12
13
СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ ЗИСИнж. С. КАРЯКИНУ ХОДИР ЕГУЛИРОВКАЛегковой автомобиль ЗИС имеет батарейную систему заясигания, принципиально не отличающуюся от системы зажигания автомобилей М-1 и ЗИС-5, но имеющую некоторые конструктивные особенности. На рис. 1 представлена схема зажигания, выделенная из общей схемы электрооборудования автомобиля. Система зажигания состоит в основном из следующих приборов: катушки зажигания, прерывателя-распределителя свечей, проводов высокого и низкого напряжения, включателя и источников электрической энергии. Источниками электрической энергии являются: аккумуляторная батарея, номинальное напряжение которой равно 6 вольтам, а емкость 130 амперам при 20-часовом разряде, и генератор типа ГЛ-41 с номинальной мощностью 130 ватт. Положительные контакты аккумуляторной батареи и генератора соединены на массу. Проследим путь тока па схеме зажигания (рис. 1). Ток низкого напряжения с положительного контакта батареи 1 поступает на массу автомобиля 2, оттуда на прерыватель 3и по проводу 4в первичную обмотку катушки зажигания 5. Затем по проводу 6 ток идет в выключатель 7. От выключателя путь тока идет по проводу 8 через амперметр 9* а затем по проводам 10 и 11 — к отрицательному контакту аккумуляторной батареи 1. При питании от генератора путь тока аналогичен. Он идет от генератора на массу через прерыватель 3, провод 4, катушку 5, провод 6, выключатель 7, провод 8и 14 и обратно в генератор./Рис.2. Катушка зажиганияТок высокого напряжения из вторичной обмотки катушки заясигания 5 по проводу 12 поступает в распределитель 3, оттуда по проводам 13 идет на свечи в цилиндрах двигателя и на массу 2. Порядок работы цилиндров: 1—6—2—5—8—3—7—4. Катушка зажигания типа КЛ-119 раеполоясена на двигате/ле в горизонтальном положении234567- • tfЦилиндрыРис. 1. Схема зажигания легкового автомобиля ЗИС и прикреплена двумя винтами к водяному патрубку*. Катушка зажигания^ представлена на рис. 2. На лселезный сердечник 1 намотаны две обмотки: высокого напряжения 2 из тон) кой проволоки в 16 тыс, витков и низкого напряжения 3 из толстой проволоки в 250 витков. Начало обмотки высокого напряжения выведено на клемму 6, соединяющуюся проводом с распределителем, а конец соединен с обмоткой низкого напрялсения. Начало обмотки низкого напряясения выведено на клемму 4 на дне катушки, а конец — к клемме 5 на крышке. К клемме 5 присоединяется провод, идущий на прерыватель. Обмотки защищены железным коясухом, предохраняющим их от повреясдения. Катушка не нуясдается в особом уходе и регулировке. Прерыватель-распределитель типа ИЛ-4580 представляет собой комбинированный механизм, выполняющий три функции: 1) размыкание тока низкого напрялсения, 2) распределение индуктированного тока высокого напряясения по свечам двигателя и 3) автоматическое регулирование опережения зажигания в соответствии с оборотами двигателя. . Весь механизм прерывателя-распределителя заключен в чугунном корпусе, внутри которого находится валик, вращающийся в меднографитовых втулках. Втулки запрессованы в хвостовик корпуса, служащий для центрирования распределителя в крышке генератора. На валике укрепляется винтовая шестерня привода, механизм автоматического регулирования оперелсения заясигания, кулачок прерывателя и бегунок распределителя. Сверху на корпус прерывателя-распределителя надевает• ся крышка из непроводящего электрический ток материала, в который залиты клеммы проводов высокого напряясения. Крышка укрепляется на корпусе двумя пружинными скобами. На первых сериях машин ЗИС вместо водяного патрубка устанавливался масляный радиатор.1Механизм автоматического регулирования опережения зажигания (рис. 3) представляет собой центробежный регулятор, состоящий и» двух грузиков 1, стянутых, пруясинами 2. При вращении валика распределителя грузики регулятора под влиянием центробежных сил начинают расходиться, и штифтами 4 повертывают фпанец втулки 5и кулачок по направлению вращения валика, тем самым увеличивая угол опережения зажигания. Автоматический регулятор начинает работать с 200 об/мин валика распределителя или 400 об мин коленчатого вала двигателя, давая максимальный угол опережения в 16 или 32° по коленчатому валу при 1200 или 2 400 об.'мин. Прерыватель тока в цепи низкого напряжения смонтирован на пластине, вставляемой в корпус поверх регулятора опережения. Прерыватель состоит из двух- изолированных рычажков-молоточков, двух наковален, конденсатора и четырехкулачковой шайбы. Рычажки-молоточки соединены с проводом, идущим от катушки зажигания. Наковальни замкнуты на массу. Параллельно рычажкам и наковальням включен конденсатор, предохраняющий контакты прерывателя от подгорания и устраняющий искрение при размыкании цепи. За один оборот валика прерывателя долясно произойти восемь разрывов цепи. В настоящей конструкции прерывателя наличие двух рычансков-молоточков позволяет получать восемь разрывов цепи при четырехкулачковой шайбе. На рис. 4 показана схема работы прерывателя. На диаграмме черные поля соответствуют углам, в течение которых контакты прерывателя являются замкнутыми. Рычажки прерывателя обозначены знаками Iи II. На диаграмме соответствующие углы поворота кулачковой шайбы также обозначены знаками Iи 11 с индексами, показывающими разрывы(li. и Но и т. д.).Рис. 3. Регулятор опережения зажиганияПреимущество такой конструкции прерывателя для многоцилиндрового многооборотного двигателя очевидно, так как при этом увеличивается угол поворота вала, в течение которого контакты замкнуты, и уменьшается вибрация рычаяска при размыкании.13