ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ КОРОВКА ПЕРЕДАЧ ..КОТАЛЬ"Идея применения электроэнергии для управления коробки передач имеет 10-летнюю давность, на многочисленные попытки конструктивного ее осуществления до сих пор были неудачными. Лишь недавно английской фирме Коталь Чаль0 борн К удалось разработать весьма совершенную электрическую коробку передач, которая проверена в эксплоатации. Коробка передач «Коталь» имеет четыре передних передачи и задний (ход. Переключение передач производится маленьким рычагом, расположенным на крестовине рулевого колеса. Электроэнергия для переключения берется от аккумулятора. Потребная сила тока равна 2 амп. при напряжении в 6,12 пли 24 вольт, в зависимости от мощности двигателя. Все передние передачи получаются при помощи двух систем планетарных шестерен АиБ (рис. 1). Третья система планетарных шестерен В служит для включения обратного и холостого ходов (нейтральной передачи) и управляется рычагом Г. Этот рычаг служит также для сцепления .между собой ведущего Ди ведомого Е валов. При поворачивании рычага Г вправо диск Ж зацепляет диск Е. Тогда получается возможность при помощи электромагнитных дисков включать любую переднюю передачу. Электрический ток поступает в четыре электромагнитных диска, из которых два ИиК прикреплены к картеру коробки передач, а два—'Л иМ могут вращаться. Электромагниты выполнены из динамного железа и обмотаны проволокой. Они вложены в специальные выемки в дисках. ч Ток подводится к электромагнитам по проводам Н через щетки из сплава меди с углеродом. Между каждой парой электромагнитных дисков заключен ведомый диск. Первый диск 0 связан с обоймой первой системы планетарных шестерен, второй ,П — с солнечной шестерней второй системы планетарных шестерен. Поверхности ведомых дисков, соприкасающиеся с электромагнитными дисками, имеют радиальные углубления-выемки, заполненные машинным маслом. Когда диски вращаются свободно, они обволакиваются пленкой масла и устраняют трение, а при включении тока и сцеплении дисков между собой, масло выжимается из углублений на поверхности дисков и дает амортизующий эффект. Для получения первой передачи ток подводится к неподвижным дискам Ии К, и они приводят к остановке ведомые диски 0и П. Тогда обе системы планетарных шестерен начинают вра-1IРис. ком2. Общий вид коробки Коталь с рычажуправления щаться, как одно целое. Для получения второй передачи ток подводигся к одному неподвижному диску Иик вращающемуся диску М. Тогда начинает вращаться только первая система планетарных шестерен.Рис. 3. Наружный вид отдельных систем планетарных шестерен Третья передача получается при подводке тока к подвижному Ли неподвижному К дискам. В этом случае первая система планетарных шестерен становится неподвижной, ииередача вращения осуществляется второй системой этих шестерен. Четвертая передача, т. е. прямая, получается при подводке тока к подвижным дискам Ли М. Тогда обе системы планетарных шестерен замыкаются и начинают вращаться, как одно целое. Получается прямая передача от ведущего вала дк ведомому Е. Для сохранения работоспособности коробкипередач, в случае порчи 'электропроводки к дискам* предусмотрены два рычага Ри С. При помощи их можно производить замыкание и размыкание ведомых дисВДа лиМи регулировать вращение отдельных систем планетарных шестерен. Коробка передач «Коталь» имеет.очень компактный размер (рис. 2), не превосходящий размеров нормальных .коробок одинаковой мощности. На рйй. 3 доказана отдельно система планетарных шестерен. д. КоростелинРис. 1. Условный разрез электрической коробки передач Коталь