18
19
Тормозной сервоприбор „ВК"Для торможения тяжелых грузовиков и автобусов применяются вакуумные сервоприборы, .-значительно облегчающие работу водителя. Вакуумные сервоприборы действуют разряжением воздуха' вакуумом, которое происходит во всасывающей трубе двигателя, когда тот работает. В Европе распространен вакуумный сервопри» «бор «Девандр». Он установлен также .на советjfawm. 7Pi/£# Поршень надет да трубчатый шток 7и укреплен на нем гайкой 8. При движении поршня шток ходит по трубке 9, которая одним концом запрессована в заднюю крышку цилиндра. Ъ отверстие в передней крышке, через которое проходит шток, вставлена для плотности кожаная манжета 10, .а на шток надето войлочное кольцо 11. Бронзовая втулка 12 оберегает крышку от износа.Рис. 1. ском грузовике ЯГАЗ. В Америке применяется почти исключительно сервоприбор «ВК» производства фирмы Бендикс. На рис. 1 показана •схема тормоза с сервоприбором «ВК». Сервоприбор представляет собой цилиндр, укрепленный на раме автомобиля. В цилиндр вставлен поршень, шток которого соединен тягой Тс рычагам промежуточного тормозного валика. Цилиндр сообщается с всасывающей трубой двигателя трубкой Д через обратный клапан. Трубка Д разветвляется на две части, из которых одна А лдет к задней части цилиндра, а Другая В через тормозной клапан к передней. Сервоприбор (рис. 2) сделан из стальной отшлифованной внутри трубы 1,к которой спереди и сзади привинчены болтами алюминиевые крышки 2. Между трубой и крышками положены для непроницаемости фибровые прокладки. Поршень •сервоприбора состоит из _двух стальных дисков • н кожаной манжеты 4. Для того, чтобы ман3 жета плотнее прилегала к •стенкам цилиндра, в нее вставлено пружинное кольцо. 5. Кроме манжеты поршень имеет войлочный •сальник 6, который устроен не только для плотности, но и для того, чтобы яучше смазывать цилиндр маслом. На конец штока навернута на резьбе головка 13, к которой при помощи пальца, прикрепляется своей вилкой тяга, соединяющая поршень с промежуточным валиком. На головку штока и на шейку крышки цилиндра надета резиновая гармонь, которая защищает шток от грязи и пыли. На1 рис. 2 поршень показан в том положении, в котором он находится, когда сервоприбор тормозит. Сервоприбор укрепляется на раме автомооиля при помощи угольников 14. Тормозной клапан служит для, управления сервоприбором. Клапан является частью тяги, соединяющей педаль с промежуточным валиком. На рис. 3 показан разрез клапана. Буквой R здесь обозначена тяга, идущая к педали, а буквой Р—отверстие с резьбой, в которое ввертывается тяга, соединяющая клапан с промежуточным валиком. На тягу R надеты две шайбы 1и 2, сделанные из особой прессованной мас-Рис. 2. Рис. 3. сы. Они могут передвигаться в небольших пределах вдоль тяги. Тяга R соединяется с корпусом клапана пружиной S Отверстие V клапана сообщается трубкой D (рис. 1) с всасывающей трубой двигателя, а отверстие С — трубкой Вс передней частью сервоприбора. Отверстия Е соединяют внутренность клапана с наружным воздухом. Для того чтобы через них не попадала пыль или грязь, на корпус клапана надет колпачок с небольшими! отверстиями, внутри которого набит промасленный волос. Обратный клапан установлен на переднем щитке автомобиля. Клапан пропускает воздух только в одну сторону—иа сервоприбора в двигатель. Благодаря этому,' после того, как двигатель остановился, в сервоприборе остается запас разрежения, достаточный для того, чтобы один раз затормозить автомобиль. Иногда, кроме того, устраивают особый резервуар, в котором находится запас разреженного- воздуха, достаточный для нескольких торможений. Когда автомобиль не тормозят, то в передней и задней частях сервоприбора находится разреженный воздух,, так. как обе они сообщаются с двигателем. Поэтому давление на поршень, который в это: время Находится в передней части цилиндра, с обеих сторон одинаково. Шайбы 1и2 тормозного клапана расположены при этом так, как показано на- рис. 3, наверху. Когда шофер нажимает на педаль, он тянет тягу R и, вследствие того, что пружина S сжимается, подвигает тягу относительно корпуса клапана (рис. 3, внизу). Шайба 2 отходит при этом от своего гнезда и пускает в переднюю часть сервоприбора наружный воздух, в то время как шайба! 1 прерывает сообщение с двигателем. Теперь вследствие того, что в задней части цилиндра воздух попрежнему разрежен, а в переднюю вошел наружный воздух, давление на поршень спереди будет больше, чем сзади. На поршень будет действовать сила, которая потянет его назад, отчего он посредством тяги и остального тормозного механизма будет тормозить. Сила, с которой тормозит сервоприбор, увеличивается по мере того, как в переднюю часть цилиндра входит воздух. Для того, чтобы эга сила, достигнув некоторой величины, больше не возрастала, шофер должен отпустить педаль немного назад. Шайбы 1и2 расположатся при этом так, что будут закрыты отверстия Еи V. Воздух перестает входить в сервоприбор, и давление на поршень будет примерно постоянным. Когда давление в передней части сервоприбора будет равно атмосферному, сила сервоприбора перестанет возрастать. После этого шофер может усилить торможение лишь своими силами, нажимая на педаль все сильнее и сильнее. Пружина S будет при этом сжата настолько, что шайба X, упрется в корпус клапана и усилие шофера будет передаваться непосредственно тягой и корпусом, минуя пружину. По- данным фирмы Бендикс, максимальная сила сервоприбора семитонного грузовика равна около 300 кг. Давление разреженного воздуха В сервоприборе равно при этом 0,3 атмо( сферного. Сервоприборы устраивают обычно у ножных тормозов, т. е. у тех, которыми тормозят во время движения, так как здесь более необходима помощь шофера. Однако сервоприбор «ВК» иногда устраивают так, что он действует при торможении как1 ножным, так и ручным тормозами. Сервоприбор «ВК» можно установить также И на прицепе. На рис. '1 видны трубки для присоединения сервоприбора прицепа. Для того, чтобы торможение прицепа происходило достаточно быстро, устраивают особый «ускоряющий) клапан. При торможении он впускает воздух в сервоприбор прицепа прямо из атмосферы, минуя тормозной клапан и трубку В. Сервоприбор «ВК» устроен проще, чем «Девандр», и при' той же силе имеет меньший вес. Однако у него есть тог недостаток, что сила, с которой он тормозит, зависит не только от того, насколько сильно шофер нажимает на педаль, но и от того, сколько времени он держит ее нажатой. Поэтому пользоваться тормозом с сервоприбором «ВК» несколько труднее, чем обычным. Сила «Девандра», напротив, пропорциональна усилию шофера. Инж. А. Зилов