Эксплоатация автомобильных шинСТАТЬЯ 2 д. ТАЛАЛАЙДАВЛЕНИЕ В ШИНАХНормальное внутреннее давление и нагрузка являются самым важным условием длительного срока работы шины. Расчет давления и нагрузки производится при конструировании данного типа шины и зависит от профиля покрышки, количества слоев корда в каркасе, условий работы автомобиля, для которого предназначается шина, и ряда других факторов. Каясдый тип шин имеет строгую расчетную норму внутреннего давления и нагрузки. Отклонение от этой нормы при эксплоатацин шины приводит к разрушению и выходу ее из строя. При увеличении давления в шине происходит перенапряжение нитей корда, из которых состоит каркас покрышки. В момент удара колеса, когда автомобиль на быстром ходу наезжает на какое-нибудь препятствие, перенапряженные нити корда, растянутые до максимума, рвутся от повышения внутреннего давления, происходящего при деформации шины. В результате образуется так называемый механический пробой. Чрезвычайно увеличенное давление, особенно в покрышках, вулканизированных, приводит к механическим пробоям при первом сильном толчке, а в покрышках легковых ав-< томобилей чаще всего в момент накачки. Увеличенное давление препятствует нормальному смягчению толчков, вследствие чего разбалтываются и снашиваются отдельные детали автомобиля. Это особенно отраясается на рулевом управлений. Уменьшенное давление особо опасно для покрышки и камеры. Под тяясестью автомоби* ля, груза и пассажиров, слабо накаченные покрышки сплющиваются. Образуется острый угол между плоскостями изгиба ^ боковых стенок покрышки, перемещающийся по всей ее окруншости со скоростью движения автомобиля. При скорости' 30 км/час каждая точка покрышки испытывает около 10 деформаций в секунду. Такое большое количество деформаций при неправильном распололсении профиля покрышки приводит к интенсивному перетиранию нитей корда в местах сплющивания. Вследствие внутреннего трения между слоями, значительно повышается температура внутри покрышки, влияющая на размягчение резиновых прослоек. В результате получается расслоение по всей внутренней поверхности покрышки в месте наибольшего сплющивания. Образовавшиеся трещины защемляют и быстро перетирают камеру. Удары о неровности дороги, получаемые слабо накаченной шиной, если не вызывают прорывов каркасов тотчас же, то настолько сильно ослабляют его в месте удара, что рано или поздно здесь произойде'1 разрыв. Это молсет случиться даже на совершенно ровной дороге и при соблюдении всех правил эксплоатацин. Калсущиеся беспричинными механические пробои об'ясняются слабой накачкой шин. Чем больше спущена шина, тем опаснее по' следствия. Следует твердо помнить, что несколько метров пробега на спущенной шине больше отражаются на резине, чем много тысяч километров, пройденных при нормальной накачке и нагрузке. Последствия 1езды на шинах со слабым внутренним давлением могут быть легко обнаружены при осмотре внутренней поверхности покрышки. При езде на слегка спущенных шинах по всей внутренней окружности верхней части их боковин появляются характерные черные полосы. При .езде на спущенных шинах в тех же местах происходит расслоение вплоть до размочаливания нитей корда. Покрышки, выведенные из строя в результате езды на. слабо накаченных шинах, ремонтировать очень трудно и их обычно сдают в утиль. Поэтому соблюдение нормального внутреннего давления в шинах имеет огромное значение. Нужно навсегда оставить установившуюся привычку проверки давления по «звону», к чему иногда прибегают даже водители, имеющие манометры. Проверка давления «на-глазок» или по «звону» ведет, как доказано практикой — к плачевным результатам. Звон получается даже при отклонении в одну атмосферу. Между тем такое отклонение губительно отражается на покрышках и камерах. Кроме того: способность к восприятию звука у каждого человека своеобразна, а поэтому нельзя полагаться на тонкость слуха. Манометр наряду с ручным насосом и. другим инструментом должен быть обязательной принадлежностью гаранта. Существуют различные системы манометров, но принцип проверки давления одинаковый. Чашечку манометра прикладывают к вентилю и отжимают иглу золотника, благодаря чему создается свободная циркуляция воздуха. На рис. 1 изображен манометр производства московскогозавода «Манометр». Проверку давления манометром следует производить аккуратно, чтобы не было утечки воздуха. При правильном накладывании манометра на вентиль утечки воздуха не будет, так как этому препятствует резиновая прокладка чашечки. После проверки манометром рекомендуется тщательно проверить гер- . метичность золотников на воду. Для правильной накачки шин необходимы компрессорные установки. Многие автохозяйства до сих пор пользуются компрессорами прямого действия, без резервуара, фильтра и манометра. Между тем они приносят много вреда. При смазке компрессора масло вместе с воздухом проходит через шланг и, попадая в вентиль, разрушает резиновые части золотника, влияя тем самым на его герметичность, а так как масло находится в взвешенном состоянии, то оно вместе с воздухом так- ^тр же попадает в камеру и раз'едает стенки из- 32" X 6". И та и другая рассчитаны на один н тот же обод 20". Перегрузка ведет к тем же последствиям, что и езда на спущенных шинах. Нормы давления и нагрузки для основных типов шинФго оРазмер шинМарка автомобиляtea. 5, 5к Я ® £ * S е-^^ « * £4»t 5,0 5,5 6,0 6,5 7,0a ft сd омИ МцВысокого давлеЯ-2, Я-5пятиния 40" X 8 ' • тонки1200 1300 1400 1500 1600Высокого давления 40"X8"F' Рис. 1. Манометр для проверки давления в шине. 1—кнопка для опускания стрелки в нулевое положение; 2—чашечка, прикладываемая к вентилю камеры при проверке давления нутри. Воздух подается толчками ис высокой температурой, что не гарантирует правильную накачку даже при измерении давления манометром. При отсутствии манометра в системе компрессора возможны отклонения от нормального давления. От таких компрессорных установок следует отказаться. Компрессорная установка (рис. 2) должна •быть снабясена резервуаром с системой редукционных клапанов для регулирования давления, нужного для данного типа шин. Благодаря резервуару создается равномерная подача воздуха с постоянным нормальным давлением и устраняется возможность попадания в камеру масла и других механических примесей. Для избежания утечки воздуха при накачке шланги следует снабдить наконечниками с резиновой прокладкой. Накачку следует производить, точно придерживаясь установленных норм по существующим стандартным таблицам, в которых указаны пределы внутреннего давления для данного типа шин в зависимости от нагрузки на колесо. Для определения нагрузки существуют специальные переносные весы, на которые автомобиль наезжает одним колесом. Эти весы еще не получили распространения, поэтому определение нагрузки на колесо приходится иногда производить ориентировочно. Вес порожней машины принимается за минимум, а нагруженной до установленного тоннажа — за максимум требующегося внутреннего давления в шинах. Нагружать автомобиль сверх установленного тоннажа не следует, так как это приводит к ненормальной работе механизмов автомобиля и влечет за собой быстрый износ шин. Если по условиям работы перегрузки нельзя избежать, то обыкновенные шины надо сменить на шины усиленные. Например, вместо шестислойной покрышки «Баллон» 32" X 6,00" для ГАЗ-АА надо взять десятислойную высокого давленияЯ-4, Я-5 пятитонные Лейланд и СПА5,5 1300 1400 6,0 6,25 1500 1600 6,5 7,0 1800 4,5 5,0 5,5 6,0 5.0 55 6,0 6,5 2,0 2,25 2,50 900 1000 I 100 1200 1ГО0 1100 1 200 1300 500 550 600Высокого давления 34"Х7"ЗИС в3тн автомобили Крупп ЗИС в3 т. автомобили КруппВысокого давления 34"Х'* FБаллон 32"Х6,00"ГАЗ-ААБаллон 32"X6,00"J»550 2,25 'Л5 I , 600 2,75 650 1,75 2,00 2,25 400 450 500 450 500 550 250 300 350 300 350 400 400Баллон 29"Х5,5 "ГАЗ-АБаллон 29"Х5,50". 29"Х5,50* iЯ2.00 2,25 2,50 1,75 2,00 2,25 2,00 2,25 2,50Баллон гв ' Х ^ б " Баллон 28"Х4,75"шБаллон 28'X4,75"FшНикогда не следует накачивать шину сразу. Нужно сначала накачать ее немного и посмотреть, правильно ли распололсились борта покрышки на ободе. Для проверки этого на нижней части боковин, по всей окружности покрышки, имеется контрольная резиновая выпуклость, которая при правильной посадке покрышки доллсна проходить параллельно окружности закраины обода. При накачке1 F — означает, что покрышка имеет дополнительные слои корда.усиленная