10
11
^frtVife^Герой Советского Союза П. СЕМЕНОВВ современной войне танки играют важнейшую роль. Это показывает опыт войн в Испании и Китае. Но одни танки, как бы ни были они мощны, ничего, конечно, не сделают. Победа в бою зависит от навыков и знаний танкового экипажа. Танкист, как н летчик, обязан систематически тренироваться, чтобы выработать у себ1я уверенность и быстроту в управлении машиной. Танковый экипаж должен быть так сплочен, чтобы любая работа его протекала быстро, организованно, без суетни. Мне рассказывал посредник, как на одном учении танковое подразделение, истратив боекомплект и горючее, «вышло из боя». Километрах в 4-х от передней линии «противника» оно начало заправку. Экипажи, работавшие слаженно, все сделали быстро и вновь отправились в «бо*й», но два молодых экипажа, работавших вяло, задержались на заправочной базе. Тем временем сюда налетела авиация «противника» и разбомбила участок. К счастью, экипажи отделались, по выводу посредника, только «гибелью» двух водителей и боеприпасов. Если бы все подразделение не управилось за несколько минут до налета, то понесло бы большие потери ив людях, и в материальной части. Боевые качества экипажа проверяются задолго до самого боя. Экипаж должен в парке подготовить машину так, чтобы при сосредоточении на исходной позиции, особенно в бою, она не подвела. Ведь из-за малейшего недосмотра могут погибнуть и люди, и танк. На одном из показных учений наше подразделение получило задачу атаковать рощу и выбить из нее «противника». На исходную позицию пришли все машины. Те водители, те экипажи, которые заранее проверили свои танки, особенно гусеницы, держали себя спокойно. Лишь один экипаж т. Малова затеял какой-то ремонт. Но на исходной позиции улее трудно что-либо исправить, так как здесь «обстреливает» артиллерия «противника», да и времени остается мало. На постановку задачи отводится не более 10—15 минут. Сигнал «в атаку». Мы ушли. Выполнив задачу, возвратились в район сбора. Видим — танк Малова стоит. По словам посредника, он «подбит» невдалеке от исходной позиции. Танк не смог итти в атаку лишь потому, что у него при переключении передачи произошло заклинение, так как отсоединилась тяга. Из-за какого-то шплинта был выведен из строя экипаж вместе с ма- • шиной. Экипаж должен не только умело привести машину в полную готовность, но и эффективно использовать ее на поле боя. « Важное лицо в экипаже танка — механик-водитель. От него зависит и наблюдение за ходом боя, и ведение огня. Он обязан отлично водить машину на любой местности, в любое время года и суток. Особенно сложна его задача ночью, когда нельзя ехать с зажженными фарами (при сосредоточении сил для атаки). Танки не должны растягиваться в колонне, чтобы водитель не терял из виду идущую впереди машину. В пыльном районе при плохой видимости приходится ехать с зажженным задним фонарем. Чтобы добиться хороших результатов в подготовке водителей, надо учить их вождению на незнакомой местности, а не на поле, близком от части, которое они изучили, как свои пять пальцев. В действительной боевой обстановке местность постоянно меняется. Следует приучить водителей к самым трудным условиям, приближенным к боевым. Люки необходимо закрывать. Из опыта войн в Испании и Китае известно, что при движении не только с исходной, но ие выжидательной позиции открывать люки опасно.. Каждую минуту возможен налет авиации. Неуспевший закрыть люки может пострадать. Водитель должен уметь маневрировать и выходить из пристреленного района. На него возлагается и предупреждение о препятствиях, которые могут влиять на стрельбу. Если водитель хочет повернуть танк, он сообщает об этом командиру, чтобы тот учел поворот и вовремя сделал поправку для стрельбы. Водитель сообщает командиру цели. Он видит, что делается на поле боя лучше, чем остальные бойцы экипажа. Водителю скорее удается заметить пламя противотанкового орудия, чем командиру танка. Ему лучше видны разрывы снарядов противника.. Он должен «увертываться» от них. Мне рассказывал товарищ, как и<з-Тппи валит деревоФото Цидилъковсно Г<10 пал он на учении под ураганный артиллерийский обстрел: «Когда снаряды ложились впереди моего танка метрах в 25, то я прибавлял гайку, так как «противник» наверняка изменял точку прицеливания. Но когда он вновь высчитывал скорость движения машины, я замедлял ход. Меняя скорость движения танка, я затруднял «противнику» точность попадания». Водитель доллсен четко и быстро выполнять все приказы командира танка. От него зависит жизнь экипажа. Водитель должен чутко реагировать на внезапное изменение обстановки. При выходе из боя он быстро и плавно разворачивает машину и старается скрыться за складкой местности. Лучше уходить зигзагообразно, поворачивая то. влево, то вправо. Для этого необходимо безошибочно знать все ориентиры обратного маршрута. Ответственность за экипаж и машину лежит на командире танка. Поэтому он должен хорошо знать материальную часть и воорулеение, знать свой экипаж, все его отрицательные и положительные качества. Современный бой является огневым состязанием. Необходимо воспитывать в каждом командире понимание силы современного огня. Недоучет его губительных свойств ведет к излишним потерям. Кбмандир танка — хозяин экипажа. Он должен быстро и точно отыскивать цели, корректировать огонь, принимать и передавать сигналы о замеченных огневых точках противника. Боевое содружество экипажа осуществляется главным образом командиром. Помнится, на одном из учений наше подразделение пошло в атаку. Один из танков вырвался вперед и вдруг сразу остановился. Около него появился клубок дыма. Танк «подбила» артиллерия «противника». Экипаж не сразу выскочил из машины, а открыл интенсивный огонь по противотанковой пушке «врага». Но попасть в цель, ему не удавалось, ээого не позволяло местонахождение танка. Ведя, однако, огонь в направлении цела, он тем самым дал своим боевым соседям ориентиры, по которым они с нескольких снарядов «уничтожили» пушку «противника». Командир танка должен хорошо стрелять на любой местности. Кто быстрее и метче стреляет, тот и побеждает. Мне рассказывали следующий случай. Танк прорвался в зону, занятую «противником». Выходя из-за поворота, он наткнулся на пушку. Командир танка, обладавший отличными волевыми качествами, не растерялся. Молниеносно поразил он огнем прислугу этой пушки и захватил ее. От командира зависит воспитание экипажа в духе советского патриотизма, в духе самоотверженного выполнения поставленных перед ним задач. Однажды при выполнении «боевой задачи» танк попал в такой район, откуда он не мог выбраться, несмотря на уменье и опыт водителя. Он застрял в канаве, залитой водой, на линии окопов «противника». Вылезти из танка значило «погибнуть». Но благодаря большевистской стойкости командира экипаяе вышел с честью из испытания. После 24-часовой осады экипаж, воспользовавшись удобным моментом, «вывел из строя» оружие и танковый двигатель и пробрался к «своим». От' командира требуется исключительная физическая выносливость. При высокой ' температуре, поднимающейся в танке, ему приходится оставаться в нем не менее воеьми — десяти часов. Поэтому необходимо тренироваться на продолжительность пребывания в машине и уменье водить ее с закрытыми люками. Командир, заметив огневую точку противника, немедленно предупреждает водителя о том, что он готовится к выстрелу. Тогда водитель, не меняя курса, ведет машину спокойнее, плавнее. Командир танка доллсен вести огонь точно и интенсивно, особенно в бою е танками, в котором огромное значение приобретает маневр. Кроме управления внутри танка, командир принимает все сигналы и команды, поступающие от командира подразделения. По своей инициативе решает он, как поступать приОтличники о"о«вой я политической нодготовви — младшие командиры тт. Курганский (слева) и Линии (СКВО) Фото Д. Ч ернова1 'йШобнаружении аварийного танка, подающего сигналы о помощи, или при израсходовании боеприпасов. Все зависит от его решительности. Определив наиболее опасную цель, командир танка предупреледает об этом соседей, в трудную минуту поддерживает их. Во взаимопомощи — залог победы. Интенсивность огня зависит не только от командира, но и от башенного стрелка. Чем быстрее заряжает он орудие, тем быстрее стреляет командир. На башенном стрелке лежит наиболее трудная обязанность. От него требуется исключительная расторопность, ловкость и смелость. Таковы обязанности и свойства каждого члена экипажа в отдельности. Но бойцы обязаны в любую минуту, если это понадобится, замелить друг друга. Взаимозаменяемость экипажа танка совершенно необходима. Каждый танкист должен обладать навыками и знаниями и командира, и башенного стрелка, и механика-водителя.[''••••;гч.'-:'';'ч?.;,"«'««'.'!••-•- ?:-fvu: ;,,:..£•:;x...-.i. '<•• ''•'• •••••и.;^'. . . ••:,.-,•;-..*>?•, л ^ * тФото ЦиаяльконскогоНа лыжад за шиком11