17
18
ПОДОГРЕВ РАБОЧЕЙ~~СМЕСИв двигателе легкового автомобиляОбщеизвестно, что для работы карбюраторного двигателя необходима рабочая смесь различного состава, в зависимости от режима работы двигателя. Например, при полной нагрузке двигателя, для экономичной работы необходима бедная смесь, примерно до 10% избытка воздуха; максимальную мощность двигатель развивает, работая на богатей смеси, примерно до 15% недостатка воздуха и т. д. •; • Рассматривая зависимость работы двигателя от состава рабочей смеси, необходимо отметить влияние «мокрой» и «сухой» рабочей смеси на тепловое состояние двигателя и удельный расход топлива. «Мокрыми» смесями называются такие, температура которых ниже «точки росы», т. е. предельной температуры при данном давлении. Ниже этой температуры пары топлива переходят снова в жидкое состояние (конденсируются). При наличии во всасывающем трубопроводе «мокрой» смеси происходит выпадание из нее частиц топлива, что приводит к обеднению рабочей смеси. Оседающие же на стенках трубопровода мелкие частицы топлива 'скапливаются в местах его разветвления...и крутых изгибов. По мере накопления частицы топлива срываются со стенок трубопровода воздушным потоком и уносятся в отдельные цилиндры двигателя. Все это приводит к наполнению , разных цилиндров двигателя различной рабочей смесью: часть наполняется бедной смесью, а часть излишне богатой, что ухудшает работу двигателя. Иногда обеднение рабочей смеси, поступающей в отдельные цилиндры, может быть столь значительным, что вызовет неустойчивую работу двигателя. Для устранения этого приходится производить более богатую регулировку карбюратора, что, однако, связано с увеличением расхода топлива. Положительным качеством «мокрых» смесей является относительно низкая их температура, вследствие чего в цилиндры двигателя поступает больше рабочей смеси. Чем ниже температура смеси, тем большей плотностью она обладает и тем больше ее будет содержаться в одном и том же об'еме (в цилиндрах двигателя). Кроме того, «мокрые» смеси, доиспаряясь в цилиндрах, отнимают от двигателя часть тепла и тем самым уменьшают тепловое напряжение его. Эти особенности «мокрых» смесей заставляют стремиться к использованию их на полной нагрузке двигателя, для чего обычно несколько ограничивают температуру подогрева. Необходимо учитывать, что при работе на «мокрых» смесях смазка двигателя несколько ухудшается ив соответствии с этим увеличивается его износ. «Сухие» смеси, в отличие от «мокрых», имеют температуру выше «точки росы». Их преЗИСФ. КРЫЛО»имущество заключается в том, что они гарантированы от выпадания частиц топлива; и представляют собой парообразную смесьтоплива с воздухом. Основным положительным свойством их является однородность».Рис. 1. Двигатель легкового автомобиля ЗИС 1—карбюратор; 2—подогреватель; 3—всасы»вающий трубопровод; 4—выхлопной трубопровод; 5—бензовакуумнасосЛТ Рис. 2. Подогреватель: 1 —корпус; 2—патрубези; 3—дроссельные заслонки* п.. . . «что способствует равномерному распределению смеси по цилиндрам. Однородность «сухих> смесей — весьма эажный фактор. Благодаря однородности эти -змеей можно использовать при дросселировании двигателя (работа двигателя на неполной нагрузке) и при регулировке карбюратора, обеспечивающей экономичную работу двигателя. Для получения «сухой» смеси требуется 'большее количество тепла. В соответствии с -этим через подогреватель должно пройти большее количество выхлопных газов, т. е. подогрев рабочей смеси должен быть увели-чен. Однако излишний подогрев невыгоден, -так как в этом случае наполнение двигател я смесью уменьшается. Чем выше температ ура смеси, тем меньшей плотностью она обладает и тем меньше ее будет содер- жаться в одном и том же об'еме. Следствием -уменьшения наполнения двигателя будет па.дение развиваемой им мощности. Из всего сказанного можно сделать вывод, •что подогрев рабочей смеси в автомобильном .двигателе должен изменяться в соответствии • режимом его работы. При полной нагрузке с подогрев должен быть небольшим, так как в этом случае питание двигателя целесообразно осуществлять «мокрыми» смесями, а на •средних и прочих нагрузках подогрев рабочей смеси должен обеспечить питание двитателя «сухими» смесями для получения бо.лее экономичной работы. В системе питания двигателя легкового автомобиля ЗИС подогрев происходит в специальном подогревателе 2 (рис. 1), который на•ходится между карбюратором 1и всасывающим трубопроводом 3 двигателя, • соединенным с выхлопным трубопроводом 4. Подогреватель представляет собой коробчатую чугунную отливку, внутри которой запрессованы два стальных патрубка (рис. 2). 'Между стенками подогревателя и патрубкамициркулируют отработанные газы, тепло которых используется для подогрева рабочей смеси, поступающей в двигатель. Поступление отработанных газов регулируется заслонкой, смонтированной в выхлопном трубопроводе (рис. 3). Заслонку можно устанавливать в различных положениях и тем самым изменять подогрев рабочей смеси, направляя в подогреватель большее или меньшее количество отработанных газов. На рис. 3 заслонка показана в положении выключенного подогрева. Заслонка, расположенная горизонтально, соответствует максимальному подогреву. В этом случае все отработанные газы проходят через подогреватель (пусковой режим, прогрев двигателя и холостой ход). Заслонка находится под действием термостата и дополнительной пружины. Термостат — это спираль из двух приваренных друг к другу металлических лент, имеющих различные коэфициенты расширения. Один конец спирали закреплен на оси заслонки, регулирующей подогрев, а другой удерживается штифтом, находящимся в боковой крышке центральной части выхлопного трубопровода. . Спираль термостата закрывается коробкой с вращающейся заслонкой. Дно коробки и заслонка имеют прорези, через которые, при определенном положении заслонки, к спирали термостата для охлаждения ее может подводиться воздух. Последний поступает от вентилятора двигателя по специальному направляющему трубопроводу. Изменяя положение заслонки, можно регулировать степень охлаяэдения спирали термостата. В холодном состоянии спираль термостата удерживает заслонку подогревателя в положении максимального подогрева (заслонкаРис. 3. Выхлопной трубопровод. Слева — заслонка для регулирования охлаждения спирали термостата, справа — заслонка подогрева. 1 и 4—подогрев включен, 2 и3 — максимальный подогрев .1В