IЫЛIХРОНИКА• Кроме этого за тот же пе риод было построено 10 грузовых автомобилей. В 1915 г. Русско-Балтийский завод был эвакуирован и выпуск машин прекратился. Попытки приступить к производству автомобилей (главным образом путем сборки из импортируемых частей) предпринимались на ряде существовавших предприятий, занимавшихся механическим экипажно-кузовным производством, а также ремонтом автомобилей. К их числу следует отне^ сти предприятия: Лесснера и Пузырева в Петербурге, Ильина и Меллера в Москве, Лейтнера в Харькове, Хрущева в Орле. Кроме того было приступлено к постройке автозавода АМО. Все эти попытки не дали существенных результатов.tolтПРЕДИС ТОРИЯ-1919 год4 АПРЕЛЯ. Открыты первые в Советской республике!» автомобильное курсы длж подготовки шоферов. Создана фабрика автопринадлежностей в Москве (ньь~ не филиал ЗИС).В 1914 г. в царской России насчитывалось всего около 13 000 автомобилей. В армии к моменту о(б'явления войны было 711 автомобилей (259 легковых,. 418 грузовых, S4 •специальных). Для нулсд армии из числа автомашин, находившихся в царской России, было мобилизовано: автомобилей легковых 3 562 » грузовых 475 мотоциклов 1632 Поступившие машины были самых разнообразных марок и моделей. Во время войны Россия заказала в США, Франции. Италии, Англии 30 520 автомобилей и 12 912 мотоциклов. Из них до 1 октября 1917 г. в действующую армию было отправлено 21009 автомобилей и 10 980 мотоциклов. Кроме того значительное количество авто- и мотомашин было заказано и получено обслуживавшими нужды фронта и главным образом тыла общественными организациями (Земским и1 Городским союзами и др.). В общем можно считать, что за период войны в папскую Россию поступило около 30 000 автомобилей и 15 000 мотоциклов. Единственным заводом в царской1 России, выпускавшим легковые автомобили, главным образом из импортных деталей, был РусскоБалтийский вагоностроительный завод в Риге. Завод приступил к производству автомобилей в 1910 г. Его продукция выралсалась в следующих цифрах: 1910 1911 1912 1913 1914 1915 г.—10 автомобилей г.—33 автомобиля г.—78 автомобилей г.—100 » Г.—140 » г.— 80 »1920 годНа заводе б. АМО налаживается производство запасных частей к автомобилям* различных марок и восстановительный ремонт автомобилей Уайт.Щ2год1918 годМАй. При научно-техническом отделе ВСНХ создана научно-исследовательская автомобильная лаборатория, превратившаяся впоследствии в Научный автомоторный институт (НАМИ). 1 ИЮЛЯ. Согласно декрету Совнаркома РСФСР национализирован завод Автомобильного Московского общества (АМО). На недостроенном заводе в первые годы революции производился ремонт автомобилей. 28 НОЯБРЯ. Организовано Главное управление государственных автозаводов, об'единявшее три завода: АМО, Русско-Балтийский и «Русский Рено» с общим количеством рабочих 1 700 чел.На б. Русско-Балтийском? заводе в Филях (под Москвой), эвакуированном еще в 1915 г. из Риги, начинаете» производство легковых автомобилей из частей, приве• зенных заводом во воемз эвакуации. Вследствие неналаженности производства выпуск машин был вскоре прекращен.1923 годМАРТ. Открылись Московский и Ленинградский автомобильные клубы. СЕНТЯБРЬ — ОКТЯБРЬ. Проведены пробеги легковых автомобилей по маршрутуМосква—Юхнов—Смоленск.— Петроград—Новгород—Тверь. —Москва (1 935 км) и грузовых автомобилей по маршруту: Москва—Тверь—В.-Волочек—Тверь—Москва (629 км).. Бсего участвовало 65 машин. Цель пробегов — выявление'i4?» — Х РОНИКА !лучшей иностранной машины, пригодной для эксплоатации в условиях СССР. Организовано Центральное •управление государственными автомобильными заводами (ЦУГАЗ). В его состав входили: АМО, «Спартак», 2-й авторемонтный, завод автопринадлежностей в Москве я авторемонтный завод в Ярославле, с общим количеством рабочих 2 300 чел. ' Создан Научный автомоторный институт (НАМИ). Завод АМО выпустил первый двигатель типа Уайт, полностью изготовленный на заводе. . Этим было положено начале советскому пожарному автостроению. Ярославский авторемонтный завод приступил к организации производства трехтонных грузовиков марки Я-3. СЕНТЯБРЬ. Начало эксплоатации таксомоторов в Москве. де) автомобильный завод а выпуском 100 000 машин в год. Впоследствии решено было увеличить проектную мощность этого завода до 140 000 машин в год при непрерывной неделе (или 120 000 при прерывной). ИЮНЬ. Согласно решению правительства от 25 мая приступлено к расширению и реконструкции завода АМО с доведением его годовой мощности до 25 000 машин. АВГУСТ. Ижевский завод приступил к выпуску мотоциклов. Проведен всесоюзный испытательный пробег советских мотоциклов.1926 годФЕВРАЛЬ. Открытие Московского автомобильного музея. В Москве (на Арбатской площади) установлена первая бензинораздаточная колонка.1924 годВ мастерских завода АМО налаживается серийное производство полуторатонных грузовых автомобилей марки <Р-15. В качестве образца взята грузовая машина Фиа т выпуска 1913 г. с 4-ци-< линдровым двигателем в 35 л. с. 8 АВГУСТА. Открытие регулярного автобусного дви.асения в Москве. 7 НОЯБРЯ. Из ворот мастерских АМО вышли первые 10 машин советского -производства для участия в параде на Красной площади. НОЯБРЬ. По маршруту Москва—Ленинград—Москва проведен пробег первых автомобилей АМО.1930 годЯНВАРЬ. Организовано Всесоюзное автотракторное об'единение — ВАТО. ФЕВРАЛЬ. Приступлено к сборке первых автомобилей в Горьком из импортных деталей. АПРЕЛЬ.' Открыт Ленин\ \ градский автодороясный инI ститут. Научный автомотор-' ный институт реорганизован в Научный автотракторный | институт (НАТИ). 20 МАЯ. Начата постройка автогиганта в Нижнем-Новгороде. СЕНТЯБРЬ. Ленинградский завод «Красный Октябрь» выпустил первые мотоциклы марки Л-300. 6 НОЯБРЯ. Пущен в эксплоатацию Московский автосборочный завод КИМ с годовой производительностью в 24 000 машин.1927 годМАЙ. На заводе «Спартак» (Москва) приступлено к выпуску малолитражных автомобилей марки НАМИ с двигателем в 22 л. с. Закончено переоборудование Миусского завода, на котором приступлено к серийному производству пожарных автомобилей АМО Ф-15.1928 год31 МАРТА. Завод АМО выпустил тысячную машину Ф-15. Ярославский завод начинает выпуск грузовиков марки Я-4 грузопод'емностыо в 3,5 то двигателем в 60 л. с.1925 годАВГУСТ—СЕНТЯБРЬ. Организованы автомобильные пробеги легковых машин по маршруту: Ленинград — Москва—Тула — Орел — КурскХарьков — Артемовен — Ростов — Владикавказ — Тифлис—Москва (4 984 км) и грузовых машин по маршруту: Ленинград—Москва—Тула — Орел — Курск — Москва (1 724 км). В пробегах приняли участие 124 машины. АВГУСТ. На Миуйском заводе (Москва) выпущена пер'зая пожарная автомашина.1929 годЯрославский завод переходит к выпуску 5-тонных грузовиков марки Я-5 с двигателем _в 93,5 л. с. 4 МАРТА. ВСНХ опубликовывает исторический приказ № 498, в котором сообщается о решении правительства построить в Горьком (тогда Нижнем-Новгоро-1931 год1 ОКТЯБРЯ. Закончены паботы по реконструкции Московского автомобильного завода им. Сталина (б. АМО). Производственная мощность завода — 25 тыс. грузовиков в год. 21 ОКТЯБРЯ, С конвейера Московского автозавода48 1ХРОНИКА l££&шшим. Сталина сошла первая машина АМО-3. Грузопод'емность машины — 2,5 т, мощность 6-цилиндрового двигателя 60 л. с. Кроме того завод начал производить машины АМО-4 с шасси, приспособленным для установки на нем специальных кузовов (автобусов, поясарных и т. п.). Миусский завод начал выпуск пожапных машин на шасси АМО-4. Закончена реконструкция Ярославского автозавода. Мощность завода доведена до 2 500 тялселых грузовиков в год.26 СЕНТЯБРЯ. Ярославский автозавод выпустил первый трехосный автобус марки ЯА-? с двигателем в 103 л. с. Вместимость автобуса — 80 пассажиров. ОКТЯБРЬ. Ярославский автозавод выпустил первый четырехосный грузовик марки ЯГ-12, со всеми ведущими колесами, грузопод'емностью в 12 т. Миусский завод приступил к выпуску пожарных машин ГАЗ-АА. Пущены в эксплоатацшо государственные авторемонтные заводы № 1 и3 (в Москве и Ленинграде).1933 годАПРЕЛЬ. На Ижевском заводе выпущены первыеопытные мотоциклы тяжелого типа НАТИ-А-750. 1 МАЯ. Ленинградский завод «Красный путиловец»выпустил 6 экспериментальных легковых автомобилей марки Л-1. Мощность 8-цнлиндрового двигателя 120 л. е.„ скорость до 110 км в час. МАЙ. Началась подготовка автопробега. Москва—Кара-Кумы—Москва. Цель пробега — испытать в разных доролсных и климатических. условиях качество советских1932 год1 ЯНВАРЯ. Пущен в ход Горьковский автозавод им. Молотова. В первый месяц работы завод выпустил 25 автомобилей. ЯНВАРЬ. Ярославским заводом выпущен первый трех4 осный 8-тонный грузовик марки ЯГ-10 с двигателем 93,5 л. с. 29 МАРТА. Вступил в строй крупнейший в мире завод по производству ша-. рикоподшипников. Годовая проектная мощнссть его — 24 млн. подшипников. 15 МАЯ. В целях скорейшей ор^низации производства в СССР дизельмоторов автотракторного типа СНК СССР вынес постановление об организации всесоюзного конкурса дизельмоторов автотракторного типа с привлечением советских и иностранных предприятий. 27 ИЮНЯ. Горьковский автозавод выпустил тысячную автомашину. . СЕНТЯБРЬ —, ОКТЯБРЬ. Проведен пробег вездеходов по пескам пустыни КараКум. В пробеге принимали участие 5 вездеходов (три французской ФИРМЫ Ситроен-Кегресс и два советских — НАТИ-2). Пробег показал большие преимущества советских машин.Колонна автомобилей, участвовавших в пробеге Москва Кара-Кумы — Москва, у финиша4а машин, автомобильного оборудования, шин и др. 6 ИЮЛЯ. Дан старт пробегу Москва — Кара-Кумы — Москва. В пробег отправились 23 машины советского производства. , ИЮЛЬ. Ярославский автозавод выпустил первые о грузовиков тяжелого т/и> па — 5-тонные Я-7 и Я7-Д, тиехосные 8-тонные Я9-Д и НАТИ-Я12-Д для 10-тонных прицепов. АВГУСТ. Проведен испытательный пробег четырех опытных мотоциклов НАТИА-750 по маршруту ИжевскМ осква. В конце месяца с конвейера автозавода им. Сталина •сошли первые грузовые машины новых марок — пять 3-тонных ЗИС-5 и пять 4-тонных трехосок ЗИС-6. 3 СЕНТЯБРЯ. Дан старт испытательному автопробегу по маршруту Москва—КиевДнепропетровск — Москва. Цель пробега —• испытание новых машин ЗИС-5, ЗИС-6 и 5-тонных машин Ярославского завода. В пробеге участвовало 12 автомобилей. 30 СЕНТЯБРЯ. Участники Кара-Кумского пробега прибыли в Москву. Путь, пройденный машинами, оавен9 213 км.Стотысячный автомобиль ЗИС-5, выпущенный автозаводом им. Сталина ' славский, построивший шасси, автозавод им. Сталина, построивший кузов, и завод «Динамо» — электрооборудование. Проектировал троллейбусы НАТИ. Автозавод им. Сталина. прекратив выпуск машин АМО-3 и АМО-4, приступил к поточному производству двух новых моделей грузовиков ЗИС-5 грузопод'емностыо в3тс двигателем мощностью в 73 л. с. и трехосного ЗИС-6 грузопод'емностью до 4тс двигателем той лее мощности. Закончена постройка двух опытных автомобильных дизельмоторов «Коджу» мощностью 90 л. с. ДЕКАБРЬ. Горьковский автозавод им. Молотова выпустил пятндесятитысячнып мотор и десятитысячную легковую машину. Автозавод им. Сталина начал выпуск автобусов ЗИС-8. В основу конструкции взято шасси ЗИС-5.1934 годРешением XVII с'езда ВКП(б) намечено дальнейшее расширение и реконструкция Московского автозавода им. Сталина.* Начата разработка проекта по реконструкции завода с дове-НОЯБРЬ. В Москве открыта первая троллейбусная линия. В создании первых .двух троллейбусов принимали участие три завода: Яоо-50 дсннем его- производственной мощности до 70 000 грузовых и 10 000 легковых машин в год. ИЮНЬ. Автозавод им. Сталина приступил к выпуску специальных автомобилей на шасси ЗИС-5 (самосвалов и автомашин с термосом для перевозки асфальта). ИЮЛЬ. Для участия в конкурсе автомобильных дизелей Ярославский авто-завод выпустил два грузовика типа Я-5 с советским дизелем «Кодлсу». 24' ИЮЛЯ. • Дан старт дизельному автопробегу по маршруту Москва—ТифлисМосква. Общее D ас-стояние пробега — 5165 км. В конкурсе принимали участие 40 автомобилей с дизельмоторами, установленными на шасси грузовых автомобилей завода им. Сталина (13 шт.), Ярославского завода (26 шт.) и Горьковского завода (1 шт.). 16 ОКТЯБРЯ. Горьковский автозавод им. Молотова выпустил стотысячный мотор. Ярославский завод переходит к производству грузовых 5-тонных автомобилен ; чипа ЯГ-4 с мотором ЗИС-5 в 73 л. с. 30 НОЯБРЯ. В Москве состоялся финиш пробега газогенераторных автомобилей по маршруту Москва — Ленинград — Москва. Семь газогенераторных грузовиков различных советских конструкций прошли 1 500 К " М.циклов по маршруту Москва —• Ленинград (724 км). МАРТ. Подольский механический завод приступает к серийному производству мотоциклов марки НАТИ-А-750. 17 АПРЕЛЯ. Горьковский автозавод им. Молотова выпустил стотысячную автомашину. 2 ИЮНЯ. В г. Горьком дан старт скоростному автопробегу, организованному спортивным обществом «Динамо» по маршруту Горький — Памир —- Москва — Горький. В пробеге участвовали семьавтомобилей ГАЗ-А. два лимузина М-1, два Пикапа и др. Участники пробега за 51 ходовой день прошли 12 300 км, на 2 300 км больше, чем путь участников Ка.ра-Кумского пробега. 19 СЕНТЯБРЯ. Инициатор стахановских . методов юаботы в автопромышленности, кузнец Горьковского автозавода им. Молотова т. А.Бусыгин поставил свой исторический рекорд. При норме 675 валов в смену он отковал 1146 валов. СЕНТЯБРЬ. 28 сентября в Москве Дан старт пробега1935 год1 ФЕВРАЛЯ. В Москве дан старт пробега аэросаней и вездеходов по маршруту: Москва—Архангельск — Ленинград — Смоленск — Москва, общим протяжением 5 000 км. В пробеге приняло участие 4 вездехода и7 аэросаней. Цель пробега — выявление качеств советских вездеходов и аэросаней в зимних условиях. ФЕВРАЛЬ. Проведен млтолыжиый пробег 10 мото'«?Г"#^Тов. Филонов перед прыжком на мотоцикле с трамплина51 Ш$ ^—™ XPоникАшидвух легковых газогенераторных автомобилей ГАЗ-А но маршруту Москва — Киев — Москва. 2 НОЯБРЯ. Закончено составление технического проекта расширения Горьковского автозавода им. Молотова. Проект предусматривает ежегодный выпуск заводом 225 000 грузовых и 75 000 легковых автомобилей. МАРТ. Правительством выделены средства на капитальные работы по строительству моторного завода в Уфе. Проектная годовая мощность завода установлена в 50 000 карбюраторных моторов в 42 л. с. и 5 000 стосильных дизельмоторов автомобильного типа. 1 АПРЕЛЯ. Московский автозавод им. Сталина выпустил стотысячную машину. АПРЕЛЬ. На Московском автозаводе им. Сталина собрано (вне конвейера) два первых экспериментальных легковых автомобиля марки ЗИС-101. Мощность 8-цилиндрового двигателя —110 л. с, скорость автомобиля—120 км в час. 20 МАЯ. На Горьковском автозаводе им. Молотова начался поточный выпуск легковой машины М-1. Лейтенант т. Филонов поставил первый рекорд по прылскам на мотоцикле с трамплина. Длина прыжка13 м. АВГУСТ. В конце месяца на 15 автомобилях начался большой женский автопробег имени Великой Сталинской Конституции по маршруту: Москва — Горький — Челябинск — Петропавловск — Джусалы — Аральск — Малые Кара-Кумы — Сталинград — Ростов-на-Дону — Днепропетровск — Киев — Минск — Смоленск — Москва. Длина маршрута — 10 000 км. В пробеге приняло участие 45 женщин. За удачное завершение пробега 10 участниц награждены орденами «Знак почета» и 35 — почетными грамотами ЦИК СССР. 6 ОКТЯБРЯ. В Киеве начались Всесоюзные мотосоревнования на первенство СССР. В соревнованиях приняли участие команды Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Баку, Харькова. Горького, Ростова-на-Дону, Симферополя. Сталино, Севастополя, Одессы. Всего в1936 год16 МАРТА. Горьковский автозавод им. Молотова выпустил первые лимузины М-1Г"Автомобпль М-1 — пятиместная машина с двигателем в 52 л. с. Скорость машины до 105 км в час. 21 МАРТА. По маршруту Горький — Москва — Ленинград — Москва — .Горький отправлены в испытательный пробег первые 10 лимузинов' М-1.Восемьдесят автомобилейМ-1 в день дает стране Горьковский автозавод52 JlSrrwJUotfuJ,{jHa3i ХРОНИКАШсоревнованиях участвовало 60 советских и иностранных мотоциклов.1937 2одЯНВАРЬ. В экспериментальном цехе Горьковского автозавода им. Молотова приступлено к проектированию нового 6-цилиндрового автомобильного двигателя мощностью в 80—85 л. с. Выпуск этих двигателей дает возмолсность значительно повысить скорость грузового автомобиля и довести его грузопод'емность до 2 т. Скорость легковой машины будет доведена до 120130 км в час. 18 ЯНВАРЯ. На Московском автозаводе им. Сталина проведена конвейерная сборка лимузинов ЗЙС-101. В 11 час. дня с конвейера сошла первая машина. 24 АПРЕЛЯ. На Ленинградском шоссе под Москвой были проведены мотоциклетные соревнования на 300 км, в которых четыре завода — Ленинградский, Подольский, Ижевский и Таганрогский — оспаривали право на «первенство марки». Переходящий приз «перПервый советский гоночный автомобиль, построенный лабораторией Центрального авто-мотоклуба венство марки» завоевала команда ленинградского завода «Красный Октябрь». Приз «за вадеясность» завоевала команда Илсевского завода. МАЙ. Горьковский автозавод им. Молотова . приступил к разработке конструкции открытой легковой машины — фаэтона М-1. Автомобильная лаборатория Центрального авто-мотоклуба в Москве построила спортивный автомобиль конструкции инж. Цыпулина. В основу машины взято шасси ГАЗ-А. Мощность двигателя М-1 доведена до 60 л. с , скорость — до 130 км в час. 30 СЕНТЯБРЯ. В Киеве на 42-м километре Житомирского шоссе начались всесоюзные мотоциклетные соревнования. В соревнованиях приняло участие около 90 гонщиков. В гонках на 1 км* впервые участвовали 7 женщин!. Большинство гонщиков выступали на мотоциклах советского производства. Начато строительство сборочного завода в Омске.К СВЕДЕНИЮ ПОДПИСЧИКОВ 1937 ГОДЯ Не забудьте, что срок Вашей подписки на журнал «ЗА РУЛЕМ» и БИБЛИОТЕКУ «ЗА РУЛЕМ» истекает в декабре 1937 года. Для бесперебойного получения журнала с1 января 1938 года необходимо ускорить возобновление подписки на журнал, не откладывая этого на последние дни года. Подписку следует сдавать с таким расчетом, чтобы она поступила в Москву не позже первых чисел декабря. Подписку направляйте почтовым переводом: Москва, 6, Страстной бульвар, д. 11, Жургазоб'единение, или сдавайте инструкторам и уполномоченным Жургаза на местах. Подписка принимается также повсеместно почтой и отделениями Союзпечати. Подписная цена: «ЗА РУЛЕМ» —12 мес. —7 р. 20 к., 6 мес,—3 р. 60 к., 3 мес 1 р. 80 к. Б-ка «За рулем» — 12 мес. — 9 руб., 6 мес.—4 р. 50 к. > ЖУРГАЗОБ'ЕДИНЕНИЕ53