерпиллар показали высокую экономичность, прочность и надежность в работе, закончив 530-часовуто работу без потери мощности. Двигатели работали устойчиво и хорошо держали нагрузку; кипения воды в радиаторе даже в самых тяжелых условиях работы не наблюдалось. Пусковое устройство, в виде специального 2-цилиндрового небольшого бензинового мотора, хотя и является несколько сложным и дорогим, зато обеспечивает надежный пуск. Пустить такой мотор может один человек. В отношении пригодности для постановки на шасси ЧТЗ, модели дизельмоторов Катерпиллар обладают существенными недостатками — Катерпиллар-75 велик по мощности и требует значительной переделки и! усиления шасси. Катерпиллар-50, наоборот, в силу своей недостаточной мощности, не соответствует шасси ЧТЗ; Катерпиллар-70 по мощности и оборотам! наиболее подходит к трактор}'' ЧТЗ, однако он тяжел и неуравновешен, вследствие чего сама фирма прекратила его производство. Взамен фирма выпустила (уже- после конкурса) новый тип той же мощности при несколько повышенных оборотах, который, судя по представленным фирмой данным, хорошо подходит к трактору ЧТЗ, будучи установлен на пего с небольшим редуктором (разработанным фирмой) для снижения числа оборотов до нормальных (таким редуктором был снабжен на конкурсе Катерпиллар-60, установленный на тракторе ЧТЗ—Сталинец-60). Не участвовал в конкурсе, в виду позднего изготовления, советский дизельмотор М-13, скон- струированный НАТИ и изготогленный: на ЧТЗ. Произведенные па заводе испытания этого мо-. тора дали благоприятные результаты. Недостатком является лишь недостаточно проработанное пусковое устройство; однако, решение этого вопроса не представляет труда, так как можно полностью принять катерпилларовское пусковое устройство, показавшее себя достаточно надежным. По мощности, оборотам и габаритным размерам мотор М-13 вполне подходит под шасси трактора ЧТЗ. По конструкций с-н рассчитан на значительное использование существующего оборудования Челябинского тракторного завода. В дальнейшем очевидно нужно рассчитывать на усовершенствование самого трактора (ходовой сто части с уваЕКОЙ ед с новым типом двигателя). 2. Для тракторов ХТЗ На шасси ХТЗ в конкурсных испытаниях участвовали дизельмоторы — Кемпер, МВМ-Бенц (Германия), Националь (Англия) и М-10 (СССР)— по 2 шт. каждой марки.строя двигатели Националь—один на 162-м и другой на 266-М часу работы. Двигатели работали неудовлетворительна ис дымным выхлиом 3 (с нагрузкой выше Д от нормальной). Регуляторы неустойчиво держали число оборотов, масло сильна коксовалось ц. требовалась смена его через каждые 30—40 часоз работы. Сильный износ шестерен масляного насоса, потребовавший смены их на обоих двигателях, окончательно вывелих из строя. 3-цилиндровый двигатель Националь по мощности мал для трактора ХТЗ. Пуск двигателей: МВМ и Националь представляет некоторые трудности. Он производится с помощью декомпрессора, поворачиванием от руки. Двигатель МВМ кроме того имеет запальные фитили. Советские диоельмсторы М-10 успешно закончили 500-часовые испытания без особых поломок и дефектов, но вследствие изношенности пришли к финишу с потерей мощности, в особенности значительной у одного из них. У М-10 наблюдались случаи кипения воды в радиаторе, чему способствовал недостаточно надежно работавши;!Сравнительная характеристика дизелей на шасси трактора Сталинец-60 ЧТЗТип двигателя Число цил. 6 4434Д иамг,-Ход мм 203,2 203,2 203,2 216 216Число об/мин. 825 836 836 650 050Максим. мощн. 101,5 61,8 77 75 75Расход топлива в грамм. на л.с. часЛитраж в литрах 1710 11,40Катерпиллар-75 . . . . . - Катерпиллар-50 . . . . Катерпиллар-50 новый . Карбюраторный ЧТЗ . . НАТИ М-13133.35 133,35 146.25 165 165207 212 220 350 21018,48 18,48Во время полевых испытаний первыми выбыли из-строя двигатели МВМ-Бенц — один на 16-м а другой на 234-м часу работы (оба по причине трещин блоков мотора). До поломок двигатели МВМ работали вполне? удовлетворительно и хорошо справлялись с (нагрузкой. Выбыли также изременной привод к вентилятору. Пусковое устройство М-10, состоящее из инерционного стартера и запальных фитилей обеспечивало удовлетворительную раскрутку мотора от руки. Однако пуск иногда затягивался из-за затухания. фитИк еи кроме того требовал участия 2—3 человек. шйГДизельмотор Ланг для трехтонных и пятитонных автомобилей, но соьокупности качеств получивший 3-й приз Высшее качество работы показали дизельмоторы Кемпер, закончившие 500-часовые испытания с незначительными поломками и дефектами и без потери мощности. Правда, у одного из этих моторов, снабженного радиатором фирмы, вода в радиаторе кипела. У другого мотора Кемпер, снабженного радиатором ХТЗ, вода кипела значительно реже. Благодаря наличию дополнительной камеры, снижающей степень сжатия до 6, двигатель Кемпера запускается на бензине, как нормальный карбюраторный двигатель. (Для чего имеются магнето, карбюратор и электросвечи). Запускался он одним человеком. •Дизельмоторы Кемпер соответствуют по) мощностям (40 л. с.) шасси ХТЗ, однако, повышенные обороты (1 250 оборотов в минуту, вместо нормальных 1050 у ХТЗ) требуют либо изменения трансмиссии трактора, либо увеличения скорости движения машины до 6,0 км/час, при несколько пониженном, против ХТЗ, тяговом усилии. Тракторы ХТЗ с этими моторами могут работать на средних по сопротивлению почвах с 3-лемешным 12" плугом. Дизельмотор М-10 по мощности и оборотам наиболее соответствует шасси ХТЗ. Имея одинаковую мощность с могоь ром Кемпер,. мотор М-10 на шасси ХТЗ показывает соответственно большее тяговое усилие. Это дает ему возможность свободно работать на средних по сопротивлению почвах с 4-лемешным 12'" плугом. Повидимому, он окажется в состоянии, без особых затруднений, тянуть 16" комбайн. Дизельмоторы Кемпер по прочности, надежности конструкции и пусковым качествам показали себя лучшими, чем дизельмоторы М-10. Однако освоение их представляет трудности, производство требует высококачественных материалов и обработки и кроме того некоторой переделки трансмиссии трактора. Существующее оборудование завода мало приспособлено для этого. Как показали испытания необходимо также конструктивно усовершенствовать дизель НАТИХТЗ (пусковое устройство, масляную систему, провод к вентилятору и| .т. г*). Работникам ХТЗ надо всемерно добиваться улучшения качества этих дизельмоторов, путем улучшения качества металла, сборки и т. п. . .Для грузового 2,5-тонного автомобиля ЗИС где применение дизельмотора не столь эффективно, как на 5-тонном! грузовике, должен быть выбран тип дизельмотора, унифицированный, с бензиновым двигателем| с тем. чтобы! выпуск их (организовать в максимально возможных пределах в общем производственном потоке. ГАЗ, пользуясь опытом и материалами конкурса, должен начать равертывать экспериментальную работу в области практического решения вопроса о применении дизельмоторов для 11 /2-тоаяых шасси грузовых автомобилей. Развертывание производства дизелей одновременно требует немедленного развертывания топливоподающей аппаратуры (насосы, "форсунки, трубопроводы). Этим делом должно! всерьез заняться Главное управление автотракторной промышленности совместно с заводами ХТЗ, СКЗ, ЧТЗ. Дизельгрузовики и тракторы требуют квалифицированного ухода. Поэтому надо уже сейчас заняться подготовкой кадров дизелистов, механиков, водителей, техников. Значение быстроходного дизельмотора для] азтомобилизации и тракторизации СССР—велико. В технически передовых странах дизельмотор завоевывает себе прочное место, там 80 проц. всего грузового парка переводится на дизели. Эта проблема, имеющая значение в развитии таких важных отраслей промышленности, как машиностроение и нефть, должна быть уже сейчас подвергнута серьезной технической и экономической разработке. Технико-экономические исследования должны вестись одновременно в обеих отраслях промышленности для определения наиболее целесообразного типа мотора и| горючего, выявления необходимых соотношений между карбюраторными и дизельным двигателями на транспорте и размера экономии, получаемой за счет такого технического перевооружения. Дизельный конкурс, помимо того, что позволяет выбрать тип дизельмоторов для) наших автомобилей и тракторов, оказался также чрезвычайно полезным в смысле приобщения наших инженерно-технических кадров к современному международному дизелестроению. Нужно отметить, что наш технический персонал вполне справился с работой по оценкеСравнительная характеристика моторов Кемпер, М-10 и ХТЗВес в кг ЧислоЦИЛ.Диам. Ход цилиндра поршня в мм в им 100 105 115 136 152 152 ,Расход Максим. Число Литраж мощн. натоплив» оборотов л. с.-час в литрах в мин. в л. с. в гра' мах620М-10 Карбюраторный ХТЗ .4 444,32 5,24 6,351250 1060 105040 41 35210 215 320700 650Для 5-тонного грузовика ЯГАЗ должен быть принят дизель в пределах 90—100 л. с. Уфимскому моторному заводу надо| выпускать типовой унифицированный ряд дизельмоторов (2—4—6—8 цилиндров), освоение и производство которых значительно проще.нескольких десятков иностранных дизелей, сочетая научное обоснование выводов с умелым обращением с представленными на конкурсе машинами. Член президиума и отв. секретарь Комитета Инж. Вишневский