20
21
22
Современные автомобильные компрессорыКомпрессорами называются приборы, служащие для наддува горючей смеси в цилиндры двигателя и повышения степени наполнения. Применение компрессоров повышает мощность двигателей в среднем на 35 проц. или при неизменной мощности понижает их вес на 12 проц., что дает большой экономический эффект. шипники коленчатого вала и шатуны двигателя. В быстроходных бескомпрессорных двигателях с высокой степенью сжатия смеси разность давлений при впуске и вспышке горючей смеси значительно выше, чем у двигателей с компрессорами, имеющих впуск смеси при сравнительно высоком давлении. Общий недостаток применения компрессоров заключается в том, что они повышают стоимость двигателей и расход топлива и ухудшают температурные условия работы двигателей. Но эти отрицательные моменты ничтожны по сравнению с суммой положительных качеств, приносимых компрессорами. Обратимся к конструкции компрессоров.Рис. 1. Схема наиболее распространенного способа расположения компрессоров в автомобильных двигателях. Следует заметить, что стоимость эксплоатации машин зависит вообще не только от мощности двигателей, но и от постоянства развиваемого двигателями крутящего момента. Увеличивая диаметр цилиндров и ход поршня, мы повышаем мощность двигателя и его крутящий момент, но одновременно с этим мы повышаем габариты двигателя и его вес, что, конечно, нежелательно. Лучшие способы повышения мощности двигателя заключаются в повышении числа оборотов его и степени сжатия. Однако значительное повышение степени сжатия создает опасность появления детонации. Поэтому в современных двигателях не применяются очень высокие степени сжатия смеси (за редкими исключениями применяются они в гоночных машинах). Недостаток же от невысо- кого сжатия компенсируется применением ^.компрессоров для наддува смеси. I Преимущество компрессоров заключается в том, что они повышают не только мощность "двигателей, но и их крутящие моменты. Ш быстроходных бескомпрессорных двигателях при уменьшении числа оборотов крутящий момент резко уменьшается. При наличии компрессоров крутящий момент на малых оборотах падает менее значительно. Применение компрессоров позволяет также уменьшить динамическую нагрузку на под-Рис. 3. Один из способов расположения компрессора Рутта на четырехцилиндровых бензиновых двигателях. Компрессоры обычно приводятся в действие или прямо от коленчатого вала, или через промежуточную передачу. Чаще всего компрессор А (рис. 1) располагается перед карбюратором Б. Он отсасывает готовую смесь от карбюратора и нагнетает ее в цилиндры двигателя. Но иногда компрессор располагается позади карбюратора, у его воздушной трубы. В этом случае компрессор не отсасывает готовую смесь от карбюратора, а нагнетает воздух в карбюратор. Первое положение компрессора является более целесообразным, потому что оно обеспечивает известную равномерность поступления топлива в отдельные цилиндры. В некоторых конструкциях компрессоры приводятся в действие через фрикционное сцепление и крепятся к одной из двух воздушных труб карбюратора, причем во второй, свободной трубе, ставится дроссельный клапан Г (рис. 2). Подобное устройство имеется у автомобилей Мерседес-Бенц, выполняемых по особому заказу. В нормальных условиях движения компрессор обычно. не работает и смесь поступает в цилиндры, минуя компрессор. При движении автомобиля на под'ем или необходимости большого увеличения скорости шофер отжимает педаль акселератора ниже определенного положения• А Рис. 2. Схема расположения компрессора на тЛЛ автомобиле Мерседес-Венц. Рис. 4. Важнейшие детали компрессора Рутта. и этим самым включает фрикционное сце-пление на валу компрессора. Последний приходит в действие, и число оборотов и мощность двигателя резко возрастают. Описанный способ приведения в действие компрессора является желательным для машин, предназначенных к эксплоатации в сильно пересеченных и холмистых местностях, где предельная мощность от двигателей требуется лишь в отдельных случаях. Большим распространением (особенно в Америке) пользуется компрессор Рутта, важнейшими деталями которого являются два ротора А (рис. 3 и 4), имеющие поперечное сечение в виде цифры 8. Роторы насажены на параллельные валики Би приводятся в действие шестернями В от распределительных шестерен двигателя или иного источника. Преимущества компрессора Рутта заключаются в простоте конструкции ив легкости сохранения постоянства зазоров между контурами роторов и стенками корпуса компрессора. i Значительным распространением, пользуются также лопастные компрессоры Цоллер, Центрик, Козетт и Джемерсон-Джиллет. Компрессор Цоллер имеет вращающийся от эксцентрикового вала А (рис. 5) барабан Бс лопастями В. Эксцентриситет между лопастным барабаном и валом подобран таким образом, что об'ем пространства между лопастным барабаном и корпусом компрессора Г непрерывно уменьшается от момента поступления смеси (I) до момента ее ухода в цилиндры двигателя (II). Уменьшение об'ема смеси придвижении вызывает непрерывное увеличение давления смеси. Для регулирования давления нагнетаемой смеси компрессор имеет цилиндрический клапан Д, находящийся под действием винтовой пружины Е. Корпус клапанной камеры Ж при помощи трубки 3 соединен с трубкой подачи смеси И. Поэтому всякое изменение давления смеси в трубе И немедленно отражается на положении клапана Ди на сечении проходного отверстия К для всасываемой смеси. В компрессоре Центрик ведущий валик А (рис: 6 и 7) покоится на шарикоподшипниках и несет на себе приводную шестерню Би промежуточные шарикоподшипники В, служащие опорой для лопастей Г. Как ив ком-Рис. 6. Схема устройства компрессора Центрик. прессоре Цоллер, лопасти здесь проходят через вырезы барабана Ди при вращении непрерывно меняют об'ем горючей смеси, заключенной между барабаном и корпусом компрессора. Барабан приводится в действие при помощи шестерни внутреннего зацепления Е. Свободный конец вала А служит для приведения в действие масляной помпы Ж. Ее корпус отлит вместе с фланцем 3, прикрывающим компрессор. Помпа засасывает масло из картера двигателя и подает его к важнейшим деталям компрессора. Особенность устройства компрессора Козетт заключается в наличии специальных пружин внутри эксцентрикового барабана, служащих для отжатия вращающихся лопастей А (рис. 8). Горючая смесь засасывается вращающимся барабаном Б через широкое отверстие Ви после сжатия нагнетается в цилиндры двигателя через узкое отверстие Г. Компрессор Козетт отличается большой простотой конструкции, однако он недостаточно прочен и надежен в действии. Более дорогим, но зато и более надежным в действии, является компрессор ДжемерсонДжиллет. Он приводится в действие от конической шестерни А (рис. 9) и имеет четыре лопасти Б, скользящие в радиальном направлении под действием специальных кулачков В. Эксцентричность вращения барабана Г достигается при помощи четырех шайб Д, связанных с фланцем Е короткого вала. Горючая смесь засасывается от карбюратора через отверстие Жи после сжатия нагнетается вРис. 5. Схема устройства компрессора Цоллер.Рис. 7. Поперечный схематический разрез компрессора Центрик.. „ • / Таким образом, детали компрессора Джемерсон-Джиллет смазываются не чистым маслом, а смесью масла с бензином, что, как показала практика, имеет определенные преимущества для компрессоров.Рис. 8. Схема устройства компрессора Козетт. цилиндры двигателя через отверстие 3. На середине короткого вала насажены коническая и винтовая шестерни, служащие для приведения в действие маСляной помпы Ии смесителя К. В смесителе масло, засасываемое из картера двигателя помпой И, соедиРис. 10. Сопоставление размеров равномощных компрессорного и безкомпрессорного дизелейВообще современные компрессоры имеют свои, независимые от двигателей, системы смазки. Для предупреждения возможности быстрого износа компрессоров в случае порчи смазочной системы часто применяются предохранительные устройства, которые или выключают (расцепляют) компрессор от двигателя, или выключают зажигание в самом двигателе. Отметим в заключение, что компрессоры полезны для применения не только в бензиновых двигателях, но ив дизелях. Там они подают в цилиндры чистый воздух, а не горючую смесь. Применение компрессоров позволяет уменьшать размеры и вес дизелей. На рис. 10 показан современный шестицилиндровый дизель с компрессором Рутта. Силуэтные линии дают представление о размерах бескомпрессорного дизеля такой же мощности. Инж. А. КоростелинРис. 9. Схема устройства мерсон — Джиллет.компрессораДже-няется с небольшим количеством бензина, засасываемого через трубки Л. от бензопровода, и через отверстие М подается к трущимся деталям компрессора.ДАЙТЕ КНИГУ 0 ЯЗ-6-5, АМО-3 и ЗИС-5Среди книг и учебников по автомобилю не найдешь ни одной с полным описанием устройства, ухода, регулировки и ремонта автомобилей ЯЗ-6-5, ЗИС-5 и АМО-3,а также и АМО-ф15, еще имеющего большое распространение. Издательства, выпускающие эту литературу, все внимание 'уделяют машинам ГАЗ. Книги о ГАЗ бесспорно нужны, по ним обучаются курсанты, они служат пособием для молодых шоферов. Но, заботясь о новых кадрах, не 'следует забывать водителей с 5-летнИм и большим стажем. Я работал с 1931 г. на машинах (Форд и не знал конструктивных осрбенностей других машин. В 1933 г., сдавая экзамен, я не мог ответить на ряд вопросов, связанных с машинами АМО-3 и ЯЗ-6-5, и не получил из-за |этого II категории. Только попав в армию, где Мне пришлось работать на всех машинах советского производства, уже на практике я изучил эти машины. Я считаю, что наши издательства должны пересмотреть планы своих выпусков в сторону увеличения книг, описывающих устройство разнообразных конструкций наших машин. Причем это описание не должно быть кратким ив одной книге о всех системах. Каждой системе надо посвятить отдельную книгу. Необходимо также усилить выпуск книг для молодых механиков, слесарей, электромехаников. Подготовка кадров, дальнейший рост шоферов, поднятие их квалификации, равно как и других автоработников,, только тогда получат быстрое разрешение, когда будет обеспечено бесперебойное снабжение необходимыми) основными пособиями — книгами по автомобилю. М. Флексер