10
11
За большевистскую дисциплину на автотранспорте|Щ^1и •! i ••••!• и mi riiMi in мдм1 нчи — » n riI II II л — з амяат пин I iiiffpwi*- д и - у и• • ^ i щ 1,итя.юч«|СЛУЧАЙ НА СУХУМСКОМ ШОССЕМы совершали любительский пробег по маршруту Москва — Батум — Эривань — Тифлис — Москва. Значительная часть пути была уже пройдена. Машины пришли в Гагры. Но едва мы расположились на отдых, как ко мне вбегает один из участников пробега. — Товарищ командор, на 14-м километре сухумский автобус столкнулся с грузовой машиной!.. — Жертвы есть? — Говорят, пять или семь человек пострадало. Прокурор и начальник милиции уже выехали на место происшествия. — Скажите, чтобы приготовили машину, мы сейчас поедем! Через несколько минут яи технорук пробега т. Марков выехали на место аварии. Машина быстро катилась по гладкому асфальту Сухумского шоссе, причудливой лентой извивавшегося среди роскошной тропической зелени садов и лесов. Вдали показались силуэты домов Кадахвары. Недалеко от сельсовета, с правой стороны шоссе, мы заметили две машины, а с левой, на обочине, — груды досок и бревен. Мы остановились в нескольких шагах . от машин. Ровная, гладкая поверхность асфальта блестела среди зелени на далеком расстоянии. По краям асфальта шла такая же ровная и гладкая обочина, которая заканчивалась неглубокой придорожной канавой. Ширина дороги равнялась девяти метрам. Автобус и грузовик стояли рядышком с правой стороны дороги, причем передние колеса их находились в придорожной канаве. Со стороны можно" было подумать, что обе машины нарочно поставлены в ряд, одна около другой. Мы подошли к машинам. Обе они были совершенно искалечены. В момент происшествия автобус был переполнен пассажирами, направлявшимися в Сухум, а на грузовой машине находилось несколько рабочих. В результате столкновения пятеро были тяжело ранены и несколько человек получили легкие ушибы. Мы были в недоумении. Столкновение на таком ровном и широком месте, при ^отличной видимости и полном отсутствии какого-либо движения, казалось нам совершенно непонятным. —Мож'гт быть шоферы были пьяны? — высказал предположение один из нас. Нет, как оказалось впоследствии, оба водителя были трезвыми. Авария представлялась' тем более загадочной, что, несмотря на все наши старания, мы не смогли обнаружить на дороге следов торможения. — Судя по положению машин, они в момент столкновения повернули в одну и ту же сторону. — сказал т. Марков. — Где же шоферы? — Их забрал с собой прокурор, — сообщил нам находившийся тут же госавтоинспектор. Мы еще раз тщательно осмотрели место происшествия, произвели необходимые промеры, проверили состояние машин "и вернулись в город. в Разгадать столь необычное столкновение можно было лишь после опроса самих водителей машин.И я направился в прокуратуру. Грузовой машиной управлял шофер Хагуш, 24 лет. — Когда вы получили, право на управление автомашиной? — спросил я его. — Полтора месяца назад, 21 июля. — А где «вы учились? — В сельской школе, третью группу окончил. — Нет, я спрашиваю, где вы учились шоферскому делу? — Нигде! — То-есть, как нигде? — Удивился я. — Так, нигде. Год назад я поступил в совхоз «Интернационал» учеником шофера. Там восемь грузовых машин, и меня учили все шоферы, с которыми я ездил. Учебников никаких не было; я запоминал все, что мне говорили и показывали. . — Наверное, шоферы у вас старые, опытные, с большим стажем? — У нас-то? — переспросил несколько удивленно Хагуш. — Из всех шоферов только один имеет вторую категорию и пять лет стажа, остальные — молодые, недавно получили права. — Как же вы обучались практической езде?' — Очень просто. Попросишь шофера — он и даст руль. Так урывками и учился. — Экзамен держали? — Да, в сухумской комиссии. — Стажировали? — Из Сухума я вернулся в совхоз и показал документ о сдаче экзамена. Меня тотчас же посадили на машину, и с тех пор, т. е. с 21 июля, я езжу шофером самостоятельно. — Расскажите, как у вас произошло столкновение? — Ехал яс грузом досок в совхоз. Было 6 ч. вечера. Дорога ровная, видно далеко. Смотрю навстречу .идет автобус по середине шоссе, ближе к моей стороне. У меня скорость 15—20 км, а он гнал на 40—50 км. Ехал я по своей стороне, расстояние между нашими машинами все время сокращалось, а автобус и не думал сворачивать. Я побоялся, что наедем друг на друга и свернул влево; смотрю, и он сворачивает туда же. Я начал тормозить, но машина пошла на тормозах. Автобус рей всего хода ударился своей левой стороной в переднюю часть моей машины и выбросил ее в канаву, куда с'ехал вместе со мной и сам. Я отпустил Хагуша и вызвал шофера автобуса Ермиижина. Ермишкин работает на автобусе два года. Ему 26 лет. Шофером стал в 1930 году. Уроженец Саратова, в Черниговский край попал после демобилизации. — Около 18 часов, — начал свой рассказ Ермишкин, — я проезжал Кадахвары. Ехал я из Гагр в Сухум, Дорога на этом месте ровная, прямая, широкая, видимость хорошая. Я еще издали увидел грузовую машину, которая шла мне навстречу со скоростью 20—30 км в час. — Какая скорость была У вас? 'ШШШ:^ ршшшАвтобус сухумской конторы Союзтранса под управлением шофера Ермишкина 13 сентября, в результате хулиганской езды водителя, наскочил на встречную грузовую машину. На снимке—автобус после аварииФото инж. Глухарева— Точно не могу оказать, так как у меня нет спидометра. Ехал я по середине дороги. Не доезжая 20 метров до встречной машины на дорогу выскочил поросенок. Я взял несколько влево, чтобы об'ехать его, и когда вновь начал выворачивать вправо, грузовик внезапно круто взял влево. Мне некуда было деваться, и машины столкнулись. От удара обе машины пошли вправо и очутились в придорожной канаве. В момент об'езда поросенка я несколько сбавил ход машины, но после она вновь пошла с прежней скоростью. Таковы обстоятельства аварии, нарисованные самими виновниками. Что же мы имеем здесь в действительности? — Автохулиганство! Самое настоящее автохулиганство! Ермишкин сам признается, что «дорога была ровная, широкая», и тем не менее он асе время ехал посередине, а по свидетельству Ха.гуша, левее середины. Ермишкин издали увидел встречную машину, но все же продолжал ехать не изменяя положения своей машины. Наконец, в двадцати метрах от встречной машины Ермишкин, якобы, замечает выскочившего на дорогу поросенка и... об'езжает его опять-таки с левой стороны, хотя ширина шоссе позволяла ему сделать это справа. Мы оговариваемся: версия о поросенке была рассказана самим Ермишкиным и не нашла подтверждения ни у кого из свидетелей. Допустим, что эта версия соответствует действительности. Об'езд поросенка должен был занять не менее полсекунды. За полсекунды грузовая машина должна была пройти 4—5 м, так как, по словам Ермишкина, она шла со скоростью 30 км в час, а автобус — не менее 7 м, ибо скорость его, по показанию Хагуша, равнялась 50 км в час. Таким образом в момент фактического раз'езда (начала) расстояние между обеими машинами должно было быть не более 8 м. Не очевидно ли, что Ермишкин играл на нервах своего партнера, шофера грузовой машины? Эта грубая хулиганская игра кончилась весьма печально. Пять человек изувечены и две машины выбыли из строя. Занятый исключительно собой, Ермишкин неучел сил своего партнера. В самом деле, что должен испытывать водитель, когда он видит, что встречная машина, нарушая самые элементарные правила движения, быстро несется прямо на него. Пока расстояние, отделяющее обе машины, порядочно, он спокойно продолжает свой путь, но хулиган упорно едет на него И как * будто совершенно не замечает его. Расстояние быстро сокращается. Он напрягает все свое внимание, он впивается глазами в хулигана, ежесекундно ожидая, что вот-вот тот свернет с его пути. Нужно иметь железные нервы, обладать большим хладнокровием и выдержкой, чтобы спокойно ждать, пока хулигану заблагорассудится бросить свою» игру и освободить дорогу. Нужен при этом) большой опыт, чтобы в критическую минуту найти правильное решение и вывести свою машину из опасного положения. Наша молодежь зачастую обучается искусству вождения кое-как, что мы видели из примера того же Хагуша. Она слабо усвоила технику управления, она не приобрела еще в достаточной степени необходимых профессиональных навыков. В опасной ситуации она нередко быстро теряется. Так именно было ис Хагушем. Технически малограмотный, малоопытный, Хагуш не выдержал натиска хулигана ив решительную минуту свернул свою машину влево, подставив ее под удар автобуса. Всякое проявление хулиганства на автотранспорте должно встретить суровый отпор со стороны всех автоработников ив первую очередь со стороны старых шоферов. Безусловно прав крымский шофер т. Задорожный, который в своем письме в редакцию «За рулем», по поводу аварии на Кузнецком мосту (см. № 15 «За рулем»), пишет: сЕсть одно пожелание к старым шоферам — на перекрестках и поворотах своим умением компенсировать неумение молодых». Борьба за правильную езду, за умелое вождение, борьба за внимательное, чуткое отношение к товарищу — таков лозунг каждого водителя. Арсен Туманян