ВАЖНЕЙШАЯОБЯЗАННОСТЬСОЮЗА ШОФЕРОВИз года в год растет автотранспорт нашей страны. К концу текущего года общий парк автомашин достигнет 600 тыс. единиц. Вместе с ростом автотранспорта бурно растет армия автоработников. Сотни тысяч людей за годы второй пятилетки пришли в эту новую, созданную советской властью, отрасль транспорта. На этом участке хозяйства выросло много энтузиастов своего дела, партийных и непартийных большевиков. Стахановское движение на автотранспорте дало немало достилсении в борьбе за повышение производительности труда, немало образцов высококультурной эксплоатации машин. Вместе с тем нельзя забывать, что масса автоработников неоднородна по уровню политического и общекультупного развития. Наряду с опытными работниками, обладающими большим производственным стажем, за рулем автомобиля работает молодежь, имеющая небольшой производственный опыт. Шоферами становятся люди, закончившие среднюю школу, технически грамотные, и рядом с ними люди, не получившие элементарного образования. Среди обслуживающего персонала в автобазах много культурно отсталых людей. Достаточно сказать, что в ЦК профсоюза шоферов Москвы и Ленинграда, охватывающего, кроме того, Ивановскую, Ярославскую, Калининскую, Северную и Вологодскую области, Карельскую и Коми АССР,, учтено 13 тыс. малограмотных и около 2 500 неграмотных членов союза. Исключительно важной и почетной обязанностью союза шоферов является политическое и культурное воспитание работников автотранспорта, удовлетворяющее различные культурные запросы своих членов. Большевистское воспитание масс в духе преданности делу Ленина и Сталина, в духе большевистской непримиримости к врагам народа — троцкистеко-бухаринским фашистским шпионам — центральная задача профсоюзов. Существующие на нашем автотранспорте болезни отражают, прежде всего, безусловно недостаточную воспитательную работу союзов. Основными причинами аварийности на автотранспорте являются грубое нарушение дисциплины, лихачество и низкая квалификация шоферов. Так, по сведениям Госавтоинспекции 84% аварий, имевших место на территории бывшего Азово-Черноморсжого края с января по июль текущего года, — результат грубого нарушения правил движения и лихачества. Поступающие в редакцию письма шоферов по этому вопросу говорят об огромном значении массово-раз'яенительной работы в борьбе с аварийностью. «Сократить аварийность голым администрированием автоинспекции нельзя. Среди шоферов не ведется массово-раз'яснительная работа. Передовая шоферская масса сама могла бы перевоспитать аварийщиков, нужно только организовать актив» (из письма читателя т. Пасечникова). Там, где всерьез принялись за эту работу, есть несомненные результаты — повышается дисциплина, растет общая сознательность шофера и резко снижаются аварии. Примером может служить Ленинград, где в первом полугодии 1937 г. число аварий значительно снизилось. Позорным явлением на автотранспорте остаются неизжитые еще случаи хищнического отношения к социалистической собственности. Нередко отдельные шоферы незаконно используют машину, растрачивают горючее для перевозки грузов и пассажиров, не имеющих никакого отношения к данному автохозяйству. Прислушивается ли союз к голосу шоферов-передовиков, возмущающихся этими позорными в условиях советской действительности фактами? Раз'ясняет ли ЦК союза на конкретных примерах преступный характер этих сделок, таких же отвратительных и позорных, как чаевые и взятка? Нет. Профсоюзы всерьез пали к этой работе. еще не присту«Политическая пассивность многих профсоюзных органов нашла яркое выражение ив фактическом отказе от массовой политической работы, от политического воспитания трудящихся» — писал журнал «Большевик» от 1 июля (№ 11). Эти слова нужно целиком отнести ик деятельности ЦК союзов шоферов. Союзы шоферов обладают огромными материальными возмолшостями для культурномассовой работы. ЦК союза Москвы и Ленинграда израсходовал в 1935 г. 7 196 000 руб., в 1936 г. — 9 340 000 руб. и в 1937 г. намечено израсходовать 14 000 000 руб. За два года средства на культурно-массовую работу удвоены! Средства немалые! Только в Советском Союзе моясет быть создана такая материальная база для культурно-политического роста одного из многих отрядов трудящихся. Дело, очевидно, не в отсутствии материальных ресурсов. Решение VI пленума ВЦСПС совершенно точно об'ясняет причину резкого отставания политико-воспитательной работы профсоюзов от назревших : потребностей трудящихся масс.11 '«...руководящие профсоюзные органы,- не вполне уяснив себе характер новой обстановки и своих новых задач, отстали от широкого размаха социалистического строительства и оторвались от профсоюзных масс, культурный уровень и политическая активность которых неизмеримо выросли». Оторванность профсоюзных органов от массы своих членов характеризуется многими другими фактами. До самого последнего времени ЦК союза шоферов уделяли внимание только немногим центральным районам. Так, ЦК союза Москвы и Ленинграда работал по преимуществу в Москве и другими районами совсем не занимался. С ноября 1934 г. он ни разу не отчитывался перед членами союза, т. е. перед своими действительными и настоящими хозяевами. Об этом же говорит совершенно недостаточное вовлечение работников автотранспорта в члены союза. Но данным того же ЦК на 1 апреля 1937 г., 14% всех работающих, т. е. более 23 тыс. чел., не состояло членами профсоюза. Даже в крупнейших автобазах профсоюзы не охватывают культурно-воспитательной работой и половины членов. Еще хуже полоясение в большинстве предприятий, имеющих 1—2 или 3 машины. Далеко не всегда шофер является активным участником жизни коллектива. На собрании, в беседе, читке — шофера редко увидишь. ,, , Значительная часть наших низовых профорганизаций потеряла чувство ответственности за дело политического и культурного воспитания автоработников. Союзы забывают об одной особенности в условиях работы шофера и других линейных работников автотранспорта. Шофер за рулем — одиночка. Он не окружен во время работы товарищами, находится вне своего коллектива. Союз, не учитывающий этой особенности шоферского труда, не сумеет решить поставленной задачи действительного охвата работников автотранспорта политико-воспитательной и культурно-массовой работой. Комната отдыха, красный уголок, клуб именно поэтому приобретают особое значение для шофера. Необходимость красного уголка, комнаты отдыха, где шофер мог бы отдохнуть, прочесть газету, журнал, поговорить с товарищами, так же, как и необходимость клуба, вряд ли следует доказывать. Шоферы имеют мало таких культурных очагов. Далее в Москве в них ощущается острый недостаток. Огромный гараяг «Интуриста» строился без комнат отдыха, красного уголка, клуба. Московская база хлебопечения, насчитывающая до 3 тыс. чел., такясе не имеет ни клуба, ни красного уголка. Редакция получает много справедливых жалоб на плохую работу красных уголков. В них ведется совершенно недостаточная работа по раз'ясненшо текущих событий, валснейших решеннй партии и правительства и т. д. Красные уголки без свеясей газеты и журнала, без хорошо поставленной агитационной работы, естественно, не могут удовлетворить водителей,Нужно поставить работу с неграмотными .и малограмотными товарищами на должную высоту. То, что больше трети неграмотных и малограмотных, учтенных в ЦК союза Москвы и Ленинграда, не вовлечены в обучение, — недопустимо-позорный для ЦК союза факт. . В Калининской области из 639 неграмотных и малограмотных не учатся свыше 200 чел. На некоторых предприятиях даже отсутствует учет их (Гормосторг). Это в условиях, когда все необходимое для обучения имеется, когда работа по повышению^ культурного уровня трудящихся поднята большевистской партией и советской властью на невиданную высоту. Недооценивается важное культурно-политическое значение библиотек. Самому главному в библиотечной работе — широкому обращению книги в народе — уделяется мало внимания. Кое-где к библиотечной работе относятся с явным пренебрежением. В большую, насчитывающую 1200 чел., автобазу Наркомсвязи (в Москве) позвонили 4 сентября из обкома союза с требованием немедленно освободить заведующего библиотекой т. Беркман, единственную работницу в библиотеке, для работы на курсах. 5 сентября т. Беркман ушла с работы. Книги лежат сейчас под замком, кружки и читатели остались без литературы. Это произошло через три дня после появления в «Правде» специальной передовой, посвященной библиотечному делу. С'езды союзов шоферов проходят в услэвиях решительного поворота политической жизни страны, когда возрастает роль профсоюзов, которые «...можно назвать поголовной организацией господствующего у нас рабочего класса. Они являются школой коммунизма. Они выделяют из своей среды лучших людей для руководящей работы по всем отраслям управления. Они осуществляют связь меяеду передовыми и отсталыми в составе рабочего класса» ( С талин ) . Нуяшо быстрее перестраиваться. Быстрее изживать основной недостаток — отрыв от масс, чтобы профсоюз шоферов на новом этапе стал достойным тех великих задач, которые поставил перед профсоюзами великий вождь народов товарищ Сталин.. Именно сейчас, когда страна находится в периоде подготовки к выборам в Верховный Совет СССР, профсоюзные организации шоферов должны доказать, что они осознали свой основной порок — «формальное понимах ние связи с массами» и усвоили свои обязанности перед массами, что они сумеют провести подготовку к выборам так, как этого требует великий избирательный закон. Эта работа огромного политического значения поможет поднять организационно-массовую работу союзов до уровня задач, поставленных перед ними нашей партией. В. Лучинов.1Из передовой журнала «Большевик» № 11.13