О0>№$^*ЯШПОЧЕМУ ПЕРЕГОРАЮТ ЛАМПОЧКИ, ГРЕЕТСЯ БОБИНА И ПРОБИВАЕТСЯ КОНДЕНСАТОР? Предложение А. Г. ПЕТРОВА (Ленинград). Рис. 2. Изменение напряжения на? На автомобилях ЗИС и ГАЗ часто перегоV зажимах динамо с изменением сиННЛРЯЖ рают лампочки (особенно «стоп-сигнал»), пролы тока во внешней цепи при избивается конденсатор (ГАЗ) и нагревается боменении числа оборотов динамо бина, а иногда и динамо. Причина всех этих явлений одна — приборы находятся под током повышенного напряжения, а следовательно и большей силы. Приборы электрооборудования автомобилей ЗИС и ГАЗ рассчитаны на напряжение 6 — 8 иппря-женпе вольт. Превышение этого расчетного напряжения ведет к соответствующему увеличению силы тока в цепях этих приборов. На автомобилях устанавливаются динамо с шунтовым возбуждением, приводимые в движение мотором посредством того или иного вида передач. Число оборотов двигателя при движении автомобиля изменяется в значительСпля г on и . ных пределах, например ГАЗ от 300 до 2200 и выше. Следовательно, соответственно измеВторое свойство иллюстрируется рис. 2, на. няются и обороты якоря динамо^ Динамо шунт присущи следующие основные котором графически показана зависимость V от I. Ход кривой показывает, что между этисвойства: ми величинами существует обратная зависиа) изменять свое напряжение с изменением мость. Кривая эта известна как внешняя хачисла оборотов якоря; рактеристика *) динамо шунт. б) изменять свое напряжение с изменением На тех же рисунках показано потребное по нагрузки (силы тока). расчету приборов напряжение. Сопоставляя все три кривые, приходим к выводу о необходимости регулирования динамо на постоянство напряжения как в силу изменения оборотов, так ив силу изменения нагрузки. Естественно, что самое регулирование должно быть автоматическим. Идея современного наиболее распространенного метода регулирования напряжения динамо довольно проста и заключается в том, что необходимо пропорционально изменяющимся как оборотам, так и нагрузки 2 ) , изменять величину магнитного поля индуктора. Идея эта конструктивно осуществляется или в виде вибрационного реле-регулятора (АТЭ, Сцинтилла, Бош), или в виде динамо с «дополнительной щеткой» (обычно третьей щеткой). В первом способе изменение магнитного поля индуктора достигается путем изменения силы тока в цепи возбуждения через посредство ОБОРОТЬ/ /7 изменения сопротивления этой цепи. Во втором же способе регулирующим -факРис. 1. Зависимость напряжения от оборотов тором является ток в якоре, порождающий в шунтовой динамомашине магнитное поле последнего (реакция якоря). Взаимодействие двух полей (индуктора, якоря) Первое свойство мы иллюстрируем рис. 1, на котором графически показана зависимость v от п. Ход кривой указывает на рост напря- жения с увеличением числа оборотов и, наобо. „ ~ рот, падение его с уменьшением числа оборощЛ тов.<) Внешней характеристикой нааывается графическое изображение изменения напряжения на зажимах динамо с изменением силы тока во внешней цепи при неизменном числе оборотов якоря динамо. ' ) При переходе нагрузки за допустимый предел (короткое аамыкание) регулировка будет выражаться в ограничения силы тока влияет на напряжение тока возбуждения. Из этого вытекает следующее положение: Обязательным условием для надлежащей работы динамо с дополнительной щеткой является наличие вполне исправной и надежно включенной батареи аккумуляторов *). При несоблюдении этого правила динамо с дополнительной (третьей) щеткой становится нормальной шунтовой динамо со всеми свойствами, которые разобраны выше (рис. 1 и 2). Мною в порядке демонстрации на учебных занятиях были проделаны 4 опыта. Опыт 1-й При 900 об/м мотора было замерено напряжение динамо при включенной и выключенной батарее. Данные опыта: батарея включ.—6,5 вольта, батарея выключ. — 18 вольт. Опыт 2-й. При тех же оборотах и включенной батарее лампочка фары горела полным накалом, затем был снят провод — лампочка мгновенно перегорела. Опыт 3-й Провод от батареи аккумуляторов на массу был ненадежно закреплен к выводу батареи. От тряски он временами соскакивал, отчего напряжение динамо резко возрастало. Опыт 4-й Минусовый вывод батареи частично был окислен, отчего в соединении оказался плохой контакт, напряжение динамо возросло до 10 вольт при 900 об/м. Все вышесказанное позволит теперь рассмотреть ненормальные и очень вредные явления нагревания бобины, перегорания лампочек и пробития конденсатора. Нагревание бобины. Сопротивление первичной цепи около 1,5 ом. В этой цепи, при неработающем двигателе, включенном зажигании, замкнутых контактах прерывателя устанавливается ток силою до 4 амп. При работающем моторе сила тока снижается до 1—0,5 амп. в силу самоиндукции. Если же, как выяснено выше, динамо повысит свое напряжение, то ив цепи зажигания увеличится сила тока, отчего и начнет нагреваться бобина. Пробивание конденсатора. В современных системах зажигания конденсатор имеет следующие средние данные: емкость 0,15—0,3 микрофарады, пробивное напряжение 800 вольт при 70° С. Конденсатор в момент размыкания контактов прерывателя заряжается током под напряжением 150—200 вольт. Это в случае нормальной силы тока в первичной цепи. Если же первичную цепь питать повышенным током (в 2—3 раза), то соответственно возрастет и напряжение на обкладках конденсатора. Повышенное напряжение и перегрев двигателя неизбежно приводят к пробиванию изоляцииконденсатора. В работе двигателя наступают перебои, а иногда и полная остановка. Перегорание лампочки «стоп-сигнал». В фонаре <стоп-сигнал» установлена лампочка в 21 свечу, расчетное напряжение для волоска 68 вольт, сила тока при этом около 3 апм., так как сопротивление волоска 2 ома. Перенапряжение, под которым оказывается волосок лампочки в момент включения (нажатие на педаль тормоза) вызывает его перегорание. Перегорание лампочки «стоп-сигнал» наблюдается чаще днем. Об'ясняется это тем, что вечером или ночью наличие включенного освещения даже при плохой цепи «динамо-батарея» не по^оляет возрасти напряжению динамо.Рис. 3. Соединение контактов, которые должны быть всегда чисты и плотно зажаты. 1. Зажимы динамо, зажимы реле-выключ., провода от сигнала, светового переключателя. 2. Зажимы выключателя стартера (провод от коробки клемм и от аккумулятора). 3 и 4. Отрицательные и положительные зажимы аккумуляторной батареи. 5. Зажимы амперметра. 6. Зажимы коробки клемм Перечисленные и разобранные явления — следствие ненадежности соединений электрических цепей электрооборудования (рис. 3). Поэтому необходимо, руководствуясь рис. 3, вести регулярное наблюдение за местами соединений. В отношении же батареи дополнительно руководствоваться следующим. Через каждые 5 дней зачищать как выводы батареи, так и наконечники проводов, присоединять провода к батарее так, чтобы был полный контакт, и смазывать снаружи наконечники проводов, но так, чтобы смазка не прошла между наконечником и выводом.ИЗМЕНЕНИЕ КОНСТРУКЦИИ МАСЛЯНОГО ФИЛЬТРА Предложение т. Синецкого (Абхазия, с. Квезань). Масляный фильтр автомобилей ЗИС-5 очень часто подвергается загрязнению. В этом слуЧ Необходимо указать, что батарея ие является единственным истребителем анергии. Обеспечить тек в якоре можно в включением других потребителей (освещение). Этим надо пользоваться в случае выхода из строя батареи.чае неочищенное масло, минуя фильтр, идет к подшипникам непосредственно через автоматический клапан. Я предлагаю заменить войлочные прокладки более тонким фильтрующим материалом, сделав его в виде лампового фитиля, надетого на решетчатую трубу. Это значительно облегчит прохождение масла. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛОТНОСТИ ЭЛЕКТРОЛИТАПредложение т. ЛИТВИНОВА Н. (г. Коканд, Хлопкозавод № 41) Необходимость периодической проверки плотности электролита аккумулятора не требует доказательств. Однако в большинстве случаев автохозяйства не имеют специально предназначенных для этой цели ареометров, а если и имеют, то очень большие, требующие большого количества электролита. Я практикую у себя в гараже следующий способ определения плотности. Необходимо иметь простые аптекарские весы и хотя бы временно ареометр большого размера, который достать легче. Пользуясь ареометром, развести в отдельных сосудах электролит различной плотности (16°, 20°, 25°, 30° и т. д.). Затем, после того как электролит остынет, приступить к его взвешиванию. Для этого берется простой аптекарский пузырек (25 — 30 г) наполняется до половины длины горлышка электролитом ис отметкой уровня взвешивается. Так же поступают ис электролитами других плотностей. Результаты взвешиваний записываются в таблицу. Для того чтобы определить степень плотности электролита какого-либо аккумулятора, надо при помощи медицинской клизмы высосать из банки электролит и наполнить им пузырек до отмеченного уровня. После этого пузырек взвесить и, сверяясь с записанными данными, определить плотность. Другой способ позволяет определить плотность электролита, не прибегая к помощи ареометра. Для этой цели пользуются мензуркой с делениями в кубических сантиметрах. Сначала взвешивают пустую мензурку, а затем с налитым до определенного уровня электролитом. Вычитая из второго полученного веса первый вес, определяют чистый вес самого электролита. Затем делят этот вес на об'ем налитого в мензурку электролита, выраженного в куб. см и получают удельный вес. Имея таблицу плотностей электролитов, можно без труда перевести удельный вес в градусы Конечно, эти методы определения плотности электролита не дают абсолютно точного подсчета, но все же для определения степени зарядки и разрядки аккумуляторов, там, где нет ареометров, они могут быть с успехом применены. КАК УСТРАНИТЬ ИЗНОС РЕГУЛИРОВОЧНОГО ВИНТА РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ШЕСТЕРЕН ЗИС И ЯГ Предложение т. УЛЬЯНОВА (г. Челябинск, Госцентрбюро). Регулирующие винты распределительной и промежуточной шестерен после определенного периода работы двигателя начинают быстро снашиваться. Это явление обыкновенно сопровождается шумом и стуком шестерен, имеющим весьма неприятные последствия. Устранить износ регулировочных винтов, можно следующим образом. Колец винта высверливается сверлом диаметром 6—7 мм на глубину 4—5 мм. В углубление вставляется стальной шарик, и края винта закатываются для устранения возможности выпадания шарика. Такой винт будет долго служить и его значительно реже придется менять.ЗАМЕНА ЭБОНИТОВЫХ БАНОК АККУМУЛЯТОРА РЕЗИНОВЫМИ МЕЩКАМИ Предложение т. ЛИТВИНОВА Н. (г. Коканд, Хлопкозавод № 41) Треснувшую банку аккумулятора бывает очень трудно восстановить, а если и удается это сделать, то починка является только временной мерой. Я в своем гараже с успехом применил вместо эбонитовых банок самые обыквенные резиновые мешки. Из старых камер путем горячей вулканизации склеиваются мешки по размерам отдельных банок в батарее. На дно мешков укладываются сделанные из пластмассы выступы от старых крышек банок, для предохранения от короткого замыкания при выпадании активной массы. Изготовленные таким образом мешки вкладываются в деревянный ящик, а между мешками прокладываются листы фанеры. Затем в мешки укладываются пластины, и ящик закрывается крышкой. Собранные таким образом батареи успешно работают на машинах ГАЗ-АА. Для выяснения действия электролита на резину быд проделан следующий опыт. В один мешок налили электролит крепостью в 30° по Боме. Мешок этот провисел 6 месяцев. Испытание показало, что резина вполне выдерживает действие электролита и потрескалась с внутренней стороны не глубоко.ПРОСТОЙ СПОСОБ СМЕНЫ СТРЕМЯНКИПредложение Б. Л. КУЗНЕЦОВА (г. Архангельск) У форда-А задняя рессора крепится к траверзе двумя стремянками. Если стремянка сломалась или резьба срезалась, то вынуть ее можно только сняв кузов. Я предлагаю сделать в кузове над траверзом, в местах стяжных стремянок крепления задней рессоры, два окна, через которые можно было бы легко сменить стремянку, не теряя времени нафп0 3fff/ff cffepxy,4llii iiiiiiimliilDiii ит ипП1 — окна для вставки хомутиков. 2 — окно для проверки центрового окна с'емку кузова. Кроме того, между йтими окнами следует сделать еще одно квадратное или круглое окно для контроля, чтобы убедиться сел ли центровой болт рессоры в свое гнездо в траверзе, т. к. при перестановке задней рессоры проверять это трудно и неудобно. КАКПРОДЛИТЬ СРОК СЛУЖБЫ ХРАПОВИКОВ ГАЗ Лрапобик cmamjapmnbm ЛралобиА после измененияПредложение автомеханика П. И. ГАНЗИЙ (Ковяговская МТС) Сделав анализ причин, вызывающих быстрый износ храповиков ГАЗ, я пришел к выводу,.^ что основные причины заключаются не в плохом материале, идущем на изготовление храповиков, а в конструктивных недостатках последних. Благодаря неплотности направляющей для заводной рукоятки, а также вертикальным перемещениям передней части мотора (балансирование) заводная рукоятка при заводке мотора перекашивается, вследствие чего полного зацепления двумя зубьями не получается. При сильном нажиме от перекоса заводная рукоятка срывается, обминая зубья храповика. Для устранения этого я сделал следующее. Взял два храповика ГАЗ, сделал им отжиг (для лучшей обработки), просверлил глубже отверстия (на 6 мм) и придал зубьям плавное очертание (см. рис.). После обработки один из храповиков подвергся закалке. В результате этого изменения зубья храповиков работают отлично на машинах, прошедших по 12 тыс. км. Причем храповик, который не получил закалки, не уступает другому.а6-VU^Mr$W L-v-Казалось бы, что углубление зубьев ведет к увеличению угла под'ема плоскости выхода рукоятки из зацепления и последняя захватывалась бы вращением. Но этого ни разу не замечалось.ДИАФРАГМА ДЛЯ БЕНЗОНАСОСОВ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИС Предложение слесаря т. ОРЛА М. (Донбасс, завод им. Карда Маркса). Предлагаемая мною диафрагма состоит ив круглого куска сырой резины, которая зажимается между несколькими кружками мягкой желтой кожи или кружками из прощеллаченного полотна. При испытании настоящая диафрагма работала безукоризненно на протяжении 30 000 км.Кольцо резиныПрошеллаченное полотно или кожаДЛЯ НЕГО СЛУЖИТ ЦЕПОЧКА НА АВТОЦИСТЕРНЕКаждый автомобиль-цистерна, предназначенный для перевозки бензина, снабжается заземляющей цепочкой (см. рис.). Обычно цепочка крепится к правой подножке.8 Часто приходится, видеть, что эта цепочка или вовсе отсутствует (снята за «ненадобностью», утеряна;, или постоянно закреплена под подножкой, чтобы не болталась и не потерялась. Для чего же служит эта цепочка? В практике как автомобильного транспорта, так Ив особенности транспорта по перевозке нефтяных продуктов (топлива) наливом по воде, известны случаи появления электрической искры при переливании топлива из одного резервуара в другой. Возникновение электрической' искры нередко приводит к пожару с тяжелыми последетвиями Электрическая искра возникает благодаря электризации топлива при его движении, и так как топливо является не проводником, то резервуар заряжается. Для того чтобы предотвратить появление электрической искры, необходимо резервуар заземлить, что и достигается металлической цепочкой, опущенной до земли.Для Обеспечения лучшего заземления необходимо, чтобы цепочка всегда была очищена от ржавчины (но не смазана) и надежно соединена с подножкой. А. П.Ленинград.