10
11
СОВЕТСКОГОifВ царской России пожарный автомобиль был такой же редкостью, как и автомобиль вообще. В та время как в Европе еще; в 1903—1905 гг. пожарные автомобили уже получили широкое распространение, в России реакционные царские «брандмайоры» бешено сопротивлялись внедрению автомобильной техники в дело борьбы с пожа-советские пожарные автомобили сильно отличались от применявшихся в это время пожарных автомобилей за границей. Наши автомашины были переоборудованы из старых, вышедших из эксплоатации, нередко полуразрушенных грузовых и легковых автомобилей, прошедших все сроки службы в армии. Эти машины ремонтиро-BitМодель старого ручного пожарного насоса*йтвались кустарным путем, кое-как обновлялись и переоборудовались преимущественно в пожарные автолинейки и автоцистерны. В истории советской противопожарной обороны годы внедрения автомобиля в пожарную службу займут одну из блестящих страниц. Старые «Бенцы», «Руссо-Балты»,рами. Неудивительно, что в дореволюционной России было всего 12 пожарных автомобилей, а в столичной Петербургской пожарной команде до 1917 года не было ни одного автомобиля! Массовый перевод пожарных команд на автомобили начался в 1920 г. Правда, первые наши• М^аЙЙкш,"•;. . -.'. • ":••...Л-• -. ..'••.:;,.. '.'| I IIПредшественник пожарного автомобиля. Модель конного парового пожарного насоса ШЩ:§ШШИ»ii34fe:••*••• ••••'*Автонасос ГАЗ им. 5-летия Автодора^^ L ные автонасосы на шасси АМО-4, названные им в честь пожарного бюро ЦС Автодора — «Пожарный автодоровец». Пятилетие общества Автодор (1932 г.) завод встретил выпуском первой серии пожарных автомобилей на шасси ГАЗ-АА. Этим машинам, общественность завода присвоила имя «Пятилетия Автодора». Советские пожарные автомобили, выпускаемые сейчас быв. Миусским заводом, ныне филиалом передового в стране автозавода им. Сталина, широко распространены по всему Союзу. Они несут свою боевую службу в советских городах, в промышленности, на железнодорожном транспорте, в РККА, "в совхозах и колхозах. Они помогают и укреплению обороноспособности нашей страны. «Пожарные автомобили, — говорит начальник автобронетанкового управления РККА тов. Халепский, — будут иметь колоссальное значение в те дни, когда интервенты попытаются сбрасывать бомбы на Советскую землю, когда они попытаются поджигать наши военные склады и промышленность, когда они попытаются; вести химическую войну. В этих условиях пожарные автомобили сделают великое дело и приобретут огромное оборонное значение». 800 боевых пожарных автомашин ЗИС и ГАЗ ежегодно дает нам сейчас завод пожарных автомашин, филиал автозавода им. Сталина.«Мулаги», «Адлеры» и проч., рестраврирован- ные и приспособленные к пожарной службе, часто выбывали из строя, возвращаясь, так сказать, в свое первобытное состояние- Но их снова подлечивали и снова ставили на боевые позиции. Немало прекрасных образцов героизма при ликвидации грандиозных пожаров и взрывов фабрик, заводов, складов, пакгаузов, городов в годы гражданской войны показали наши красные пожарные, вооруженные этой кустарной «автотехникой». Ь 1925 г. впервые в ' Союзе началось производство пожарных автомобилей. В Москве, на Миусском заводе, принадлежавшем в то время Автопромторгу, в августе 1925 г. была выпущена первая пожарная автомашина (автонасос). Миусский завод был создан на базе небольшой автомобильной мастерской. НаркОМпрода. В 1927 г. завод был перестроен, пополнено его оборудование, построены новые корпусы. Советские пожарные автомобили на шасси «АМО Ф-15», выпускавшиеся заводом, стали основой развития моторизации противопожарной обороны и были достойно оценены всероссийской пожарной конференцией, постановившей, «благодаря удовлетворительным качествам советасих пожарных автомашин, прекратить ввоз таковых из-за границы». Перейдя в систему ВАТО, завод пожарных автомобилей, при деятельной поддержке и прак-в апешиеАвтонасос ЗИС — «Пожарный автодоровец»тической помощи со стороны пожарного бюро ЦС Автодора, несмотря на неблагоприятные условил (теснота производственных помещений), освоил производство более совершенных насосов, Ь 1931 г. завод стал выпускать мощные пожар-Советская общественность ждет от завода быстре'йшего освоения производства советских пожарных автомеханических лестниц. Советские пожарные команды должны быть лучшими в мире по техническому вооружению. М. Юнпроф