16
17
СОВЕТСКЯЯ АВТСК XVIII Г0Д0ЕАвтомобиль с двигателем внутреннего сгорания существует уже 50 лет. Но советский автомобиль насчитывает всего лишь 11 лет существования. В 1924 г. завод АМО выпустил первые полуторатонные грузовики Ф-15 и несколько позже, в 1925 г., Ярославский завод выпустил трехтонные грузовики Я-3 с мотором Ф-15. Это были первые шаги советского автостроения. Массовое же производство автомобилей у нас началось значительно позже|, с момента реконструкции завода АМО в 1930 г. и пуска в ход в 1932 г. Горьковского автомобильного завода. Несмотря на короткий срок (10—11 лет) советское автостроение в настоящее время имеет уже значительные до-' стижения. Если в первые годы мы копировали заграничные модели Авток ариФорд , то теперь мы имеем ряд своих конструкций, строящихся или начинающих строиться} в ближайшее вре мя. В 1936 г. Горьковский автомобильный завод выпускает новые модели легкового автомобиля М-1 и грузового ав* томобиля ММ. Обе модели вполне соответствуют современным заграничным образцам своего класса и являются собсгвенными конструкциями, значительно отличающимися от существующих ГАЗ-А и ГАЗ-АА. Завод им. Сталина также готовится к выпуску новой модели большого легкового автомобиля ЗИС-101. Автомобили такого класса до сего времени у нас не строились, тем не менее конструкция его оригинальна,, а не просто скопирована с заграничного образца в целом. Обе эти модели легковых автомобилей сконструированы с учетом наших дорожных условий и производственных возможностей. Выпускаемая сейчас заводом им. Сталина модель грузового автомобиля ЗИС-5 также имеет ряд существенных изменений против строившейся ранее модели АМО-3: увеличена грузоподъемность до трех тонн, и мощность двигателя до 75 л. с, изменены коробка передач, карданный вал, сцепление и т. д. Кроме нормальных двухосных .автомобилей оба завода выпускают трех-' осные автомобили повышенной проходимости—ЗИС-6 и ГАЗ-AAA собственной конструкции, на базе двухосных автомобилей. Широкое распространение автобуса поставило перед заводом им. Сталина задачу — изменить существующее шасси грузового автомобиля, приспособить* его под автобус, понизив и удлинивраму, и кроме того заново сконструиро-Легковой автомобиль ГАЗ М-1Легковой автомобиль ЗИС-101,Грузовой автомобиль ЗИС с трехместной обтекаемой кабиной* • Четырехосный автомобиль Ярославского авто<« * Р мобильного завода ПРОМЫШЛЕННОСТЬЩИНЕ ОКТЯБРЯвать несколько типов автобусных кузовов. Кроме автобуса среднего типа ЗИС потребовались автобусы малого и большого типа для обеспечения всех пассажирских перевозок. Заводы ЯГA3 и ГАЗ сконструировали автобусные кузовы и приспособили свои шасси под автобусы, до последнего времени выписываемые из-за границы. В настоящее время пассажирские линии как городские, так и междугородные, обслуживаются советскими автобусами. Применение автомобиля для перевозок продовольствия в городах потребовало создания специально приспособленных для каждого отдельного вида товара кузовов, что и было выполнено рядом наших заводов применительно к шасси автомобилей ГАЗ и ЗИС. На строительных и дорожных аботах с большим успехом применяются опрокидывающиеся кузовы (самосвалы), выпускаемые всеми тремя заводами грузовых автомобилей. Подъем и опускание кузова производится от двигателя автомобиля. Перевод пожарных обозов с конной тяги на автомобильную и повышение требований к производительности пожарных насосов потребовали создания пожарного автомобиля собственной конструкции с использованием шасси автомобилей, находящихся в производстве!. Московский завод пожарных автомобилей блестяще выполнил эту задачу и выпускает в течение уже многих лет несколько моделей пожарных автомобилей. Кроме автомобилей, работающих на жидком топливе, мы имеем сейчас уже ряд конструкций газогенераторных автомобилей как грузовых, так и легковых, успешно работающих на местном твердом топливе. Некоторые базы уже эксплоагируют газогенераторные автомобили. i Завоевание Арктики не обошлось без автомобиля специальной конструкции, снабженного гусеницами, так называемого вездехода. Вездеходы собственной конструкции, построенные на базе автомобилей ГАЗ-АА показали очень хорошие ходовые качества при движении не только по снегу, но и по песку. В области дизелестроения у нас точно так же имеются двигатели «Коджу» собственной конструкции, успешно прошедшие испытания. В настоящее время испытывается ряд других конструкций. К 18-й годовщине октября СССР приходит с новыми достижениями во всех областях социалистического строительства. Наша автопромышленность, целиком созданная после Октябрьской революции, может гордиться успехами, которых она добилась за последниегодьтТрехосный автобус ГАЗЧ fАвтобус Ярославского завода (ЯА-2?• "Самосвал Горьковского автомобильного завода-Ивж. И. ДюмуленГрузовой автомобиль Я-5 с дизелем КоджуНАТИ