«установление клапанных гнездИнж. К. МОРОЗОВ Выгорание и неоднократная фрезеровка клапанных гнезд автомобильного двигателя приводят к тому, что тарелка клапана начинает опускаться ниже поверхности блока. Дальнейшая фрезеровка гнезда становится невозможной. Восстановление изношенных клапанных гнезд может быть произведено несколькими способами. Наиболее трудным из них является наплавка металла на изношенную фаску гнезда с помощью газовой сварки, что требует высококвалифицированных рабочих и предварительного подогрева блока в специальных печах. Этот метод восстановления, несмотря на ряд предохранительных мер, часто влечет за собой коробление блока. Изношенное клапанное гнездо можно отремонтировать без сильного нагрева блока механическим способом, путем запрессовки или ввинчивания специально изготовленных колец. Процесс ремонта начинают с расточки гнезд а специальными оправками на сверлильных станках или с помощью приспособления фирмы Albertson, показанного на рис. 1. Приспособление крепится к верхней плоскости блока или к егс крышке с помощью гайки 1. Однозубая фреза 2с нажимной гайкой 3 центрируется по отношению к направляющей клапана специальным стержнем (показан справа в футляре). Работа производится в следующем порядке. Ключом 4с трещоткой вращают фрезу 2 слева направо, подвертывая одновременно левой рукой нажимную гайку 3 вправо до тех пор, пока резец фрезы не проточит кольцевой выточки в клапанном гнезде двигателя. Глубина кольцевой выточки зависит от типа двигателя. После расточки приспособление снимается с блока. В зависимости от того, какой будет выбран способ закрепления кольца, намечают дальнейшую операцию. Существуют два способа фиксирования кольца в кольцеобразной выточке клапанного гнезда: 1) путем тугой посадки кольца под Рис. 1. Приспособление для расточки, прессом и 2) ввертыванием кольца на резьбе в тело блока. Если выбран первый способ, то обработка клапанного гнезда ограничивается его расточкой. После этого из чугуна Б изготовляют на токарном станке кольцо с припуском на запрессовку и запрессовывают его на гидравлическом прессе типа б. ГАРО. В помещаемой ниже таблице приведены ремонтные размеры колец, диаметры выточек для них и глубина фрезеровки в теле блока для автомобилей АМО-ЗИС и ГАЗ-М-1. На рис. 2 слева представлен чертеж кольца гнезда клапана, а справа — то же кольцо в запрессованном состоянии. Для облегчения запрессовки, а также для предохранения кольца от поломки блок двигателя рекомендуется предварительно нагреть в масле до 100 — 120° Ц. После этого кольцо обрабатывается с целью образования на его поверхности фаски. Нагрев блока в масле требует специальных ванн. Поэтому за границей получил распространение другой метод запрессовки колец, не нуждающийся в термическом расширении блока. На рис. 3 показаны общий вид кольца (сверху) и выточка для него в блоке. Как видно из рисунка, кольцо делается ступенчатым, с расширенной частью книзу; соответственно и выточка в блоке имеет кольцевой паз. Перед прессовкой кольцо помещается на 5—10 минут в холодильник, наполненный сухим льдом. Вследствие этого диаметр кольца уменьшается настолько, что легким нажимом пресса можно вставить его в выточку гнезда клапана. По мере повышения температуры кольца его уширенная часть зажимается кольцевым пазом выточки./21 Диаметры выточек в тала блоха под кольца (в ми)Наименование двигателявсасываювыпускной клапан щий клапан 55,27 55,30 47,00 47,03 52,10 52,13 47,00 47,03Размеры колец (в мм) Глубина фрезеровагнезда всасываюгневда выпуокного высота кольца ния (в мы) щего клапана клапана 7,00 7,05 7,00 7,05 52,22 55,39 ; внвш внеш диам ) 55,35 < ' - 52 18 ( 38Д0 i 41,27 ВН Т внут иам 41,37 ( * Д - ) 38 20 ( У 47/)50, в неш < д иам 47,050 , в неш 47 095 ' - > 47 095 ( 34',50 ; 34>0 ВН Т pjgQ (внут. диам.) 34 80 ( У 7,00 7,05,.АМО-ЗИС,Диам->Диам;.} Д ДиамГАЗ-М-1-) -) 7,00 7,05иамКрепление кольца можно осуществить также с помощью нарезки на внешней поверхности кольца и выточки гнезда клапана. На рис. 4 представлен общий вид гнезда, отремонтированного указанным выше способом. Все операции до обработки резьбы в выточке выполняются так, как это было описано выше. Нарезка же резьбы осуществляется вручную с помощью оправки, изображенной на рис. 5.Для предотвращения вывертывания кольца из выточки практикуют точечную электро•клапанаРис. 5. Оправка с метчиком для нарезки резьбы в выточке клапанного гнезда сварку. Приварив в одном месте кольцо к блоку, можно быть вполне уверенным в его неподвижности. При обработке фаски клапанного гнезда применяют набор фрез с наклоном зуба в 45° для грубой обдирки, двух фрез с наклоном зуба в 15 и 75° для уменьшения ширины фаски гнезда и, наконец, фре-Рис. 2. Слева — кольцо клапанного гнезда, справа — кольцо, запрессованное в блок Метчик 1, насаженный на конце оправки 2, центрируется по отношению к выточке клапанного гнезда с помощью хвостовой части оправки. Метчик вращается ключом с трещоткой, надеваемым на квадратный конец 3. Подача при нарезании резьбы осуществляется путем подтягивания гайки и контргайки 4. После нарезки резьбы изготовляется чугунное кольцо и ввинчивается в гнездо доотказа. Для этого надо оставить на поверхности кольца прорези или слепые отверстия для ключа. Чтобы прорези не послужили в дальнейшем причиной интенсивного отложения нагара, кольцо делается несколько выше номинала с тем, чтобы прорези или слепые отверстия можно было впоследствии снять тор-' цовой фрезой.Рис. 6. Индикатор для контроля правильности обработки фаски гнезда клапанаРис. 3. Кольцо с уступамизы с наклоном зуба в 45° для чистовой отделки. Шлифовка фаски производится камнем Флеминга (эти операции были описаны нами в Я» 6 журнала «За рулем» за 1936 г.). После фрезеровки клапанных гнезд производят технический контроль правильности (концентричности) поверхности фаски по отношению к направляющей клапана. Для этого лучше всего использовать индикатор, изображенный на рис. 6. Стержень 1 центрирует головку индикатора в направляющей клапана. Штифт 2 должен быть установлен так, чтобы в начальном положении индикатора он касался поверхности фаски гнезда. Заметив положение стрелки на шкале, индикатор повертывают, наблюдая за отклонениями стрелки. Если погрешность не превышает Рис. 4. Кольцо клапан0,02 мм, то обработку гнезда можно считать ного гнезда с резьбой правильной.11