18
19
НУЖНЫ ТИПОВЫЕ КОМПЛЕКТЫ ЖИКЛЕРОВ1Инж. В. ЗГУРА Возмолсность сокращения эксплоатационно- что какое бы то ни было снижение расчетной го расхода бензина' за счет улучщения рабомощности двигателей повредит интересам ты карбюраторов ни у кого не вызывает сомэксплоатации. Такое опасение ни на чем не нений; спооить можно лишь о (размерах экоосновано. Запасы мощности двигателей на номии. автомобилях ГАЗ-А, ГАЗ-АА и ЗИС-5 достаВопрос регулировки карбюраторов в гараточно велики, поэтому некоторое снижение жах был подробно исследован авторам в прошмощности, как общее правилоцапрактически не лом году по поручению б. ДАНИИ. Полученотразится на средней технической скорости ные в результате этого богатые фактические движения автомобилей, а расход бензина при материалы говорят о том, что правильная реэтом может значительно сократиться. гулировка карбюраторов ГАЗ-Зенит, АМО-3 и Беспорядки в карбюраторном хозяйстве гаМААЗ-5 обеспечивает в среднем экономию ражей — печальная действительность. За ис20% бензина. ключением небольшого числа наиболее оргаНенормально высокий расход бензина, свянизованных гаралсей — нигде нет хорошего занный с работой карбюратора, можно об'яс- ухода за карбюраторами. При таком пололсенить следующим: 1) несовершенством констнии борьба за экономию бензина останется, рукций карбюраторов ГАЗ-Зенит, АМО-3 и конечно, безрезультатной. МААЗ-5; 2) их неправильной заводской регуПравильная регулировка крабгораторов, как лировкой и 3) беспорядочностью в карбюрауказывалось выше, может на 20% сократить торном хозяйстве гаралсей. эксплоатационный расход бензина. Но конРазберем последовательно эти причины. статировать это — мало; надо решить, как поНаши карбюраторы далеки от совершенства. лучить эту экономию, как наладить правильПо своим конструктивным и рабочим качестную регулировку карбюраторов в гаражах. вам они уступают карбюраторам новейших Мы думаем, что в настоящих условиях единобразцов, монтируемым на двигатели иностственным удачным решением этой сложной ранных автомобилей последних моделей. Незадачи явится переход к типовым регулировобходимость выпуска наилучших современных кам карбюраторов, к применению типовых образцов карбюраторов совершенно очевидна, комплектов жиклеров. /* но вместе с тем нет никаких оснований Наивыгоднейшая, в строгом смысле этого утверждать, что от нынешних карбюраторов слова, регулировка карбюраторов может быть нельзя добиться вполне удовлетворительной, произведена в лабораторных условиях (этот в смысле экономичности, работы. способ недоступен массе гаражей) и специОпыт передовых гаражей, уделяющих должальными дорожными испытаниями автомобиное внимание карбюраторному хозяйству, полей (к сожалению, методики таких испытаний казывает, что перерасход бензина зависит не Пока не существует). столько от степени совершенства карбюратоОбращаясь к действительности, следует ров, сколько от неправильной их регулировки, признать, что в настоящее время огромное не соответствующей эксплоатационным услобольшинство гаражей не в силах производить виям. наивыгоднейшую регулировку карбюраторов. Основное зло, по нашему мнению, заключаНе «говоря уже об отсутствии методики ется в неправильной заводской регулировке эксплоатационной регулировки, Гаражи не карбюраторов. Известно, что карбюратор мсж- располагают ни надежной контрольной аппано отрегулировать либо так, чтобы двигатель ратурой, ни специальным инструментом, ни развивал максимальную мощность, либо так, квалифицированными регулировщиками. При чтобы двигатель работал паиболео экономичтаком положении нельзя, понятно, требовать, но. При максимальной мощности двигателя чтобы карбюраторы были наивыгоднейше отнаблюдается повышенный расход бензина, при регулированы; кустарщина, к которой прибегмаксимальной экономичности — недобор мощли бы гаражи в ответ на подобное требованости. Если, например, карбюратор ГАЗ Зенит ние, принесла бы только вред. отрегулировать на максимальную М' шность, Рекомендуемая нами система расход бензина двигателем на сило-час увелировок карбюраторов предельнотиповых регуупрощает раличится на 26,5% против минимального (при боту гаражей в этой области. Работа эта сво1 200 об'мин); если тот же карбюратор отрегудится лишь к выбору одного из типовых комлировать на максимальную экономичность, плектов жиклеров, обеспечивающего наилучмощность двигателя снизится па 12,7%. Кроме шую экономичность автомобиля при удовлеэтих «крайних» регулировок карбюраторов творительных тяговых качествах. могут быть средние, при которых мощность Типовая регулировка карбюраторов может, и экономичность двигателя комбинируется в наивыгоднейших для данных условий эксплоконечно, и не оказаться строго наивыгоднейшей в конкретных эксплоатационных условиатации автомобиля видах. НЙши заводы, как это установлено рядом ях, но при наличии трех-четырех хорошо проверок, постоянно применяли регулировку скомбинированных типовых комплектов жиккарбюраторов на максимальную мощность, леров вряд ли будет значительное различие ухудша'й"таким образом экономичность двигамелсду эффективностями | выбранной типовой телей и повышая расход бензина автомобилярегулировки и наивыгоднейшей. Система тими. Работники заводов, очевидно, опасаются, повых регулировок вместе с тем вообшв важна как организующее начало в упорядоче1 Словом «лсиклер» обозначается всякая дении карбюраторного хозяйства в гаражах. Типовые комплекты жиклеров для карбюраталь с калиброванным отверстием, дозируюторов ГАЗ-Зенит, АМО-3 и МААЗ-5 можно щим подачу бензина. установить в результате исследовательских 'работ, оценивая жиклеры по их производительности. Мерой производительности условно считается количество кубических сантиметров воды, протекающей через жиклер за одну , минуту при напоре в1 000 мм водяного столба и при температуре 15—18° Ц. Проверка производительности I лсиклеров, называемая тарировкой, требует специальных проливочных приборов. Основываясь на результатах работ б. ЦАНИИ в гараясах, мы считаем возможным наметить для карбюратора ГАЗ-Зенит три типовых комплекта жиклеров следующей производительности:зина при удовлетворительных тяговых качествах, выбирается для постоянного применения. При легких условиях эксплоатации будут выбираться типовые комплекты меньшей производительности, при тяжелых условиях — большей производительности. Система типовых регулировок карбюраторов может быть успешно применена к подавляющему большинству автомобилей; исключения, надо полагать, будут единичны. Предлагаемые типовые комплекты жиклеров требуют, конечно, проверки; возможно, что они подвергнутся некоторому изменению. Система типовых регулировок карбюраторов будет тем ясизненнее, чем удачнее будут подобраны ти- , повые комплекты жиклеров. Следует, кстати, указать, что предложенные типовые комплекты рассчитаны на летнее время ик зиме должны быть немного (процентов на пять) • увеличены; необходимость такого увеличения моясет отпасть при условии применения-специальных зимних сортов бензина. Введение системы типовых регулировок не должно ни в коем случае задерживать подготовку гаражей к самостоятельным индивидуально-групповым регулировкам карбюраторов применительно к данным эксплоатационным условиям. Одно из важнейших мероприятий этой подготовки — внедрение в гаражах приборов для тарировки жиклеров. Нужно иметь в виду, что тарированные приборы необходимы гаражам даже при применении типовых комплектов жиклеров: 1) для тарировки жиклеров при индивидуальных регулировках тех карбюраторов, которые не приемлют типовых комплектов, 2) для обязательных периодических проверок жиклеров. Сокращение эксплоатационного расхода бензина за счет правильной регулировки карбюраторов в текущем году должно достигнуть 20% — цифра эта вполне реальна при широком применении системы типовых регулировок. Чтобы получить столь значительную эко- j номию, необходимо: 1) Проверить предложенные типовые комплекты жиклеров в лабораторных и дорожных испытаниях; - при проверке вести особое наблюдение за тепловым режимом двигателей. 2) Окончательно установить типовые комплекты лсиклеров для карбюраторов ГАЗ-Зенит. АМО-3 и МААЗ-5. Выбрать по одному типовому комплекту лсиклеров к карбюраторам ГАЗ-Зенит и МААЗ-5 для стандартной заводской регулировки карбюраторов. 3) Предложить автомобильным заводам снаблсать карбюраторы выпускаемых автомобилей типовыми комплектами жиклеров, кроме стандартного. 4) Наладить массовое производство типовых комплектов жиклеров для карбюраторов уже эксплоатируемых автомобилей и снабдить ими гаражи. v 5) Наладить серийное производство универсальных приборов для тарировки жиклеров. Разработать, кроме того, самые примитивные конструкции тарировочпых приборов для кустарного изготовления их гаражами; издать толковую инструкцию по тарировке жиклеров в гаражах. 6) Разработать методику индивидуальногрупповых эксплоатационных регулировок -j карбюраторов.Главный лсиклер 1-й комплект 2-й , 3-й 125—130 135—140 165—170КомпенсаКомпенсационный ционный расжиклер пылитель 135—140 140-150 160—170i150—160 160—170 180—200В зависимости от условий эксплоатации, для карбюраторов легковых автомобилей ГАЗ-А следует применять первый или второй - комплекты жиклеров, для грузовиков ГАЗ-ААвторой или третий. , Для типовых регулировок карбюраторов АМО-3 МОЖНО предложить тоже три типовых ""комплекта жиклеров, но в четырех комбинациях по производительности: Главный , жиклер 1-я комбинация 2-4 „ 8-я 4-я 240—250 280—290 310—320 310—320 ' Компенсационный жиклер 200—220 220—240 220-240 260—280Точно так же можно наметить типовые комплекты жиклеров для карбюраторов МААЗ-5. По тем недостаточным материалам, которые мы имеем, вырисовывается необходимость следующих комплектов жиклеров (для карбюраторов МААЗ-5 первых выпусков на автомобилях ЗИС-5). Главный жиклер 1-й комплект 2-й 3-й „ 300—310 310-320 330—340 Компенсационный лсиклер 240-26CL 210-230 210—230 Жиклер экономайзера 390—410 410-430 410—430Система типовых регулировок карбюраторов заключается, повторяем, в том, что гаражи получают извне протарированные (й клейменые) лсиклеры типовых комплектов и, устанавливая их в карбюраторы, наблюдают за работой автомобиля в нормальной эксплоатации. Типовой комплект лсиклеров, с которым' автомобиль покалсет наименьший расход бен