КЯК ИЗГОТОВИТЬ ВРУЧНУЮДЕТАЛИ ГЛУБОКОЙ ВЫТЯЖКИ6 В настоящей статье мы хотим дать практические указания о том, как изготовлять или ремонтировать такие детали с помощью примитивного оборудования и инструмента. Конечно, изготовленная вручную деталь будет стоить гораздо дороже штампованной. Но в условиях индивидуального производства, даже при наличии прессов, нельзя рассчитывать на штамповку, так как сделать штамп будет стоить дороже, чем изготовить деталь вручную. Если при штамповке мы получаем требуемую форму изделия почти исключительно за счет вытяжки материала, то при ручном изготовлении — главным образом за счет сжатия материала и только на 30—35 проц. за счет вытяжки. Разберем для примера способ изготовления заднего крыла легкового автомобиля. Материалом для крыльев может служить мягкая листовая сталь (железо) толщиной 1—1,2 мм со сравнительно чистой поверхностью и без окалины. От этого материала надо отрезать полосу, равную развернутым размерам крыла, с учетом буртика завернутой проволоки. Полосу нужно перегнуть, как показано на рисунке 1-а. Затем сделать «наборку» крыла, т. е. гофрировать отогнутую часть при помощи вилки, показанной на рис. 2. Производя наборку от середины крыла, постепенно изгибают лист и придают ему форму, указанную на рис. 1-6. При этом крыло нужно согнуть больше, чем оно согнуто в готовом виде, так как дальше крыло будет выпрямляться. Следующая операция — осаживание материала путем разбивки гофр. Делается это так. Крыло кладут на плиту и специальным молотком-наводильником (рис. 3) разбивают гофрировку, начиная от вершины. Для того, чтобы крыло сильно не выпрямлялось, концы его скрепляют или поддерживают руками. После того, как все выступы (гофры) будут вбиты и крыло разойдется больше, чем надо, нужно набрать еще несколько гофр в том месте, где требуется большая изогнутость, чем получилась. После этого гофры снова разбиваются. Удары молотком-наводильником при осаживании материала (разбивке гофр) должны наноситься правильно и точно, так как в противном случае можно пробить материал, и он. начнет лопаться. Лопнувшее место приходится заваривать. Молоток-наводильник отличается от обыкновенного молотка формой своего острого бойка. Ширина площадки бойка длжна равняться 67 мм, а длина-—ширине молотка (20—25 мм).. Кромки площадки должны быть несколько закруглены. Молоток с обычным, т. е. закругленным по радиусу, бойком будет только пробивать материал. После того как все гофры будут разбиты, надо осадить угол и вытянуть немного середину, т. е. придать крылу вид, показанный на рис. Г-г. Осаживать угол следует на круглом бойке ударами деревянного молотка (рис. 4 и 1-в). Когда угол будет осажен с некоторыми неровностями, надо вытянуть середину крыла, чтобы придать ему выпуклую форму.Рис. 2Рис. 3Рис. 4Рис. 6 Автоработники на практике часто сталкиваются с необходимостью изготовления или ремонта разных деталей автомобиля, представляющих собой изделия глубокой вытяжки из листового материала (крылья, отдельные панели кузова, капот и пр.). Известно, что при ударах молотком по материалу, положенному на плиту или наковальню, он вытягивается ив длину ив ширину. Такая вытяжка не эффективна. Лучше если крыло положить на парусиновую или кожаную подушку, наполненную песком, и потом ударять по нему молотком с шаровидным -бойком (рис. 5). Так можно легко -придать крылу требуемую форму. Следующая операция — выравнивание неровностей, полученных при осаживании угла и вытяжке середины. Выравнивание производится на бойке (рис. 6), вводимом со стороны центра крыла, с помощью молотка (рис. 7), имеющего плоские бойки, круглой и квадратной формы. Ударяют молотком только по выпуклости, причем удары должны быть легкими, но частыми (около 100—150 ударов в минуту). Неровности можно легко определить, проводя ладонью руки по выравниваемой поверхности. Их необходимо устранять, так как незаметные для глаза в этот момент они после окраски и полировки будут выделяться. После того как крыло достаточно выправлено, его обрезают и по кромке закатывают проволоку. Последняя операция — прокатка буртика на зиг-машине. f Таков способ изготовления заднего крыла, которое можно сделать из одного листа. Переднее же крыло приходится делать из двух или даже из трех сварных частей, причем свариваются они только после того, когда каждой части будет придана требуемая форма. В сваренном виде они окончательно правятся. Для соединения листов применяется только газовая сварка (ацетиленовая). Возможны три вида соединения при сварке, которые указаны на рисунке 8-а, б и в. Наиболее удобной будет сварка €в стык» (рис. 8-а). Чтобы получить прочную -сварку, надо оставлять между листами зазор размером около одного миллиметра. Сварка производится обыч^ным способом: сперва листы только прихватываются, а потом дается уже сплошной шов. Покоробленные после сварки места у шва необходимо выправить. Это легко можно сделать молотком. Перейдем к ремонту поврежденных деталей. Если крыло помято не -сильно, так, что даже краска сохранилась, то в таких случаях можно выправить вмятину, не повредив окраски и не снимая крыла с машины. Для этого надо попробовать выжать впадину деревянным бруском, нажимая снизу и действуя им, как -рычагом. Если этим способом не удастся хорошо выправить крыло, то нужно применить деревянный молоток, ударяя им изнутри крыла. У сильно помятого крыла с поврежденной окраской следует сначала восстановить форму деревянным молотком и потом уже при помощи молотка (рис. 7) и подкладки (рис. 9) выравнять всю поверхность. Подкладка поддерживается снизу крыла левой рукой, а молотком ударяют сверху крыла. При этом подкладка должна иметь такую форму, чтобы ее можно было подвести под любое место крыла. В случаях разрыва крыла сломанные части сваривают ацетиленом, выправив предварительно вмятину указанным способом. Для покраски отремонтированной или заново изготовленной детали необходимо дополнительно выровнять поверхность детали путем опиливания ее и запайки всех углублений. Неровности лучше всего запаивать третником (66 проц. свинца, 33 проц. олова) с помощью паяльника или паяльной лампы. Применять вме.Рис. 7забарка2Lпайкам обом,6^закр/са за Парк а / пайкаолооомРис. 8щшшкРис. •Tfflffl3000<J4<J4J'4j'04J4 LJ'U4j4j , 0 4j4JVJ4^rCrnotЗг-Рис. 10сто этого шпаклевку не следует, так как толстый слой шпаклевки не будет держаться н неизбежно отлетит. Наплавленный третник нужно зачистить в уровень поверхности детали. Это можно сделать пилой, показанной на рис. 10. Если нет такой пилы, то можно предварительно зачистить третник нормальным рашпилем, а потом слесарной пилой. Но эти инструменты менее удобны, чем специальная пила. После того как поверхность детали выразнена и опилована, можно считать, что она подготовлена к окраске. Так как при окраске исправленного места нитрокрасками очень трудно попасть в тон старой краски, то для избежания пятен лучше перекрасить всю деталь. На изготовление комплекта крыльев описанным выше способом квалифицированный кузовщик-жестянщик потратит 150—200_ часов. * в Инж. Н. И. Кириченко