21
22
В роскошном особняке, в Ленинграде, разместился один из старейших и лучших автомотоклубов нашей страны. Он является пионером советского автомотоспорта. История ленинградского ' клуба, возникшего на заре революции, очень поучительна. Наша молодая республика, разоренная войной, не имела еще своей автомобильной и мотоциклетной промышленности (ее возникновение относится к первым годам сталинских пятилеток). Царская Россия оставила нам ничтожный, разбитый автомотопарк. Однако с первых же лет существования советской власти в Ленинграде закипела спортивная жизнь. Энтузиасты автомотодела отдались ему всей душой. Их не останавливали ни дырявые . порты, ни сушеная вобла... Спортивные соревнования проводились регулярно. На старт выходил десяток-другой мотоциклистов. Конечно, соревнования в ту пору были не такие, как нынче. Они носили крайне примитивный характер. Преобладали шоссейные гонки на большие дистанции. Проводились они на шоссе, открытом для всех. Жизнь спортсмена подвергалась большой опасности. С минуты на минуту его ожидало роковое столкновение со встречными машинами. Кроме риска для жизни, гонщики встречали на своем спортивном пути тяжелые препятствия. Их уси-' лия не всегда находили дружную поддержку общественности. Во время соревнований хозяйственники не освобождали их от работы на производстве. Приходилось брать отпуск за свой счет. Спортсменам негде было ремонтировать свои машины. Ни о каких ремонтных базах или мастерских думать, конечно, не приходилось. Даже горючее и смазочное спортсмены приобретали за свои собственные деньги. Но воодушевленные победами революции ленинградские спортсмены развивали автомотоспорт, ставили его на службу обороны родины. Все свое свободное время они посвящали губернскому всеобучу. Тысячи молодых допризывников овладевали под их руководством водительским искусством. Впоследствии из их среды выросли спортсмены, достойные высокого класса ленинградской езды. Прошел ряд лет, завершившихся окончательной победой социализма в СССР. Резкр изменились условиядля развития автомотоспорта. Разросся ленинградский клуб, распространив свое влияние на предприятиях, в добровольных спортивных обществах. Умножились ряды мастеров автомотоспорта. В передовых шеренгах ленинградцев шагают испытанные спортсмены-энтузиасты. Вот уж ряд лет возглавляет технические комиссии всесоюзных автомотосоревнований старейший мотоциклист Л. П.И. С. Маковецкий. Гонщик А. А. Эрлер, конструктор нового типа двухтактного мотоцикла Г. К. Скробанский, автор единственного учебного пособия по мотоциклу А-. М. Иерусалимский продолжают судейскую работу. Ленинградский автомотоклуб подготовил «старикам» достойную смену. С исключительным успехом выступал в 1937 г. Антон Устинович Мустейкис, завоевав звание чемпио-г,тВалерий Павлович Чкалов на трибуне всесоюзных автомотосорсвнованнй Фото В. Д овгяллоПетров. Активно работает П. П. Во- на СССР по мотоспорту. Им устаротилкин, неоднократный чемпион и новлен ряд всесоюзных рекордов. рекордсмен СССР, не пропустивший Тов. Мустейкис взял шефство над с 1921 по 1931 г. ни одного мотососпособной спортсменкой Ниной Добревнования. В прошлом т. Воротил- жинской. С прошлого года начал гокину принадлежало 35 всесоюзных няться Борис Перельштейн. Вначале рекордов, установленных им на разему очень не везло. Но розыгрыш пых дистанциях и по разным класпервенства Ленинграда принес т. Песам машин. Начиная с 1931 г. т. Ворельштейн^ выдающийся успех. Он ротилкин является бессменным завоевал по своему классу машин председателем ленинградской судейвсе пять первых мест — по километской коллегии, а с 1936 г. — заместировке с хода ис мерта, по 5-килотелем главного судьи всесоюзных метровке с хода, по'50 и 100-килосоревнований. Ему выпала высокая метровой шоссейной гонке. Большие честь работать вместе с покойным надежды подают тт. Быстров, РомаВалерием Павловичем Чкаловым. нов, Бородин. Комсомолец Бородин Изредка выступает еще на соревнозавоевал на соревнованиях по комваниях рекордсмен и чемпион СССР плексу в классе «стариков» третье21 место, уступив первые два «силачам» Мустейкису и Евгению Мазнину. Интересные результаты показали два юных гоншика — шестнадцатилетний Сергей Сергеев и ученик средней школы Олег Мухин. Ленинградский автомотоклуб гордится не только своими способными питомцами, но и хорошими делами. Он отличается от ряда других клубов богатой инициативой. Спортивные соревнования его разнообразны, В прошлом году ленинградцы ввели 5-километровую классическую дистанцию, и на основе их опыта она была использована на всесоюзных соревнованиях. Значение эт*го нововведения огромно. 5-километровка обязывает подходить к форсировке машины с большей осмотрительностью. Иначе сгоришь. Ленинградцам принадлежит идея возрождения мотогонок на треке. В 1925 г. они открыли мотовелотрек на стадионе имени Ленина, привлекший массового зрителя. Иные мотоциклетные соревнования пользовались у горожан почти такой же популярностью, как и крупные междугородние футбольные матчи. По размерам своим, по уклону виражей трек вполне удовлетворял спортсменов легкого класса машин. Однако в 1932 г. его сломали. Президиум Ленинградского Совета вынес решение о постройке нового автомотодрома. Автомотоклуб нашел в районе Пулково (в 20 км от Ленинграда) замечательный участок, который входит в черту будущего большого Ленинграда ик которому подойдет линия метро Но постановление Ленсовета осталось на бумаге. До сих пор не разрешен вопрос даже о постройке дешевого дортрека (гаревой дорожки). Поэтому спортсмены решили использовать хотя бы свой ипподром. В октябре 1938 г. они с успехом провели на ипподроме мотогонки на 10 км (10 кругов). Это было увлекательное зрелище. Нина Добжинская,АнтонУстинович Мустейкис Фото М. Прехнераначавшая дистанцию третьей, в упорной борьбе обошла одну, а затем и другую конкурентку и "финишировала первой (9 : 21,1). «Старички» прошли два заезда. На втором заезде завязалась борьба между Мустейкисом, Е. Мазниным и Курчевским. Мазнину не повезло: на вираже его машина упала. Гонщик быстро поднялся, но продолжать гонку уже не имело смысла. Его далеко опередили. Курчевский пытался догнать Мустейкиса, но просвет все увеличивался, и первым к финишу пришел Мустейкис (8 : 54,8). В 1936 г. ленинградцы впервыепровели автомобильные соревнования на лучшее выполнение правил уличного движения, а в 1938 г. они повторили этот замечательный опыт с мотоциклистами. Маршрут мотогонок пролегал по оживленным улицам, изобиловавшим сложными левыми поворотами. Со старта, данного на площади Воровского, пошли 111 участников. Только девять из них закончили дистанцию (15 км), не нарушив правил уличного движения. Остальные изменяли маршрут повышали скорость, выезжали на перекрестки под красный и желтый сигналы, обгоняли справа. Первые места в различных категориях заняли: Якерсон (мотоциклы-одиночки, «Старт»), Евантулова (мотоциклы-одиночки, «Старт»), Розов (мотоциклы с коляской, «Каучук»). Гонки привлекли участников из 17 добровольных обществ. Кроме того, они приковали к себе интерес многих' жителей Ленинграда. Ленинградцам принадлежит инициатива в развитии автомобильного спорта, незаслуженно забытого в других городах Союза. Они много работают над подготовкой скоростных машин. Первым построил спортивный автомобиль с полуобтекаемым корпусом на базе ГАЗ-А заместитель директора гаража ленинградского почтамта, страстный любитель автоспорта Г. Г. Цветков. В конце 1936 г. он установил рекордную скорость — 113,5 км/час. Постепенно этот рекорд улучшался его согражданами — тт. Герелем, Лаврентьевым, Жаровым, Клещевым. Последний из них является держателем абсолютного рекорда по классу советских машин. Во влемя всесоюзных соревнований в Киеве он показал на километровке и 5-километровке с хода лучший результат: 143,5 км/час. Автомотоклуб систематически проводит массовые соревнования автоспортсменов. На соревнованиях, посвященных 20-летию ВЛКСМ и совпавших с сорокалетием русского автоспорта, в рядах гонщиков были молодые стахановцы — Кричевский, • Мопгкович, Шукело, профессор консерватории Черногорови артист музыкальной комедии Свидерский. Каждый из них немало поработал над форсировкой своих машин. Первенство на километровку с хода по классу стандартных машин оспаривало 30 гонщиков. Сейчас автомотоклуб занят перестройкой своей работы. Некоторые спортсмены болезненно переживают ликвидацию клубного членства. За последнее время спортивномассовая работа в Ленинграде значительно улучшилась. Об этом свидетельствуют цифры. В 1937 г. автомотоклуб провел 14 соревнований, в которых участвовало 240 чел. В 1938 г. в 17 соревнованиях число участников возросло до 1249 чел. Этот резкий перелом достигнут усилиями 17 добровольных обществ, занявшихся культивированием автомотоспорта. Нет сомнения, что в него втянутся новые сотни и тысячи молодых патриотов нашей родины.И. В.£тршштШ^Ш^Ш^Ш^ШШ^'^**&Ленинградские спортсмены — инициаторы буксировки лыжников на мотоциклах. Их опыт широко используется москвичами Фото M. Прехнера