54
55
Новые советские автобусыИнлс. Я. Малаховский За годы второй пятилетки города Советского Союза обогатились новыми видами транспорта. В Москве построено лучшее в мире метро им. Л. М. Кагановича, на улицах Москвы, а затем Ленинграда, Киева, Ростована-Дону и Тбилиси появились троллейбусы, широкое распространение получил автобусный транспорт. Старомодные такси заменяются нарядными автомобилями М-1. .Однако, несмотря на быстрый количественный- рост подвилсного состава городского транспорта, опрос на перевозки, пред'являе-' мый населением, полностью не удовлетворяется. Подвижность населения крупных городов СССР очень высока. Большое количество работающих, высокая покупательная способность населения, развитая обществен- . пая жизнь, разносторонние культурные запросы, при полной возможности их удовлетворения, и стремление культурно проводить отдых — выдвинули Москву- по подвинсности населения на первое место в мире. Все это дает толчок огромному развитию средств передвижения. По предварительным расчетам Научно-исследовательского института городского движения (НИИГД), пассажирский транспорт Москвы к '1942 г. будет состоять из 750 вагонов метро, 2 650 вагонов трамвая, 1300 троллейбусов, 2 500 автобусов и 10 тыс. такси. Этим транспортом (не считая такси) проектируется перевезти в 1942 г. 3 800 млн. пассажиров, в том числе 700 млн. автобусами. - Для удовлетворения перевозок, ' приходящихся на автобусный транспорт, необходимы автобусы различных конструкций, главным ооразом потому, что интенсивность нагрузки их сильно колеблется в разное время рабочего дня ив разных районах города. Нам нужны автобусы средней; и большой вместимости. Одно из основных требований, которое пред'является к современному автобусу, это наличие высокого коэфициента использования площади пола. Повышение этого коэфициента может быть достигнуто путем рационального размещения двигателя (под полом кузова, поперек рамы и т. п.) и использования освободившейся площади под пассажирские места. Применение подобного рода автобусов, напоминающих по своему внешнему виду вагоны и получивших поэтому название автобусов вагонного типа (трамбусы), является шагом вперед в модернизации автобусного транспорта. К XX годовщине Великой социалистической революции на улицах Москвы появится первый советский автобус вагонного типа, созданный на базе автомобилей отечественного производства (рис. 1). Автобус, спроектированный по заданию НИИГД инженерами Б. Фиттерман, А. Душкевич и Б. Гольд, комплектуется из агрегатов автомобилей ЗИС-8 и ЯГАЗ. Двигатель и коробка передач, взятые с автобуса ЗИС-8, сдвинуты немного в сторону и опущены ниже, что позволило увеличить полезную площадь пола. Задняя ось взята также с автомобиля ЗИС-8, но с измененным передаточным отношением в шестернях редуктора 7,7 : 1 . Передняя ось и рулевое упра-Рис. 1. Общий вид советского автобуса вагонного типа Рис. 2. Проект автобусного городных линийпоезда(тягач с полуприцепом) для пригородных и междувление взяты с автомобиля ЯГАЗ, причем руль помещен перед передней осью п поэтому введен промежуточный балансир. ' Для облегчения работы водителя и получения достаточно эффективного торможения установлен сервотормоз Девандр. На шасси установлен кузов вагонного типа, имеющий деревянный каркас. Кузову приданы размеры, обеспечивающие наибольший комфорт пассажирам. Длина его — S 950 мм, и внутренняя ширина — 2 200 мм обеспечивают широкий проход между сиденьями. Высота автобуса — 2 760 мм, при внутренней высоте прохода 1900 мм. Кузов рассчитан на 33 места для сиденья и на 12—15 мест для проезда стоя. Большое внимание уделено месту водителя и кондуктора; использованы •регулируемые сиденья, заимствованные у троллейбуса последнего выпуска. 400-вольтовое динамо позволяет иметь большое число световых точек для наружного и внутреннего освещения. Помимо естественной вентиляции имеются два электрических вентилятора, из которых один помещен возле шофера, а другой — в задней части кузова. Предварительные испытания показали, что скорость этого автобуса достигает 50 км/час. Для обслуживания пригородных линий НИИГД сконструировал специальные прицепные пассажирские тележки, которые могут работать как с автобусами, так ис троллейбусами. При рациональной постановке эксплоатации прицепных телелсек молено избежать чрезмерного переполнения машин в часы пик. Шасси тележки сконструировано с расчетом наибольшего применения деталей автомобиля ЗИС-5. Грузопод'емностъ ее 1500 кг при базе в3 тыс. мм. Количество мест - • 22. — Таким образом автобусный поезд может вместить 50 пассажиров вместо 28, благодарячему достигается снижение ееоестоимостнг перевозки примерно на 20—25%. Тележка —• двухосная; габариты с установленным на ней кузовом таковы: ширина2 200 мм, высота — 2 550 мм, длина без дышла — 4 755 мм. Минимальный радиус поворота поезда (по наружной колее заднеговнутреннего колеса) — 10 м. Ширина .полотна, необходимого для раз'езда при встрече двух поездов с прицепами на кривой оадиуса 10 м, доллена быть не меньше 8,60 м. Автобусный поезд оборудован тремя тормозами, причем два из них действуют автоматически. Такие автобусные поезда уже курсируют в Москве на пригородной линии № 4. Институтом проведена также работа помодернизации кузова автобуса ЗИС-8. За ечот уширения кузова в нем можно будет разместить не 19 мест для сиденья, ' а 23, причем почти все места будут распололсены по ходу движения. Автобус приобретает болеекрасивый внешний вид. В настоящее время институт приступил к конструированию болынеместных автобусных поездов — тягача и полуприцепа. Эти поезда предназначаются для некоторых городских, а в основном для пригородных и междугородных линий. Подобного оода полуприцепы предположено строить взаимозаменяемыми как для автобусных, так и для троллейбусных тягачей. На рис. 2 показан проект такого автобусногопоезда. Конструкторское бюро института работал' также над проектом грузового мотоцикла, предназначенного для развозочных операций — доставки покупок и посылок, очистки почтовых ящиков и т. п. с грузопод'емностыо в 300 кг. Его несомненные преимущества —г маневренность и экономичность. Выпуск таких' мотоциклов позволит освободить часть шасси типа ГАЗ для другихнужд:^55,