10
11
В помощь водителю на уборочной ЧТО НУЖНО ДЕЛЯТЬ,КОГДА ДВИГАТЕЛЬДвигатель—сложный механизм. Каждый водитель должен не только знать двигатель в совершенстве, но и умело с ним обращаться. Случается, что двигатель не заводится. Что должен делать в таких случаях водитель? Он должен последовательно проверить: 1) правильность подготовки двигателя к запуску; 2) наличие тока высокого напряжения на свечах; 3) подачу топлива к карбюратору; 4), фильтр карбюратора и исправность пускового жиклера и 5) компрессию двигателя. Для того чтобы подготовить двигатель к запуску, надо: а) открыть запорный краник топливного бака; 6) приоткрыть слегка дроссельную заслонку, чтобы_создать достаточное разрежение против канала пускового жиклера (рычажок постоянного газа поставить на 3—5 зубцов вниз от крайнего верхнего положения); в) установить позднее зажигание (рычажок опережения зажигания поставить в верхнее положение); г) включить зажигание.РАБОТАТЬСтатья тов. Карягина написана в помощь начинающему водителю и содержит указания о том, как выяснить и исправить наиболее часто встречающиеся неисправности двигателя. Указания рассчитаны на автомобили ГАЗ мод. А АиА Если двигатель холодный, то до нажатия на стартер нужно несколько обогатить рабочую смесь путем отвертывания пусковой кнопки на щитке автомобиля на 0,5 — 1,5 оборота против часовой стрелки и путем небольшого перемещения кнопки вверх. Однако обогащением рабочей смеси злоупотреблять нельзя, так как смесь, слишком насыщенная парами бензина, плохо воспламеняется, как и смесь слишком бедная. Поэтому если двигатель долго не заводился, появление вспышек может быть затруднено наличием в цилиндрах слишком богатой смеси. Внешними признаками, указывающими на это переобогащение, могут служить появляющиеся иногда неполные вспышки, сопровождающиеся выстрелами в глушителе. Иногда же никаких признаков вспышек не наблюдается. В этих случаях следует попробовать завести двигатель после предварительной продувки цилиндров. Открыв a дроссельную заслонку не менее, чем на 2/зh, поворачивают коленчатый вал на 2—2,5 оборота при выключенном зажигании. Затем включают зажигание и, прикрыв, как обычно, дроссельную заслонку, заводят двигатель.Рис. 1. Схема зажигавыключатель ния рабочей смеси в заЖигания двигателе ГАЗ. 1—провод первичной обмотки бобины; 2—бронированный провод; 3—провод 12 отрицательного полюса распределитель батареи аккумулятора,16 4—наковальня прерывателя; 5—неподвижный контакт; 6—подвижный контакт; 7—молоточек прерывателя; 8—пружина молоточка; 9—первичная обмотка бобины; 10—провод; 11провод; 12—кулачковая муфта прерывателя; 13—вторичная обмотка бобины,- 14—пружинящий контакт ротора; 15—металлическая пластинка ротора; 16 — контакты распределителя, залитые в корпусе распределителя; 17внешние концы контактов распределителя; 18—латунные пластинки; 19—гайка свечей для зажима проводов; 20—центральные электроды свечей; 21—электроды массы; 22—конденсатор; 23—диск пре рывателя; 24—рычажок диска прерывателя, соединяющийся с ручным рычажком опережения зажигания; 25—провод; 26—провод. При теплом двигателе пользоваться пусковой кнопкой обычно не приходится. Если двигатель подготовлен к запуску правильно, но все-таки, несмотря на повторные попытки, не дает вспышки, нужно проверить наличие тока высокого напряжения в бобине. Для этого делают следующее: а) снимают крышку, корпус распределителя и ротор; б) проверяют положение контактов прерывателя 5и6 (рис. 1) — замкнуты или нет, и если они не замкнуты, то вращают пусковой рукояткой коленчатый вал до тех пор, пока контакты не замкнутся; в) включают зажигание; г) проверив исправность провода высокого напряжения, вынимают его из крышки распределителя и приближают конец провода на 3—5 мм к массе двигателя; д) отводя молоточек прерывателя 7 пальцем от наковальни, наблюдают есть ли искры между концом провода и массой. Если появляется искра достаточной интенсивности, то система зажигания, повидимому, исправна. Следует однако иметь в виду, что при данной проверке нужно обязательно обратить внимание на наличие нормального зазора между контактами прерывателя при набегании кулачков муфты прерывателя 12 на молоточек, и на отсутствие замыкания молоточка на массу, вследствие сильного износа фибрового выступа. Иначе (при отсутствии зазора или сильного износа фибрового выступа) искра появится лишь при искусственном отводе молоточка от наковальни (хотя бы пальцем). При отсутствии искры следует проверить: а) состояние батареи аккумуляторов (включить свет, сигнал); б) состояние контактов прерывателя (отсутствие окисления и замасливания); в) наличие тока в цепи первичной обмотки 9 бобины, что можно проверить по отношению стрелки амперметра при замкнутых контактах 5и6 прерывателя и включенном зажигании. Если батарея заряжена, а ток в цепи первичной обмотки отсутствует, надо проверить состояние проводов, входящих в эту цепь(пластинка, соединяющая положительный полюс батареи на массу, провода 3, 11, 26, 25, 10, 1). Если в батарее ток есть, контакты прерывавателя в порядке, провода в исправности, а искры нет-,-;то это может зависеть от неисправностей выключателя зажигания (он не дает соединения проводов или повреждена изоляция), неисправностей бобины (повреждение обмотки или изолятора в нижней части), конденсатора (замыкание через поврежденный изолятор цеди первичной обмотки) и амперметра (перегорел). Наиболее простой способ проверки выключателя таков: 1) снимается прерыватель-распределитель и от'единяется от него бронированный провод; 2) включается зажигание; 3) пружинным контактом бронированного провода прикасаются к массе двигателя. Отсутствие искрения между контактом и массой укажет на неисправность выключателя. Более точный метод проверки выключателя требует применения контрольной лампочки. Для этой проверки нужно отвернуть щиток, на котором расположен выключатель и контрольные приборы, и отделить красный провод от клеммы 1 выключателя (рис. 2). После этого при разомкнутых контактахРис. 2. Выключатель зажигания ГАЗ. прерывателя один конец провода от батареи с контрольной лампочкой присоединяют к винту 4 или молоточку прерывателя, а второй конец к клемме 1. Контрольная лампочка не должна! гореть при выключенном зажигании. Наоборот, если второй конец провода от батареи с контрольной лампочкой соединить не с клеммой 1, а с корпусом 2 выключателя, то лампочка не должна светиться при включенном зажигании, но должна гореть при выключенном зажигании. Если же лампочка горит при выключенном зажигании при первом испытании или при включенном зажигании во втором — это указывает на неисправность выключателя. При порче выключателя зажигания следует сделать следующее: 1) снять прерыватель-распределитель и от'единить от него бронированный провод; 2) установить правильно зажигание по первому цилиндру; 3) снять провод 1с клеммы выключателя (рис. 1) и соединить, эту клемму изолированным проводником с молоточком прерывателя 7 (удобно прижать конец провода к пластинке, соединенной с молоточком, настоящей или деревянной пробкой, вставленной в отверстие, в которое ввертывается бронированный провод). Для выключения двигателя и для того, чтобы при остановке батарея не разряжалась на первичную обмотку, провод от бобины к прерывателю следует каждый раз раз'единять. Если сгорел амперметр, нужно непосредственно соединить провода 25 и 26 (рис. 1). Признаком, указывающим на то, что амперметр перегорел, является отсутствие тока в цепи зажигания, освещения и сигнала, несмотря на заряженную батарею и исправную проводку (стартер работает). Неисправности же бобины и конденсатора устранению не поддаются, и в случае порчи эти детали заменяются новыми. При исправности всех приборов зажигания и наличии хорошей искры между концом провода высокого напряжения и массой (см. выше) необходимо проверить: а) подачу топлива к карбюратору, для чего нужно отвернуть топливопровод от карбюратора1 и убедиться в поступлении топлива (отсутствие подачи может об'ясниться засорением трубопроводов, фильтра отстойника, разрежением в баке); б) состояние фильтра карбюратора (не засорен ли) и в) состояние пускового жиклера (осмотреть канал жиклера на свет и продуть). Если система подачи топлива и пусковой жиклер исправны, следует проверить компрессию в цилиндрах двигателя, вращая коленчатый вал пусковой рукоятки. А. В. Карягин