|
22
|
23
|
|
Главнейшие неисправности двигателя( П родолмгение . См.ПЕРЕГРЕВ ДВИГАТЕЛЯ Перегрев двигателя является следствием: 1. Неисправности системы охлаждения из-за недостаточного уровня воды в радиаторе, уменьшения числа оборотов вентилятора и насоса (лопнул или проскальзывает ремень) и значительного отложения накипи в рубашках водяных каналов цилиндра. 2. Недостаточной смазки (увеличение трения, сопровождающееся выделением значительного количества теплоты). 3. Позднего зажигания (рабочая смесь не успевает сгореть к моменту открытия выпускного клапана, температура отходящих газов повышается, в результате чего накаляются клапаны и выпускной трубопровод). 4. Неправильного качества смеси (при слишком бедной, вяло горящей смеси пламя долго соприкасается со стенками цилиндров и газы не успевают сгорать к моменту открытия выпускных клапанов, а при слишком богатой смеси быстро образуется нагар, уменьшающий теплопроводность стенок камеры сжатия и донышек поршней). 5. Продолжительной езды на малых передачах (при малой скорости движения на низших передачах и больших оборотах вала двигателя интенсивность охлаждения оказывается недостаточной). Признаками перегрева служат закипание воды в радиаторе, падение мощности двигателя и преждевременные вспышки, продолжающиеся иногда и при выключении зажигания. ВЗРЫВЫ В ГЛУШИТЕЛЕ Происходящие иногда в глушителе выстрелы мосут вызываться: 1. Слишком богатой смесью (из-за недостатка воздуха смесь полностью не сгорает в цилиндрах и выбрасывается при такте выпуска в глушитель, где и взрывается). 2. Неплотным закрыванием выпускного клапана (при сжатии часть рабочей смеси выдавливается в выпускной трубопровод, в котором поджигается горячими газами). 3. Пропусками в зажигании (при отсутствии искры невоспламенившаяся смесь при выпуске выталкивается в выпускной трубопровод и поджигает рабочую смесь, поступающую в один из цилиндров). 4. Слишком поздним зажиганием (смесь не уопевает полностью сгореть к моменту открывания выпускного клапана). ВСПЫШКИ В КАРБЮРАТОРЕ Вспышки в карбюраторе («чихание») могут происходить вследствие: 1. Слишком бедной смеси (горение не заканчивается полностью к моменту открывания впускного клапана, и остатки горящих газов поджигают свежую порцию рабочей смеси). 2. Присутствия воды в карбюраторе. 3. Неплотного закрывания впускного клапана (при вспышке часть горячих газов просачивается во впускной трубопровод и поджигает "рабочую смесь, .поступающую в один из цилиндров).„ З арулем " JSfe ISи СТУКИ В ДВИГАТЕЛЕ1©)Появление стуков в двигателе может быть вызвано следующими основными причинами: 1. Преждевременными вспышками, вызывающими противодавление в цилиндрах и происходящими вследствие: а) слишком раннего зажигания; б) поджигания рабочей смеси тлеющим нагаром, отложившимся на днище поршня и на стенках камеры сгорания; в) перегрева двигателя. 2. Перегрузкой двигателя. 3. Износом поршневых пальцев и втулок. 4. Износом шатунных подшипников. 5. Износом коренных подшипников. Стуки, обусловленные слишком ранним зажиганием или перегрузкой двигателя, носят временный характер, появляясь преимущественно при большом снижении числа оборотов вала двигателя вследствие замедления скорости движения автомобиля на под'емах и трудных участках пути. Для устранения этих стуков достаточно переместить рычажок опережения зажигания в положение, соответствующее позднему зажиганию, или, если это не помогает, перейти на низшую передачу. Нагар, отложившийся в значительном количестве в двигателе, может вызвать стуки в нем не только в результате поджигания рабочей смеси тлеющей частицей (самовоспламенение), но и вследствие появления так называемой детонации. Явление детонации заключается в мгновенном повышении давления в цилиндрах и чрезвычайно большой скорости сгорания, достигающей 1 000 — 2 000 м/сек. Детонация сопровождается появлением звонких металлических стуков, окраской отходящих газов в темный цвет и перегревом двигателей. Детонация зависит, главным образом, от химического состава топлива и степени сжатия, повышающегося от отложения нагара. Поэтому образовавшийся нагар необходимо периодически удалять со стенок камеры сгорания и донышек поршней, сняв головку цилиндров. Стуки в двигателе при преждевременных вспышках, перегрузке и детонации вызываются выдавливанием масляной пленки из зазоров между поршневыми пальцами и втулками, шатунными подшипниками и шейками вала. Стуки, вызываемые износом поршневых пальцев и втулок, шатунных и коренных подшипников, носят либо постояный характер (при большой разработке), либо улавливаются только при некоторых условиях: при увеличении нагрузки двигателей или резком изменении подачи газа. Стуки каждой из этих деталей имеют характерные особенности. Опытный водитель может определить, являются ли они результатом разработки поршневых пальцев и втулок, шатунных подшипников или коренных подшипников. Так, стук поршневых пальцев — звонкий, металлический, хорошо улавливаемый при малых оборотах двигателя. Стук шатунных подшипников имеет сходство с отдаленными ударами молоточка по железу и распознается лучше всего при работе двигателя вхолостую или при резком сбрасывании газа. Стук ко- ренных подшипников — глухой, делающийся особенно заметным при увеличении нагрузки двигателя (например, при" больших под'емах). ' Для более точного распознавания стуков служит особый прибор, называемый стетоскопом. Стетоскоп наиболее простой конструкции состоит из стального стержня сечением 4-—6 мм, соединенного на резьбе с наушником, выполненным из эбонита или фибры. Чтобы прослушать стук, -стетоскоп берут за верхнюю часть (наушник) и плотно прижимают к уху, а нижний конец прикладывают к подозрительным по стуку точкам двигателя. Более сложные стетоскопы имеют мембрану, обеспечивающую наибольшую чувствительность. Наиболее опасными являются стуки шатунных подшипников, свидетельствующие об износе или выплавлении баббита и образовании увеличенного зазора между подшипниками и шейками коленчатого вала. Так как шатуны и шейки вала испытывают при этом резкие удары в моменты изменения направления движения поршней, то попытки продолжать езду с разработанными подшипниками могут привести к обрыву шатуна, следствием чего обычно бывает повреждение картера или блока цилиндров, и к прогибу коленчатого вала. Стуки, зависящие от износа поршневых пальцев и втулок, устраняются постановкой новых деталей. Излишняя слабина подшипников устраняется подтягиванием за счет уменьшения числа прокладок из металлической фольги между обеими половинками подшипников. Если же баббит сильно стерся или выплавился, то подшипники заливаются новым баббитом, растачиваются, а затем пришабриваются по шейкам коленчатого вала. Кроме перечисленных основных причин, стуки - двигателе могут быть следствием сильв ного износа поршней и слишком большого зазора между толкателем и стержнем какоголибо клапана. 'При износе поршней в двигателе появляется дребезжащий стук, особенно заметный первое время после запуска двигателя, когда он еще хорошо не прогрелся. Увеличенный зазор между каким-либо толкателем и клапаном (неправильная регулировка при сборке двигателя) сопровождается появлением металлического стука, ясно выделяющегося при любых оборотах вала-двигателя, и спокойном, глухом шуме, остальных клапанов. Этот стук исчезает после правильной установки зазора. Из числа других второстепенных, но характерных для автомобиля ГАЗ стуков, следует упомянуть: а) шум шестерен распределительного механизма при разработке шестерни распределительного вала; б) стук валика вентилятора и водяного насоса при наличии значительного люфта в осевом направлении; в) стук вертикального приводного валика прерывателя-распределителя при большом люфте в соединениях. ПАДЕНИЕ МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ Падение мощности двигателя может быть вызвано: 1) Чрезмерно бедной или чрезмерно богатой смесью; 2) Слишком поздним или ранним зажиганием; 3) Перегревом двигателя (уменьшение весового наполнения цилиндров в связи с расширением смеси от нагревания и увеличение трения между трущимися частями); 4) Снижение числа оборотов вала двигателя при увеличении сопротивления пути (высока поставленная передача); 5) Перебоями в работе двигателя; 6) Уменьшением компрессии в цилиндрах; 7) Засорением глушителей. А. Карягин«II• « •:-ЙЙЁ;ЖШШтШи:~ —,• *Трактористы бригады т. Свистунова (Староминская МТС) бережно относятся к своим машинам На снимке — тракторист Сафонов и бригадир отряда т. Свистунов покрывают тракторы бреСафонов зентом, предохраняя их от дождя Союзфото