18
19
На глиссере по Москве-рекеНОВЕЙШИЕ ЛОДОЧНЫЕ ДВИГАТЕЛИДемонстрировавшиеся на последней берлинской выставке лодочные моторы свидетельствуют, что конструкторская мысль в этой области становится с каждым годом все более самостоятельной И ищет новые пути, отличные от направления развития обыкновенных двигателей внутреннего сгорания, применяющихся на автотранспорте. Внимание конструкторов обращено главным образом на двухтактные съемные (боковые Я забортный кормовые); двигатели. Ниже мы даем обзор иовейших конструкций лодочных моторов, подразделенных на три основные подгруппы. 1. Л одочныедизельмоторы были представлены фирмами Даймлер-Бенц и БассеСелве. Последняя демонстрировала двухтактные бескомпресоОрные моторы, работающие прямым вспрыскиванием и дающие в зависимости от числа цилиндров до 36 л. с. при 1000 об/мин. Так, мощность одноцилиндрового мотора—12 л. е., а трехцилиндрового — 36 л. с. Все дизельмоторы фирмы Даймлер-Бенц мощностью от 10 до 100 л. с. |имеют одинаковые размеры цилиндров И представлены в одном,двух,- трех,- четырех,- и шестицилиндровом выполнении. У Тихоходных моторов форкамера установлена вертикально (рнс. 1), а у моторов, имеющих число оборотов более 1000 в минуту,наклонно. Компрессоры отсутствуют. Горючее впрыскивается через игольчатую форсунку и приготовляется в камере посредством завихрения и регулирующей температуру вставки, благодаря чему обеспечивается хорошая поиемисгость при люббй нагрузке и мягкий ход .при всяком числе оборотов. На рис. 2 изображен 90-сильный шестицилиндровый дизельмотор фирмы Даймлер-Бенц. ;Рис. 1. Форкамера дизель-моторатихоходноголодочного Фирма Кениг наряду с боковыми моторами доказала кормовой пятисильный одноцилиндровый двигатель, имеющий литраж 172 куб. см ки сравнительно высокую степень сжатия 6:1. В этом моторе интересно устроена система охлаждения. Вода подается не насосом, а посредством винта. С целью достижения наибольшей бесшумности работы в систему подводного выхлопа включен расширительный сосуд. В боковом моторе Юниор (98 куб. см) цилиндры и картер выполнены из алюминиевого сплава.. Здесь охлаждающая вода подается принудительно легко регулируемым поршневым насосом,' без клапанов и мембран, мощностью Г20 литров в час. Рис. 2. 90-сильный шестицилиндровый лодочный двигатель фирмы Даймлер-Бенц2. К арбюраторныемоторы (Майбах, Бассе-Селве, Примат и др.) не подвергались за последние годы существенным изменениям и поэтому выпадают из плана этой статьи. 3. З абортныекормовыеибоковыемоторы . В области малолитражного моторостроения сделан большой шаг вперед. На выставке можно была видеть! моторы с алюминиевыми цилиндрами, съемными головками, автоматическим 'стартером даже при литраже в 100 куб. см и много других конструктивных деталей, которые кроме того, что улучшают качества самого мотора, влияют благоприятно на расположение центра тяжести всей лодки, ее грузоподъемность и устойчивость. , Фирма Фихтель демонстрировала малый боковой мотор (рис, 3) литражем в 98 куб. см и два забортных двигателя (рис. 4 и 5) в 120 и 240 куб. см. Все эти ьмогдры относительно высокооборотны (11 = 3500, 3000 и 3300 об/мин). Удельная мощность составляет около 6'—6,5 кг/л.' с , степень сжатия 5.5 : 1 . С особой тщательностью в этих моторах расчитаны размеры винтов!. Зависимость между размерами винта, скоростью! и коэфициентом полезного действия показывает диаграмма 6. Как видно из диаграммы, наиболее благоприятный винт (205 мм диаметром) будет при крутизне Н/Д=1.Рис. 4. Забортный двигатель в 120 куб. см.Рис. 3. Малый боковой двигатель литражем в 98 куб. см.Большой интерес представляет реверсируемый вал, имеющий прямой холостой и обратный ходы. В отношении бесшумности этот мотор тоже очень тщательно переконструирован. Причем любопытно то обстоятельство, что заглушение выхлопных шумов осуществляется гораздо легче, чем устранение шумов, вызываемых сильным всасыванием воздуха через карбюратор. Новинкой, далее, является совершенно автоматический стартер, благодаря которому устраняется канатная или ременная тяга даже в тяжелых моторах той же фирмы. Боковые моторы Бюхнер снабжены реверсивным винтом для прямого, обратного и холостого хода. На холостом ходу крутизна ло- ,ц пастей винта; равна нулю и сопротивление <воды •