БЕНЗИНОРАЗДАТОЧНАЯ КОЛОНКАскоростногоБольшинство существующих бензинораздаточных колонок мелеет быть разбито по принципу своего действия на два основных типа. В колонках первого типа отмер горючего производится мерительными сосудами (стеклянными колбами, об'емными барабанами и др.), в колонках второго типа — специальным прибором — бензиномером, который замеряет количество горючего, протекающего через мерительные камеры. Приборы первого типа — об'емные, работают прерывисто, наполняя попеременно то один, то другой из мерительных сосудов, а поэтому производительность их довольно ограничена (не свыше 30—35 лв минуту). Приборы второго типа, так называемые скоростные, являются непрерывно действующими и производительность их гораздо выше — 65—70 лв минуту. Кроме того они могут быть превращены в автоматы с отпуском горючего после опускания монеты или металлического талона. В Америке и Европе наибольшее распространение получили бензинораздаточные колонки второго типа. Кировский завод Всесоюзного треста коммунального оборудования (ВТКО) выпускает скоростные непрерывно действующие бензинораздаточные колонки, сконструированные по лучшим образцам заграничных колонок. Степень точности отмера отпускаемого горючего гарантируется заводом в ± 0,7%, что превышает гарантийную точность заграничных фирм почти в два раза. Надежность и точность работы бензинораздаточной колонки Кировского завода зависит в значительной мере от внимательного и умелого ухода за ней и квалификации бензинораздатчика. Колонка может быть использована в качестве мерно-раздаточной для ряда жидких горючих, обладающих малой вязкостью (бензин, бензол, лигроин, керосин, спирт и др.). Отпускаемое горючее учитывается в литрах. Колонка фиксирует одновременно разовый и суммарный отпуск. Показания разового отпуска гасятся при установке на последующий отпуск. Суммарные же показания остаются на счетчике и могут быть определены в любой момент. Суммарный счетчик дает показания до 10 000 л. Таким образом бензинораздаточная колонка одновременно контролирует отпуск горючего ва определенный период работы.типаИ. РУДЕРМАНРис. 1. Общий вид бензинораздаточной колонки Кировского завода ляного трехфазного выключателя, шланга с револьверным краном и общей станины (каркаса). Для защиты агрегатов и деталей колонки от дождя, снега, пыли и для предохранения ее от механических повреждений, она закрывается металлическим кожухом с выводом деталей управления и шланга наружу. БЕНЗИНОНАСОС В колонке установлен насос коловратноэксцентрикового типа (рис. 2). В корпусе насоса 1 вращается ротор 2, в пазах которого радиально перемещаются четыре лопасти 3. Ротор расположен эксцентрично по отношению к оси камеры насоса. При вращении ротора, лопатки, под влиянием центробежной силы, прижимаются к поверхности камеры. К отверстию 4 крепится всасывающая труба (идущая от цистерны). Всасываемая жидкость, пройдя фильтр 5, очищается от механических примесей и через камеру б попадает в камеру насоса, а оттуда перегоняется лопатками в нагнетательную камеру 7. К последней присоединена нагнетательная труба, ведущая к бензиномеру колонки.КОНСТРУКЦИЯ колонкиБензинораздаточная колонка (рис. 1) состоит из следующих основных агрегатов: бензинонасоса, электродвигателя, бензиномера, счетчика разового и суммарного отпуска, индикатора, фиксирующего работу колонки, мас-16 В корпусе насоса имеется предохранительный перепускной клапан. Если отпуск горючего не производится (т. е. закрыт револьверный кран), а насос продолжает работать, то в камере 7 увеличивается давление. Когда давление достигнет определенного предела, открывается клапан и часть горючего переходит обратно во всасывающую камеру 6. Этим устраняется возможность повреждения отдельных деталей насоса и его соединений при повышении давления в камере 7. На переднем конце вала насоса (рис. 3) насажен шкив 1с канавкой для приводного клинового (трапецеидального) ремня 3, пере-960 в минуту (синхронное число оборотов 1 000). Вентиляционные отверстия корпуса электродвигателя закрыты сеткой «Деви» в целях пожарной безопасности. Для пуска двигателя имеется специальный трехфазный масляный выключатель (рис. 4). Применение масляного выключателя гарантирует от возникновения искры при включении или выключении. Контактная часть выключателя помещается в закрытой коробке 1, в которую заливается трансформаторное масло (уровень масла долясен быть на 8—10 мм ниясе уровня выводной трубки). Для наполнения выключателя маслом снимают предварительно крышку 2. Отработант ное масло выпускается через отверстие 3 внизу коробки, для чего необходимо лишь отвернуть пробку. От контактной части наружу выведен стержень 4, соединенный с рукояткой 5, выходящей также наружу. При поднятии рукоятки происходит включение (рабочее* положение), при нажатии ее вниз — выключение (нерабочее полоясение). БЕНЗИНОМЕР Бензиномер (рис. 5) состоит из трех основных узлов: дискового капсюльного бензиномера 1, шестереночного передаточного механизма 2и регулирующего клапана 3. Все эти детали смонтированы в общем корпусе. Принцип его работы заключается в следующем. Корпус бензиномера (рис. 6), состоящийРис. 2. Бензинонасос дающего вращение от шкива 4 электродвигателя. К всасывающему каналу присоединена всасывающая труба 5, идущая к резервуару с горючим. На конце этой трубы имеется сетка для предохранения насоса от механических примесей и грязи. Горючее, прежде чем попасть в бензиномер, очищается двумя фильтрами: один установлен на всасывающей трубе, другой находится в корпусе насоса. Производительность насоса равна 65—70 лв минуту. Максимальный вакуум, создаваемый насосом, составляет 3,7—4,0 м водяного столба. Число оборотов насоса 600—620 в минуту. Вращается он против часовой стрелки. ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ Для привода насоса в действие служит электродвигатель 2 (рис. 3). Электродвигатель открытого типа, короткозамкнутый, переменного трехфазного тока в 50 пер/сек. Мощность мотора равна 0,80 квт, число оборотов —Рис. 3. Электродвигатель1? из двух половин 1и 2, имеет внутри неровную поверхность и два конусных основания, обращенных вершинами друг к другу. Внут-ленного на вертикальном валике 7. На валике имеется горизонтально укрепленный поводок. Конец оси 5, описывая круг, упирается в поводок и тем самым заставляет валик вращаться. Вертикальный валик шарнирно соединен с валиком вращения счетчика разового и суммарного отпуска. Горючее, поступая в камеру бензиномера через отверстие Аи вытекая наружу через отверстие В, заставляет диск прибора колебаться и каждым своим колебанием отмерять внутри корпуса определенное количество горючего. Один оборот валика 7 строго соответствует определенному количеству горючего, протекающего через камеру бензиномера. Пройдя бензиномер, горючее направляется в выходной канал 4 (рис. 5), X которому присоединена труба, подающая горючее в индикатор. Регулировка бензиномера производится специальным клапаном 3. Клапан входит вРис. 4. Трехфазный масляный выключатель ри корпуса находится диск 3, укрепленный на шаровой опоре 4. Отверстие для входа А •я выхода В жидкости разделяется в корпусе ' вертикальной перегородкой. Диск своей прорезью входит в перегородку и поэтому не моясет вращаться, а совершает лишь колебаРис. 6. Деталь бензиномера в разрезе отверстие 5, через которое часть горючего поступает непосредственно из канала 6в канал 4, минуя мерительную дисковую камеру бензиномера 1. Путем перемены положения регулирующего клапана 3 устанавливается размер проходного сечения отверстия 5в соответствии с правильными показаниями отмеров. Клапан 3 уплотнен сальником 7, закрепляемым гайкой 8. Регулировка производится на основе сравнения показаний счетчика с наполнением точно тарированной мерной посуды. После регулировки гайка 8 должна быть запломбирована для избеясания злоупотреблений со стороны персонала, отпускающего горючее. Вращение оси 9 передаточного механизма передается на счетчик посредством шарнирно соединенного с ним валика 11. Уплотнение оси 9 производится сальником 10.ние. 5. Бензиномер в сборе тельные движения на шаровой опоре. При этом верхний конец оси 5 диска совершает двияеение по образующей конуса 6, укреп СЧЕТЧИК РАЗОВОГО И СУММАРНОГО ОТПУСКА БЕНЗИНАВращение валика 11 (рис. 7) механизма счетчика передается втулке 1и сидящей на ней шестерне 2. Последняя через шестерню 3Валик 5 передает вращение суммарному счетчику, а валик 7 вращает стрелки на наружных циферблатах, показывающих разовый отпуск горючего. Печед отпуском горючего стрелки необходимо поставить в нулевое положение. ИНДИКАТОР ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ НОРМАЛЬНОЙ РАБОТЫ КОЛОНКИ Индикатор (рис. 8) служит для наглядного указания работы колошей. Он состоит из нижней 1и верхней 2 чугунных крышек, между которыми вставлен стеклянный цилиндр 3. , Отпускаемая жидкость поступает по каналу 4и вытекает в гибкий шланг, присоединяемый к каналу 5. Во время работы колонки воздух, находящийся в индикаторе, вытесняется горючим через трубку 6в канал 5и далее в гибкий шланг наружу. Благодаря наличию особой перегородки 7, помещенной в канале 4, жидкость, поступающая во внутреннюю полость 8 индикатора, получает завихрения, заставляющие вращать< ся вертушку 9, что слуясит показателем того, что колонка работает.РЕВОЛЬВЕРНЫЙ КРАНРис. 7. Счетчик разового и суммарного отпуска бензина в разрезе передает вращение вертикальному валику 4. От валика 4 вращение передается горизонтальному валику 5с помощью конической пары 6и одновременно другому горизонтальному валику 7с помощью пары'конических шестеренок 8и 9. Шестерня 8 прижимается пружиной 13 к укрепленному на валике 7 кольцу 12. Давление пружины регулируется кольцом 10, закрепленным стопорным винтом.Кран (рис. 9) служит го из гибкого шланга или тару. К naTpv6Ky 1 крана гибкого шланга. Внутридля отпуска горючев баки автомобилей прикрепляется конец камеры крана поме-Рис. 9. Револьверный кран для отпуска бензинаРис. 8. Индикатор, регистрирующий нормальную работу бензиноколонкищен клапан 3, тарелка 4 которого прижимается к своему гнезду пружиной 5. Пружина сжимается торцовой гайкой 6. При нажатии на наружную ручку 7 стержень клапана 3с тарелкой отойдет от гнезда и горючее начнет вытекать наружу через патрубок 2. Для предохранения рукоятки от случайных нажатий на кране имеется предохранительная скоба 8.19 ЭКСПЛОАТАЦИЯ БЕНЗИНОРАЗДАТОЧНЫХ КОЛОНОК После монтажа бензннораздаточной колонки необходимо тщательно проверить плотность соединений всех бензопроводов и плотность набивки сальников. Особо внимательно должны быть просмотрены сальники насоса, бензиномера и револьверного крана. Убедившись в плотности всех соединений, колонку включают в работу. Нужно помнить, что насос и всасывающая труба должны быть предварительно залиты горючим. После заполнения горючим полости индикатора и гибкого шланга приступают к проверке — испытанию правильности замеров отпускаемой жидкости. Испытания производятся при разовых отпусках в 5, 10, 15, 20 и 30 л, по два-три замера на каждое из этих количеств. Сравнивая каждый раз показания счетчика с показаниями мерных сосудов, определяют средние отклонения, которые должны быть в пределах ± 0,7%. Если отклонения выходят за эти пределы, то необходимо произвести регулировку бензиномера при помощи соответственной установки регулирующего клапана 1 . Если этим не удастся достигнуть нужных результатов, то необходимо соответственно изменить передаточное число первой шестеренчатой передачи у счетчика. Для этого колонка снабжена комплектом сменных шестеренок. Во время эксплоатации необходимо периодически, 1—2 раза в месяц (в зависи1 Бензиномер регулируется на определенный сорт горючего. При изменении сорта требуется новая регулировка.мости от об'ема работы)', проверять бензиномер и счетчик и после каждой проверки запломбировывать их. Необходимо следить за тем, чтобы горючее из шланга или индикатора ни в коем случае не вытекало при нерабочем состоянии колонки.' Вытекание горючего из шланга свидетельствует о неисправном состоянии клапана револьверного крана. Утечка горючего и полости индикатора при нерабочем состоянии колонки говорит о неплотностях в соединениях трубопровода или сальников или (что часто имеет место) о неплотности приемного клапана всасывающего трубопровода насоса. После установки стрелок счетчика в нулевое положение включают электродвигатель. Клапан револьверного крана должен быть закрыт в момент прохода черной стрелкой нулевого деления и прихода красной стрелки на деление, соответствующее отпускаемому количеству горючего. Несвоевременное закрытие клапана приведет к неверному от- ' пуску горючего. По окончании отпуска шланг должен быть повешен на специальный крюк. В случае прекращения электроэнергии можно, в виде исключения, производить отпуск горючего приводом насоса вручную, для чего к колонке прикладывается специальная рукоятка. Отпуск рючего производится вращением рукоятки вправо (по часовой стрелке). Нужно помнить, что при работе вручную горючее идет по трубопроводу с иной скоростью, чем при работе с моторной передачей (что может нарушить точность работы бензиномера и показаний счетчика). Поэтому отпуск горючего вручную производится только в исключительных случаях.Снабжение мотоциклистов запасными частямиС ростом мотоциклетного парка в Союзе со всей остротой выдвигаются вопросы его эксплоатации и, в первую очередь, вопросы быстрого и качественного ремонта, связанные с необходимостью планомерного снабжения мотоциклов советского производства запасными частями. В настоящее время снабжение запасными частями сосредоточено в системе торговой сети Главширпотреба Народного комиссариата машиностроения. Эта торговая сеть имеет свои конторы в 28 крупных городах Союза (Москва, Ленинград, Киев, Минск, Хабаровск, Фрунзе, Ашхабад и др.) и свыше 100 магазинов в различных пунктах страны. Центральный склад мотоциклетных запасных частей создан в Москве при Московской конторе. - -* j^l •? Все заявки с мест на мотоциклетные части поступают в ближайшие конторы или магазины, а оттуда соответствующие требования направляются в отдел сбыта, который выдает наряды. Такая система централизованного снабжения сети вызвана еще недостаточным поступлением запасных частей с заводов на склады и необходимостью изучения рынка и потребителя с целью регулировать снабясение. Иначе может случиться, что запасные части будут завезены туда, где на них нет спроса. Они будут лежать на складе магазина мертвым капиталом, в то время как в другом месте в них ощущают острую нужду. В настоящее время особенно остро ощущается недостаток мотоциклетных покрышек, камер и цепей. Если со стороны Наркоммаша и Наркомторга СССР не будут приняты решительные и своевременные меры, то мотоциклетный парк в большинстве своем останется без резины и цепей. В тяжелом положении оказался парк импортных мотоциклов. Запасных частей к этим разновидным и разносерийным машинам достать трудно. Выходом из этого положения может быть замена частей импоптной машины советскими деталями, путем их некоторой подгонки или частичной переделки. В частности возможна замена ободов, электрооборудования, карбюраторов, седел и даже бензобаков. Известны случаи удачной замены коробок передач. Для технически грамотного обслуживания потребителя-мотоциклиста в конторах и магазинах Главширпотреба на местах организованы краткосрочные курсы работников торговой сети по изучению мотоцикла. Окончившие курсы будут в состоянии дать мотоциклисту не только нужную деталь, но и советы по эксплоатации мотоцикла. А. Медведев20