Под редакцией инж. И. И. ДЮМУЛЕНАТребования, пред'являемые к шоферам 1-го класса1Программа испытаний в квалификационныхДля получения прав шофера 1-го класса, испытуемый проверяется в об'еме программы на получение прав шофера 2-го класса, в которой пункты 2-й и 3-й раздела «должен уметь» и пункт раздела «должен знать» заменяются соответственно следующими. Должен уметь: 1. Производить все монтажно-демонтажные работы при ремонте автомобилей ГАЗ-А, ГАЗ-АА, ГАЗ-ААА, М-1, ЗИС-5, ЗИС-8, ЗИС-6, ЗИС-101, ЯГ-4 и ЯГ-10 (трехосного), за исключением капитального ремонта автомобилей и их агрегатов; производить установку газораспределения и зажигания; производить регулировку: клапанов, давлением масла в масляной системе, карбю- ратора, зажигания сцепления коробки передач, заднего моста, тормозов и рулевого управления: принимать машины из ремонта. 2. Устранять в пути все те неисправности автомобилей ГАЗ-А, ГАЗ-АА, ГАЗААА, М-1, ЗИС-5, ЗИС-8, ЭИС-6, ЗИС-101, ЯГ-4 и ЯГ-10 (трехосного); которые можно устранить с помощью нормального комплекта инструментов, материалов и запчастей на автомобиле. Должен знать: 1. Автомобили отечественных марок: работу двигателя по циклу ОТТО; температуры в цилиндрах в течение рабочего цикла двигателя; работу 4, 6 и •8-цилиндровых двигателей; устройство, детали и работу двигателей ГАЗ, М-1, ЗИС-6-пилиндровых и ЗИС101; устройство, детали икомиссияхУстройство, работу и детали сцепления автомобилей ГАЗ, М-1, ЗИС и ЗИС-101; преимущества и недостатки разных типов сцепления; устройство, работу и детали коробки передач ГАЗ, ЗИС-5, ЗЙС-8 и ЯГ-4; устройство и детали коробки передач М-1 и ЗИС-101; устройство синхронизатора ЗИС-101 и демультипликатора ГАЗ-ААА, ЗИС-6 и ЯГ-10 (трехосного); устройство, работу и детали карданной передачи ГАЗ-А, ГАЗ-АА, М-1, ЗИС-5, ЗИС-8, ЗИС-101 и ЯГ-4; устройство карданной передачи автомобилей ГАЗ-ААА, ЗИС-6 и ЯГ-10 (трехосного); устройство, работу и детали главной передачи ГАЗ-А, ГАЗ-АА, М-1, ЗИС-5, ЗИС-8, ЗИС-101 и ЯГ-4; устройство главной передачи ГАЗ-ААА, ЗИС-6 в ЯГ-10 (трехосного); устройство, работу и детали диференциала ГАЗ-А, ГАЗ-АА, ГАЗ-ААА. М-1, ЗИС-5. ЗИС-8, ЗИС-6, ЗИС-101, ЯГ-4 и ЯГ-10 (трехосного); конструкцию и работу полуосей ГАЗ-А, ГАЗ-АА, ГАЗ-ААА, М-1, ЗИС-5, ЗИС-8, ЗИС-6, ЗИС-101, ЯГ-4 и ЯГ-10 (трехосного); устройство, работу и детали ходовой части автомобилей ГАЗ-А, ГАЗ-АА, М-1, ЗИС-5, ЗИС-8, ЯГ-4, устройство ходовой части автомобилей ГАЗ-А, ГАЗ-АА, М-1, ЗИС-5, ЗИС-8, ЯГ-4; устройство ходовой части автомобилей ГАЗ-ААА, ЗИС-6, ЗИС-101, ЯГ-10; устройство, работу и детали рулевого управления ГАЗ-А, ГАЗ-АА, ГАЗ-ААА, М-1, ЗИС-5, ЗИС-6 ЗИС-8, ЗИС-101, ЯГ-4 и ЯГ-10 (трехосного); устройство, работу и детали тормозной системы автомобиля ГАЗ-А, ГАЗ-АА, М-1, ЗИС-5, ЗИС-8 и ЯГ-4; устройство тормозной системы ГАЗ-ААА, ЗИС-6, ЗИС-101 и ЯГ-10 (трехосного); тормозной путь и влияющие на него факторы.фазы газораспределения; мощность двигателя и литраж, системы, устройство и детали охлаждения и смазки двигателя. Образование и состав рабочей смеси; влияние состава рабочей смеси на работу двигателя; причины самовоспламенения; необходимый состав рабочей смеси при разных режимах работы двигателя; устройство, работу и детали карбюраторов ГАЗ, МАЗ-5, М-1 и ЗИС-101; назначение и устройство фильтров для воздуха и бензина; системы подачи топлива. Устройство и детали аккумуляторной батареи автомобиля, ее установку и соединения; состав электролита; небходимую силу тока при зарядке аккумуляторных батарей; признаки перезарядки и предел разрядки аккумуляторов, способы проверки состояния аккумулятора; устройство, работу и детали динамомашины Электрозавода; назначение и работу 3-й щетки; назначение и устройство реле: схемы прохождения тока низкого и высокого напряясения; устройство и детали дпнамоаккумуляторного зажигания ГАЗ, ЗИС, М-1 и ЗИС-101; значение раннего и позднего зажигания; установку зажигания; устройство, работу и детали магнето Электрозавода (типа Сцинтилла); установку зажигания от маг'нето; конструкции и размеры запальных свечей; устройство и работу стартеров отечественных автомобилей; устройство и работу звукового электрического сигнала; • устройство и детали электрического освещения автомобилей ГАЗ, М-1, ЗИС и ЗИС-101; назначение и действие контрольных приборов.см. в № 13 и 161 Требования, пред'являемые ж шоферам 2и3 классов, журнала „За рулем".ДО Типы шин:- давление на шинах и его значение для уменьшения износа резины и предотвращение заноса автомобиля; устройство и размеры шин отечественных автомобилей и допустимое в них давление; взаимозаменяемость шин. Сущность устройства и работы газогенераторного автомобиля и дизеля. Тов. ОНИЩЕНКО (г. Бердянск) Как устроен под'емный механизм грузового автомобиля ЯС-1 (на шасси ЯГ-4)? Устройство под'емного механизма показано на рис. 1. Механизм состоит из двух цилиндров 1с поршнями 2и штоками 3, соединенными поперечиной 4. Цилиндры наполнены маслом. При включении под'емного механизма с помощью рукоятки в кабине шофера начинает вращаться вал от коробки передач, сообщающий вращение шестеренчатому масляному насосу 5. Насос перекачивает масло из верхней полости цилиндров в нижнюю под давлением до 17,5 кг/см2; поршни поднимаются вверх, штоки выдвигаются и' поднимают грузовую платформу, опрокидывая ее назад. Предельный угол на-Рис. 1клона поднятой платформы50°. Для опускания платформы нужно повернуть рукоятку крана. При этом масло из нижней полости цилиндров переливается в верхнюю и платформа опускается под действием собственного веса. Схема управления под'ёмным механизмом показана на рис. 2. Какой уход должен быть за под'емным механизмом ив чем заключаются его основные неисправности? Через 300 км пробега надо смазывать с помощью тавотпресса карданные сочленения приводного вала, опорный подшипник вала и цапфы задних опор кузова. Через 1000 км нужно смазывать автолом все шарнирные сочленения управления самосвалом. Через 1J 000 км карданные сочленения неоохрдимо разобрать и промыть. Ежедневно должен производиться омотр механизмов, проверка сальников насоса, крана и штоков. Кроме того надо осматривать и чистить карданные сочленения вала насоса и проверять, не засорились ли сапуны на верхних крышках цилиндров. Неисправности заключаются в следующем. 1. Поднятая платформа самопроизвольно опускается.. Причины: износ поршневых колец, неплотность крана вследствие износа./ 2. Неполный под'ем платформы: недостаток масла в цилиндрах. 3. Медленный под'ем: загустение масла или засорение каналов. 4. Нижние цапфы заднего борта не освобождаются или не запираются: погнуты тяги управления бортом или не отрегулирована длина их. Не следует допускать износа деревянных подушек под каркасом ' платформы; нужно следить, чтобы каркас не касался рамы. Каким маслом и как заливать цилиндры под'емного механизма Летом цилиндры заправляются машинным маслом. Зимой следует заливать веретенное масло В-2, имеющее низкую температуру застывания.Рукоятки управления регулировочного крана Выключенное положениеёРукоятка управления механизма отбора мощности „Выключенное положение"Рис. 2 Цилиндры заливаются маслом через отверстия в верхних крышках, закрытых сапунами. Для заправки цилиндров нужно: 1) поднять платформу наполовину и укрепить ее в этом положении подпорками; 2) отвернуть сапуны обоих цилиндров; 3) поставить кран в нерабочее положение (правый рычаг прижат к стенке сиденья); 4) заливать масло до появления его в наливном отверстии; 5) опустить и поднять платформу (прокачать масло) и снова долить масло до появления его в наливном отверстии; 6) завернуть сапуны и опустить платформу. При хорошем состоянии сальников смену масла производят два раза в год — весной и осенью. Для спуска масла платформа поднимается и укрепляется подпорками. Затем поперечина штоков раз'единяется с каркасом платформы и отвертываются нижние пробки каналов и цилиндров. После этого спускается масло из нижних полостей, отвертываются верхние крышки цилиндров, вынимаются штоки, разбирается насос и кран и весь механизм промывается керосином. При сборке надо сменять сальники и проверять наличие шариков в клапане насоса, в сапунах ив вертикальных каналах под верхними крышками цилиндров.27