13
14
СОВЕТСКИЕ ХОЛОДИЛЬНЫЕ АВТОМОБИЛИ' • Инж. С. КЕЛЛЕР Первый изотермический кузов ВНИХИ (рис. 1) — постройки 1932 г. —.имел сухоледное охлаждение. Этот кузов был установлен на шасси Форд и имел следующие габариты: длина 2,5 м, ширина 0,75 ми высота 0,60 м. Между наружной и внутренней обшивками был проложен хомутовый войлок в 10 см и два слоя шевелина в 25 мм. Для охлаждения под потолком было устроено два металлических контейнера длиной 0,8 м, шириной 0,4 ми высотой 0,1 м. Углекислота при сублимации сухого льда из контейнеров поступала' непосредственно в кузов, омывая скоропортящийся груз. Опыт эксплоатации этого кузова позволил ВНИХИ спроектировать в 1934 г. изотермические 1 автомобили на шасси ГАЗ-АА и ЗИС-12 , предназначенные для перевозки различных скоропортящихся тарных грузов, а также мяса навалом. Опытные образцы обоих автомобилей прошли тепловые испытания в стационарных условиях ив пробеге. Полуторатонный кузов был сдан Главмаслопрому для перевозки масла, а 2,5-тонный — Моснарпиту для обслуживания предприятий общественного питания. • Конструкция кузовов, разработанная ВНИХИ в 1934 г. для шасси ГАЗ-АА и ЗИС-12, резко отличается от первых ; конструкций и представляет собой значительный шаг вперед в создании легких, прочных, экономичных советских авторефрижераторов (рис. 2). Оба кузова имеют деревянный каркас. Чтобы облегчить конструкцию и свести до минимума вредное влияние тепловых мостиков, стойки и дуги крыши выполнены не из целых брусков, а из отдельных, планок. В наиболее ответственных частях рамы применен дуб, а стойки, обвязка и др. выполнены из сосны; Поперечная и продольная жесткость создается дополнительными металлическими затяясками. Крыша, стенки и пол изолированы легким материалом — термофолем, представляющим собой тонкие (0,07 мм) листы цветных1Для перевозки скоропортящихся продуктов служат специальные холодильные автомобили, снабженные или изотермическими кузовами (так называемые изотермические автомобили) или изотермическими кузовами с холодильными установками (так называемые рефрижераторные автомобили). К холодильным автомобилям пред'являются следующие основные требования: 1) отношение полезного веса к мертвому весу автомобиля должно быть по возмолшости велико; 2) изоляция кузова должна предохранять продукты от быстрого согревания;Рис. 1. Первый изотермический автомобиль Всесоюзного научно-исследовательского холодильного института, построенный в 1932 г. 3) загрузка и разгрузка грузов не должна быть затруднительной; 4) конструкция должна облегчать содержание автомобиля в чистоте, особенно его грузовой части (кузова); 5) обслуживание холодильного устройства не должно быть сложным при незначительных затратах и долгом сроке работы. Кузов изотермического автомобиля представляет собой обыкновенный каркас, состоящий из рамы-основания, стоек, поперечин, дуг крыши и дуг задних колес, дверных стоек и внутренней и наружной обшивок, между которыми проложен изоляционный материал. В СССР первые изотермические автомобили были построены в 1932—1933 гг. Один из них построен Всесоюзным научно-исследовательским холодильным институтом (ВНИХИ), другой — Гипрохолодом и третий — Главмолоком. Стационарные исследования изотермических свойств лучшего из них — кузова Гипрохолода — сопровоясдались опытами продувания в аэродинамической трубе ЦАГИ. Все кузова и их системы охлаждения были изучены в кратковременных и длительных (до трех суток) пробегах с мясом - (парным, охлажденным и мороженым).Удлиненное (автобусное) шасси.Рис. 2. Изотермический автомобиль Всесоюзного научно-исследовательского холодильного института, построенный в 1934 г,13 Рис. 3. Изотермический автомобиль Московского автокузовного завода Наркомвнуторгаметаллов (алюминий). Обшивка кузова снаружи и внутри — металлическая, причем внутренняя — из оцинкованного железа. Кузова охлаждаются ледосоляной смесью, загружаемой в контейнеры, вертикально поставленные у передней торцовой стенки. Контейнеры (выполненные из оцинкованного волнистого железа для увеличения поверхности охлаждения) устанавливаются на легкую каретку, выдвигаемую наружу через специальную боковую дверцу по откидным рельсам. Такая система значительно ускоряет зарядку кузова ледосоляной смесью и обеспечивает его охлаждение в пределах до —5° Ц. Охлаждающие приборы отделены от грузовой части кузова стенкой, имеющей вверху и внизу люки для прохода охлаждающего воздуха и для циркуляции воздуха в кузове. . Двери в кузове размещены в задней торцовой стенке и имеют уплотнение и затвор типа Майнерта. Сзади для удобства загрузки устроена откидная подножка. Кузов имеет низкую посадку и фальшборт (так называемую «юбку»), закрывающий лонжероны шасси. Часть кузова, занимаемая кабиной шофера, позволяет посадить вместе с шофером двух рабочих, сопровождающих машину. Параллельно с разработкой новых проектов ВНИХИ изучил различные охлаждающие устройства, рассчитанные на сухой лед (типа «Айсфин»), ледосоляные смеси и др. Экспериментальные работы, дополненные исследованием охлаждающих приборов, позволили разработать обоснованную и проверенную методику тепловых расчетов авторефриясераторов, их огралодений и охлаждающих устройств. В мастерских ВНИХИ построен опытный авторефрижератор по проекту 1935 г., сделанному по заданию Главхладпрома и Главмяса. Кузов его оборудован четырьмя подвесными путями с крюками на роликах для подвески мяса. Подвесные пути, стойки для них и пр. могут быть при необходимости легко вынуты из кузова. Оригинальными являются конструкция поворотного откидного рельса, позволяющего производить загрузку кузова без захода внутрь, охлаждающие приборы, рассчитанные на достижение с помощью ледосоляных смесей температуры в кузове +4° Ц, и 12 контейнеров, имеющих форму трехгранных призм. Контейнеры подвешены на четырех узких дверках, по три на каждой. При открывании дверок их можно легко и быстро сменить заряясенными свежей ледосоляной смесью. Во всех случаях применяются контейнеры с натекающим рассолом. Другим типом изотермического автомобиля, который принят на крупно-серийное производство (в 1937 г. намечен выпуск 400 шт.), является изотермический автомобиль Московского автокузовного завода Наркомвнуторга на трехтонном шасси ЗИС-5. Этот автомобиль предназначен главным образом для междугородных перевозок. В соответствии с этимплафон d/гя электроосвещенияРис. 4. Внутреннее оборудование изотермического автомобиля Московского автокузовного завода Наркомвнуторга14