17
18
ТТОЛУАВТОМАТИЧЕСКАЯСИСТЕМА ПЕРЕМЕНЫ ПЕРЕДАЧ ОЛТРИИнж. А. КОРОСТЕЛИН Новую полуавтоматическую систему перемены передач Олтри можно использовать на любой коробке передач, снабженной синхронизатором. Система приводится в действие небольшим рычагом на рулевой колонке, который является лишь ходонзбирателем, т. е- слулсит для предварительного включения (выбора) требующейся передачи, а само включение шестерен происходит автоматически, без участия шофера. Основными частями системы Олтри являются — рычаг ходоизбнрателя, селекторный вал с замыкающим устройством для фиксации выбранной скорости, эксцентриковый или рабочий вал и ось с поводками для непосредственного переключения шестерен. На рисунке показаны общий вид и отдельные узлы системы переключения передач Олтри, примененной на трехокоростной коробке передач. Подобная лее система (с известными изменениями) может быть применена на четырех- или многоскоростных коробках передач. Вторичный (ведомый) вал на рисунке не показан. Он располагается рядом с первичным валом А со скользящими шестернями включения 1-й, 2-й и 3-й передач и заднего хода Б. Поводковая ось В несет две вилки переключения Гс квадратными головками Д для соединения с поводками Е. Калсдый поводок имеет два штыря Жи шпильку 3. Нижний штырь входит в сквозную прорезь головки Д, а средний, обращенный в другую сторону, входит в сердцевидную выемку И эксцентрикового вала К. Шпилька .3 при помощи гайки Л соединяет поводок со скользящим су-. харем М. Оба сухаря М заключены в направляющие пластины (салазки) и могут совершать лишь правое и левое прямолинейные двилсения. Средний штырь С1ЯТ центром вращения 0У Ш калсдого поводка Е, но этот центр вращения не является постоянным, а перемещается в сердцевидной выемке И эксцентрикового вала К, в зависимости от номера включенной передачи. Эксцентриковый вал при помощи рычага Ни тяги 0с пружиной связан с педалью сцепления автомобиля и несет на четырех эксцентричных шейках П длинные кулачки Р. Эти кулачки служат для отвода скользящих сухарей Мв правую или левую» сторону, для поворачивания поводков Еи переключения шестерен; они находятся под постоянным налсимом плоских пружин, расположенных в крышке картера коробки передач. Под кулачками и параллельно эксцентриковому валу К расположен селекторный (ходопзбирательный) вал С, имеющий фрезерованные вырезы — лыски — для открывания или закрывания доступа кулачков к пазам Т су-Для прорезки канавок во втулках годэвок шатунов двигателя ГАЗ-А и АА применяют один из инструментов, изображенных на рис. 7. В верхней части рисунка показан простой заграничный инструмент фирмы Вильсон. Он состоит из цилиндра 1, диаметр которого соответствует диаметру обрабатываемых втулок, Стержень 2с резцом 3 вставлен эксцентрично в отверстие, просверленное в тело цилиндра. Повернув стерлсень 2 так, чтобы резец не выступал из прорези цилиндра, последний вставляют во втулку шатуна. После этого повертывают стерлсень 2 таким образом, чтобы резец начал врезаться в тело втулки. Делая полный оборот внутри втулки, резец прорезает канавку для смазки. Инструмент, показанный на рис. 7, снизу, очень похолс на только что описанный. Работает он следующим образом. Винт 2 вывертывается из цилиндрической оправки 1 настолько, чтобы резец 3 вошел внутрь оправки, после чего она вставляется во втулку головки шатуна. Завертывая винт 2, мы его конусом выдвигаем резец 3, который в свою очередь врезается во втулку. При поворотеоправки 1 за боковые ручки резец 3 прорезает во втулке канавку для смазки поршневого пальца. Этой операцией и кончается процесс обработки втулки шатуна.Рис. 8. Проверка правильности монтажа шатуна на поршневом пальце Правильно смонтированный шатун доллсен вращаться на пальце без больших усилий. Правильной считается такая сборка, при КОТОРОЙ шатун (рнс. 8) под действием собственного веса и легкого толчка рукой описывает дугу вокруг поршневого пальца.17 д;Общий вид и отдельные узлы полуавтоматической системы перемены передач Олтрихарей М. Если при повооачивании эксцентрикового вала кулачок встречает лыеку на селекторном валу С, то он под действием плоской пружины легко достигает паза Тв сухаре Ми заставляет последний скользить в требуемом направлении и переключать шестерни через поводок Е. Если лее кулачок яе встречает лыски на селекторном валу, то он не достигает паза в сухаре и остается в холостом положении. Селекторный вал имеет шестерню, связанную с зубчатым сектором У ходоизбирательного устройства. Зубчатый сектор насажен на короткую ось, несущую храповой диск Фи рычаг X. Храповой диск служит для фиксации и замыкания положения селекторного вала относительно эксцентрикового вала К при помощи собачки Ц, надетой на шейку последнего. Собачка поворачивается одновременно с храповым диском Ф при помощи рычагов Ят аЯ2 . Оба рычага вращаются как одно целое в квадранте (четверти круга) Ю, укрепленном на рулевой колонке. Квадрант имеет деления, фиксирующие положения рычагов для различных передач, начиная с-первой, против хода часовой стрелки. Таким образом предварительное включение каждой передачи (ходоизбирание) производится при помощи двух рычагов, действующих как одно целое от руки шофера, тяг храпового запора и зубчатого сектора, устанавливающего в определенное положение селекторный вал. Непосредственное лее переключение шестерен производится при помощи эксцентрикового вала с кулачками рычага Н, поворачиваемого от педали сцепления. Точный момент переключения шестерен устанавливается синхронизатором любого типа, который на рисунке не показан. Для включения какой-либо передачи шофер должен поставить рычаг Hi на определенноеделение квадранта Ю; последнее (верхнее) деление отвечает заднему ходу автомобиля. Передвижением рычага Я) селекторный вал поворачивается на точно определенный угол при помощи зубчатого сектора Уи рычага Xи одновременно замыкается при помощи храпового диска Ф, собачки Ци рычага Ч. В этот момент только одна лыока на селекторном валу располагается против одного из кулачков Р, поэтому при поворачивании эксцентрикового вала К (от педали сцепления) только один кулачок получает возможность нажать на паз Т сухаря Ми отвести в надлежащую сторону один из поводков Е. При этом средний штырь Ж поводка отклоняется в крайнюю сторону сердцевидной выемки И — нижний штырь сдвигает головку Дс поводковой осью Ви вилка Гс помощью синхронизатора вводит переключаемые шестерни в новое зацепление. Как только произошло переключение шестерен и шофер освоболсдает педаль сцепления, сильная пружина, установленная на тяге О, отводит рычаг Н обратно, заставляя средний штырь Ж поводка Е стать в середину сердцевидной выемки И эксцентрикового вала. В результате поводок Е выпрямляется и сухарь М ставится в нейтральное положение, но шестерни остаются в зацеплении. Нейтральное положение шестерен получается при установке ходоизбирательного рычага Иг в любое промежуточное положение между делениями квадранта Ю. Следует отметить, что педаль сцепления, к которой через тягу О присоединен рычаг Н эксцентрикового вала К, в начале поворота действует только на механизм сцепления, т. е. выключает диски, и лишь при дальнейшем повороте действует на рычаг эксцентрикового вала и переключает шестерни.18