56
57
Автомобиль в тайгеМного лет лежали под спудом огромные «богатства Алдана. Лишь редкие одиночкизолотоискатели пробирались сюда пешком или на маленьких сибирских лошаденках. Проходило много дней, прежде чем они достигали цели. Суровый край оставался для людей малодоступным. Только с приходом советской власти здесь началась иная лшзнь. Трудно было обживать глухое место, отрезанное от всего мира бездорожьем. Но большевики победили тайгу, заставили край служить новым хозяевам. В 1927 г. началась постройка Амуро-Якут>ской автомагистрали, связавшей Алдан с линией железной дороги. Много могли бы •рассказать строители этой дороги о трудностях, с которыми им пришлось встретиться. Дорогу надо было прорубать через два гордых хребта, через большие болота, лесные чащи, бороться с наледями, работать в условиях вечной мерзлоты. Но строители упорно .преодолевали трудности и тайга должна был а расступиться перед их натиском. И вот теперь Амуро-Якутская магистраль^это детище советской власти — покорная железной воле большевиков, легла в тайге •широкой лентой на сотни километров, знамег муя собой огромные победы социалистической стройки. . Дорога вьется между больших лесных массивов, огибает горы, взбегает на их склоны, перерезает много рек и речушек, уходя далеко на север. По ней сейчас тянутся вереницы грузовиков, доставляющих на Алдан продовольствие, технические грузы и все, что •.необходимо для культурного и промышленного освоения края. Дорогу в настоящее время эксплоатирует 'Транспортное управление Амуро-Якутской магистрали золотой промышленности (Аямзолототранс). За последние годы она значительно благоустроена и ни в чем не уступает дорогам населенных районов. Путешествие по тайге теперь не сопряжено с такими лишениями и опасностями, какие приходилось испытывать раньше. На конечных пунктах магистрали—в Большом Невере, около станции того же названия -Амурской железной дороги, и на прииске Незаметном построены автовокзалы для пас-сажиров и склады для грузов. Такие же автовокзалы с небольшими ремонтными базами имеются и на промелсуточных станциях — • Тында, Нагорный, Чульман и других. Эти пункты — настоящие оазисы в тайге. Усталые пассажиры* и водители, после долгого и нелегкого пути, находят здесь хороший отдых. Они могут принять горячий душ и получить постели с комплектами чистого белья. К их услугам шахматы, книги, газеты, патефон. Пока водитель отдыхает, его машина проходит профилактический осмотр. На прииске Незаметном есть оборудованные ремонтные мастерские и вместительные гаражи на случай задержек автомобилей изза непогоды. По всей магистрали разбросаны домики обслуживающего персонала. В них ясивут ремонтеры и доролсные мастера. Они неустанно следят за состоянием дороги, ремонтируют и укатывают ее, чтобы водители могли по ней ездить быстро и безопасно. Для этого > их в распорялсении имеются моторные катки, тяжелые грейдеры и другие необходимые доролсные машины. Основные предприятия Аямзолототранса сосредоточены в поселке Большой Невер. Здесь находятся центральные гаражи и большие мастерские, обслуживающие автопарк всеми видами ремонта. При них созданы аккумуляторный и электротехнический цехи, где можно не только отремонтировать электрооборудование, но и изготовить новые аккумуляторы. Вулканизационная мастерская этой базы позволила автохозяйству сэкономить немалое количество комплектов.резины. Большой Невер стал одним из культурных центров тайги. Здесь-есть своя электростанция, несколько столовых, пекарня, клуб, библиотека, больница, детские ясли и парк культуры и отдыха, где работники автохозяйства проводят свободные вечера и выходные дни. Жизнь здесь таклсе, как и во всяком другом пункте советской земли, бьет ключом. Только советская власть создала такие условия для трудящихся в далеком уголке страны, отстоящем на тысячи километров от центра. Когда вспоминаешь, в каких условиях жили рабочие Ленских приисков в эпоху навсегда оставшегося в нашей памяти ленского, расстрела, то становится особенно ясной неизмеримая разница между советским и капиталистическим строем. До революции в этих местах люди жили как звери. Их уделом были беспросветная нужда и лсесточайшая эксллоатация. Теперь от проклятого прошлого остались только мрачные воспоминания. Несмотря на трудности эксплоатации автотранспорта в таежных условиях, водителистахановцы Золототранса с успехом справляются с перевозками, помогая освоению края. Многие из них показывают образцы большевистской работы, примеры высокой сознательности и самоотверженного труда. Одним из таких водителей-стахановцев является, например, т. Илясов, работающий в Аямзолототрансе. Некоторые считали невозмолсным применять полуприцепы на магистрали с затяжными под'емами. Тов. Илясов на практике доказал необоснованность этого мнения. Он уже несколько месяцев успешно работает с полуприцепом, повысив тем самым использование тоннажа своей машины ЗИС. Кроме этого он экономит до 10%> горючего, дает хорошие показатели по средней технической скорости и межремонтному пробегу, и выполняет план на 115—120%.•56 г7:На Амуро-Якутской магистрали. Советские грузовики везут товары на приискиВодитель т. Хабаров и его сменщик т. Саленко делают на своей машине 9 рейсов вместо 7 по плану. Не отстают от них и водители Никулущкин и Васкевич, выполняющие план по тонналсу на 112%. Молено назвать водителей Кузьмина, Черепанова, Щербакова, Глазырина' и др., дающих такие'же и даже лучшие показатели по выполнению плана. Эти люди служат примером для остальной массы шоферов. Стахановец центральных ремонтных мастерских в Большом Невере т. Ложенчук дал много ценных рационализаторских предложений. Так например, он сконструировал особое приспособление к радиатору, улучщагощео охлаждение двигателя. Машины," на "Которых установлены радиаторы с приспособлением т. Ложенчука, хорошо показали себя в работе, двигатели их теперь не перегреваются на затяленых под'емах. Тов. Лолсенчук был выдвинут сначала на долленость мастера, а в настоящее время назначен заведующим центральными мастерскими. Обслулсивание автохозяйств, расположенных почти в8 000 километров от Москвы, сопряжено, конечно, с известными трудностями и техническое руководство не всегда умеет сними справляться. Отсюда и ряд недостатков в эксплоатации автотранспорта. Например, качество ремонта находится еще на низком уровне, что отраясается на мелсремонтном пробеге машин. В отдельных автохозяйствах низок коэфициент использования парка и неудовлетворительны показатели средней технической скорости. Эти недостатки говорят о том, что руководству Аямзолототранса и других хозяйств автотранспорта золотой промышленности есть еще над чем поработать. Используя поекрасный опыт стахановцев, автоработники Золототранса, несомненно, смогут добиться лучших показателей эксплоатации автопарка. Задача освоения Севера и таеленых районов Восточной Сибири и Дальнего Востока была не по плечу царскому правительству. Капиталисты умели только хищнически эксплоатировать и грабить эти районы, заставляя людей работать в варварских условиях. Лишь с приходом советской власти край зажил новой жизнью. В тайге появились очаги новой культуры, созданные заботами партии и правительства. Огромное значение в культурном освоении края имело проникновение сюда автомобиля. Б. Лавровский5?