18
19
ш.••'.••. • . • . • шщшfcДевятый километр дороги Сталинир — Джава (Юго-Осетия), соединяющей гор. Гори через центр Юго-Осетии с курортом Дзаур-Суар Фото ПоляковаГТЕГ>ВЬ>1И СЕЗОНСОВЕТСКОГО АВТО-МОТОТУРИЗМАОгромный рост советского автомобилизма вызывает в свою очередь и развитие автомобильного туризма, причем лето. 1935 г. было, пожалуй, первым в СССР «жарким» сезоном авто-мототуризма. Мы-можем привести здесь длинный перечень туристских маршрутов этого года, но и он будет неполным. 10 инженеров Сталинградского тракторного завода с семьями провели во время своего отпуска пробег Сталинград —: Сочи — Сталинтрэд. Инженер Вансоков, один из старейших советских автотуристов, побывавший на своей машине даже в Каракумской пустыне, этим летом ездил из Горького в Харьков, Тифлис и Сочи. Инженер Калусовский с семьей совершил пробег Москва — Кавказ — Крым — Москва. Из Москвы в Сталинабад совершил пробег известный кинорежиссер и автоспортсмен Л. Кулешов.. Путь от Москвы до Сталинабада он прошел через Горький, Казань, Чистополь, Бугульму, Оренбург, Актюбинск, Иргиз, Малые Кара-Кумы, Казалинск, КзылОрду, Чимкент и Ташкент. Л. Кулешов готовится теперь к'новому пробегу в Большие Кара-Кумы. Интереснейшую поездку в 8000 им совершила группа москвичей, владельцев машин. Они побывали в Харькове, Ростове, Новороссийске, Сухуме, Батуме, Ленинакане, Эривани, Тифлисе, Орджоникидзе, Минеральных Водах, причем преодолели два больших перевала — Годзерский в Грузии и Спитакский в Армении. Из Москвы в Сухум на полуторатонном грузовике ездила группа журналистов во главе с т. А. Зоричем. Также на грузовике совершили. туристский пробег в Крым комсомольцы автобазы МСПО. Командир Черноморского флота т. Ревякин вместе с женой совершил на мотоцикле поездку по маршруту Севастополь — Кременчуг — Чернигов — Киев — Одесса — Севастополь общим протяжением 2 500 км и т. д., и т. п. Все ли было благополучно в этих туристских автомобильных путешествиях. К сожалению, нет. Почти все наши автотуристы сетуют, что нет туристских автокарт, нет справочников, нет пунктов обслуживания в пути, ни от кого нельзя получить совета, как лучше оснастить машину к пробегу. Главные трудности в пути — это отсутствие туристских автобаз, станций обслуживания, заправочных колонок. Оснащение машины перед туристской поездк ой — не легкое дело, так как турист, если он едет один, я е * г гжетв наших условиях рассчитывать в случае необходимости на скорую техническую помощь.8 Вот почему первые наши автотуристы занимались такими «проблемами», как установка дополнительных бачков и приспособлений для перекачки бензина, как обеспечение себя походной кухней, а своей машины походной мастерской и пр. Некоторые автотуристы уже накопили опыт технического оснащения машины. Горьковцы, например, испытали пригодность и надежность запасных усовершенствованных бачков на 60 литров горючего и приспособлений для перекачки бензина. Автотурист т. Кулешов испытал надежность воздушного фильтра системы Мальмберга, который предохранил двигатель .от пыли. ; . ~~^~) Инж. Курчевский оборудовал свою трехосную легковую машину радиоустановкой и походной , кухней, отапливаемой отходящими газами мотора. В кузове имеются два спальных места, откидной столик, аптечка и т. д. • ——•—^ Машина т. Курчевского имеет два запасных; бака для горючего емкостью в 260 л. Один' бак расположен за сиденьем водителя, второй подвешен в передней части рамы. Подача го-_ рючего из добавочных баков в главный производится под давлением. Машина, может пройти без заправки 1200 км. Автомобиль Курчевского оборудован также запасными цепями, хранящимися в специальном ящике на правой подножке. Это позволяет машине итти по бездорожью. Для защиты машины во время ночевок в глухих местностях смонтирована установка с трансформатором высокого напряжения. Ток высокого на- '. пряжения подается на корпус машины. Машина оборудована плафоном для освещения кабины и сильным прожектором. Зимой она легко превращается в снегоход путем замены передних колес лыжами, а на задние ведущие колеса надеваются резиновые гусеницы.Туристский автомобиль т. Курчевского заслуживает большого внимания. Через несколько месяцев начнется «автотуристский сезон» 1936 г. К нему надо готовиться теперь же. Нужно уже сейчас наметить основные автотуристские маршруты и разработать по ним карты со сведениями о километраже, состоянии дорог, о заправочных пунктах, ремонтных базах, местах ночлега. В картах должны быть отражены также все достопримечательности, исторические и культурные памятники, которые надо повидать каждому советскому автотуристу. В скором времени по основным маршрутам советского автотуризма мы несомненно будем создавать гаражи-гостиницы со станциями обслуживания и магазинами автопринадлежностей. Сейчас же по туристским маршрутам надо во яде районных центров и даже в колхозах и•совхозах организовать «постоялые дворы», где бы автотурист мог за небольшую плату приютить свою машину и отдохнуть сам. Этим мы отнюдь не предлагаем оттянуть создание гаражей-гостиниц и станций обслуживания. Наоборот, мы считаем, что автоотделу Управления Цудортранса НКВД, ВСФК и Обществу пролетарского туризма надо «единым фронтом» приступить к организации обслуживания расцветающего советского авто-мототуризма. Было бы целесообразно собрать в самое ближайшее время всех москвичей-автотуристов и подвести итоги первого автотуристокого сезона 1935 г. Пусть сами автотуристы расскажут о^XXX:?M:iMmшташт•••• '-Г у• • • • ...v^'i-'^i^K.'-^'Ai^;'..: \?J-:x••„• . ..:•.:••••-•.•.• •• ' . : " . . . . ' . • •:-.'.й«г;;.»¥>л'Д'.'?Й.й;:.;: :•:• . ' . . . . ': . ' • '•::' •.''•.•.'. '•'.Автострада Сочи—Мацеста Фото Я. Шаповала своих первых опытах, пусть они .разработают свой «счет» Цудортрансу, ОПТЭ, местным исполкомам, горсоветам; пусть скажут, что и как надо сделать для широкого развития автомобильно-мотоциклетных экскурсий в нашей стране. М. Юнпроф„Стахановское движение органически связано с новой техникой. Без новой техники, без новых заводов и фабрик, без нового оборудования стахановское движение не могло бы у нас зародиться". И. СТАЛИН