28
29
1меаса&консшбтхщшсПОД РЕДАКЦИЕЙ инж. И. И. ДЮМУЛЕНАТов. КУЗНЕЦОВУ (Грозный). 1. Можно ли давать двигателю максимальные обороты вхолостую? — Нельзя, так как от большого числа оборотов ускорение поршня будет' сильно возрастать, а следовательно и сила инерции возвратно движущихся масс сильно возрастет и может вызвать обрыв головки поршня и болтов крепления крышки нижней головки шатуна, погнутие шатуна и т. п. То же самое может произойти, если увеличить вер поршня или вес шатуна. 2. Может ли "«заесть» поршни после капитального ремонта? — Заедание поршней может произойти в том случае, если оставить очень малый тепловой зазор между поршнем и -стенкой цилиндра. Нормальным считается зазор от 0,07 до 0,10 мм. Это может быть также при наличии металлической стружки и из-за отсутствия смазки. 3. Есть ли смещение оси цилиндров по отношению оси коленчатого вала у машин ГАЗ-А и АА? — Нет. 4. Если вместо алюминиевых поршней поставить чугунные и наоборот, отразится ли это на двигателе? — Да, отразится. Несколько понизится мощность. 5. Какова сила тока в первичной и во вторичной обмотках? — В первичной обмотке сила тока обычно колеблется or 1 до 2 ампер, а во вторичной измеряется тысячными долями, примерно от 0,0002 до 0,0003 ампера (0,2 — 0,3 миллиампера). 6. Чем измеряется емкость конденсатора? — Прибором измерения служит вольтметр, градуированный на микрофарады и включаемый последовательно с конденсатором в цепь переменного тока. Конденсатор пропускает переменный ток, количество которого пропорционально его емкости, что и отмечается большим или меньшим отклонением стрелки. 7. При какой температуре самовоспламеняются бензин и керосин и какова допускаемая степень сжатия для двигателей? — Температура -самовоспламенения для бензина Т = 415°, для керосина Т = 385°. Степень сжатия для авто и мотодвигателей лежит в пределах от 4 до 6, поднимаясь выше исключительно для двигателей спортивных и гоночных машин. С целью лучшего теплоиспользования для авиационных двигателей употребляют повышенную степень сжатия, доходящую иногда до 7,5, что влечет за собой необходимость применения особых сортов топлива во избежание детонации. Предельная степень сжатия данного сорта топлива определяется его температурой самовоспламенения, которая должна лежать около температуры конца сжатия в данном двигателе. 8. Могут ли стучать поршневые пальцы в новом моторе от опережения? — Могут, так как между пальцам и втулкой имеется зазор от 0,008 до 0,016 -мм (ЗИС-5). Тов. КАРПОВУ (Ковров). 1. Можно ли употреблять для аккумулятора в летнее время кислоту крепостью 32° Боме? — Можно, но не рекомендуется, так как крепкий раствор кислоты быстрее разрушает аккумулятор. В жаркую погоду батарея нагревается до 40° и -выше (по Цельсию), что при наличии крепкого раствора кислоты ускоряет разъедание пластин. 2. Как хранить батарею в заряженном виде? — Нужно проверить уровтаь электролита в банках, зарядить батарею полностью и возобновлять зарядку не реже двух раз в месяц. В зимнее время батарею нужно хранить в помещении, чтоб* не замерз электролит (температура не ниже —10° Ц). 3. Можно ли использовать магнето высокого напряжения как динамо? — Нет, нельзя. Заводами выпускаются типы комбинированных динамо-магнето, но в них каждый прибор является самостоятельным и скомбинированным лишь в одном •атрегатз. 3. Почему на легковых машинах три передачи, а на грузовых четыре? — Легковые автомобили имеют больший запас мощности. ^ 4. Почему все современные машины не имеют компрессионных краников и делаются одноблочными? — Компрессионные краники часто прогорают, ломаются и усложняют отливку. Отливка цилиндров в одном блоке упрощает и удешевляет производство. 5. Динамо на автомобиле дают ток для полного обслуживания автомобиля лишь при скорости 15 км. Есть ли и применяются ли динамо, которые могут давать ток для всего освещения и зажигания на холостом ходу двигателя (на стоянках)? — Нет, таких динамо не строят ив них нет надобности, так как они вызывали бы сильную перезарядку аккумуляторной батареи во время езды. 6. Каковы признаки неисправности конденсатора? — Сильное искрение прерывателя, обгорание контактов его, нерегулярные перебои в двигателе или даже'полный отказ в работе. Для проверки конденсатора нужно снять его и проверить искру в свечах, положенных на цилиндры. Если в свечах искра появляется, а при постановке его исчезает, значит конденсатор неисправен. Шоферу ОРЛОВУ А. Ф. (Москва, Черкизово). 1. Почему колеса с проволочными спицами называются тангентными? — Линии, .идущая в направлении центра окружности называется радиальной. Линия, идущая как касательная к окружности, называется линией тангенса. Проволочные спицы колес автомобилей (а также велосипедов и мотоциклов) расположены в направлении касательной к. окружности ступицы (или втулки) колеса и поэтому они получили название тангентных. 2. Как исправить лопнувшую банку аккумулятора? — Если банка эбонитовая, то на трещину можно наложить заплатку и завулканизировать ее. Можно также наложить заплатку с заклепками и проварить швы варом. Банки из пластмассы ремонтируют заплавкой шеллаком с канифолью или массой, полученной из старых граммофонных пластинок. Небольшие трещины можно залить раствором целлулоида в ацетоне или грушевой эссенции. Все эти средства, однако, недостаточно надежны и могут служить только в качестве временной меры. 3. Как исправить бензонасос ЗИС, если на ходу прекратилась подача? ; —• Нужно прежде всего осмотреть низ бензопомпы. Если имеются следы течи бгнзина из нижнего отверстия бензонасоса, то значит неисправна диафрагма (разрыв, неплотность центральной гайки). Далее нужно снять отстойник и осмотреть фильтр. Если засорения не обнаружено и бензина в баке достаточно, то нужно проверить плотность пробки над клапаном у отстойника и состояние клапана. 4. В результате какой неисправности плохо качает компрессор у машины ЗИС? — Прежде всего нужно проверить шланг. Если шланг и ниппеля не пропускают воздуха, то значит неисправны клапаны компрессора или изношены кольца и поршень. 5. Можно ли сэкономить горючее, если спускаться с уклона на холостом ходу, а подниматься на тот же уклон на третьей передаче? — По сравнению с движением под уклон с невыключенным двигателем экономия будет и не зависит от движения в гору. 6. Как обращаться с американскими вентилями при накачивании камер машины ЗИС? — Если вентиль не пропускает воздуха, или, наоборот, не держит воздуха в камере, то его нужно вывернуть с помощью обратного вильчатого колпачка, проверить легкость движения золотничка и чуть смазать его маслом (с пальца). Тов. Л. ДМИТРОШ (ст. Виска, Юго-Зап. ж. д., совхоз им. Микояна). 1. Чем и как регулируется уровень бензина в поплавковой камере карбюратора МААЗ-5? — Уровень бензина регулируется весом поплавка. 2. Как на ЗИС подбираются поршни перед постановкой в цилиндры? — Для облегчения подбора поршни и цилиндры разделены на 3 класса, обозначаемыелитерами А, В и С. Классам цилиндров соответствуют размеры цилиндров по диаметру. Класс АВС Классам поршней. Класс АВС поршней Предглы размеров диаметров в мм 101,590 101,610 101,630 соответствуют размерыПределы размеров в мм 101,505 101,525 101,545Клеймо- класса ставится на донышке поршня и на верхней плоскости блока против цилиндров. Помимо разницы в диаметрах поршни отличаются друг от друга по весу. При сборке необходимо подбирать в один двигатель поршни, имеющие разницу не более 30 г (для уравновешивания возвратно движущихся частей). Поэтому при подборе поршней к блоку приходится оперировать с поршнями, имеющими почти одинаковый вес. Для удобства вес поршня клеймится цифрой на донышке рядом с указанием класса. Практикой установлено 5 классов веса. Класс Пределы веса вг1 1380 2 1410 3 1440 4. 1470 5 1500 Следовательно, на сборку поступают поршни клейменые примерно С—4, С—5, А—3, А—2 и т. д. Согласно такой сортировке поршней получается 15 различных групп. 3. Машины ЗИС-5 и ЯГ-3 прошли свыше 39 тыс. км без ремонта. Сейчас у них сильно разработались цилиндры, а в ремонт ставить не разрешают. Что может быть с машинами, если продолжать работать на них? — Расход топлива и смазки будет увеличиваться, а цилиндры могут оказаться в таком состояния, что их будет очень трудно или даже невозможно отремонтировать. 4. Если провод соскочит со свечи, то куда девается ток? — Происходит разряд внутри самой катушки. 5. Как соединяются провода со щитком «ЗЭТ» тип 12 у ЗИС-5? — От динамо белый провод присоединяется к зажиму 3. От амперметра от одного зажима белый провод идет к зажиму на щитке тоже под № 3, о т другого—к выключателю стартера. От фар — от полного света — идут красные провода к зажиму 9, от полусвета розовые провода (витые)—к зажиму 6. От одного зажима ^катушки идет желтый провод к зажиму 6. От заднего фонаря идет черный провод к зажиму 7. От стоп-сигнала идет зеленый провод к зажиму 10. От гудка коричневый провод идет тоже к зажиму 10. От лампочки переднего щитка идет к зажиму 11. Зажимы 8, 15 и5 оставлены свободными.