13
14
15
МОЯ РАБОТА НАД МОТОЦИКЛОМА. ИВАНЕНКОС каждым днем пополняются ряды мотоспортсменов. Новички стремятся в совершенстве изучить мотоцикл, овладеть секретами больших скоростей. Но им мешает недостаток специальной технической литературы, отсутствие обмена опытом и знаниями. Мне хочется рассказать товарищам спортсменам о результатах моих долголетних занятий мотоспортом, об изменениях, внесенных в стандартный двигатель мотоцикла ИЖ-8. Я постараюсь указать способы регулировки двигателя карбюратора и рецептуру горючего для достижения более высоких скоростей. Цилиндр. Известно, что двигатель дает наибольшую мощность только при правильно подобранной харакются фабричными, потому что распиливание окна по окружности уменьшает опорную поверхность для поршневых колец, а это вредно отражается на них и может вызвать поломку во время работы. Диаграмма газораспределения представляется в следующем виде: Всасывание в картер 63,5° до ВМТ Выпуск 67° до НМТ Продувва 63° до НМТ Разметка окон для распиловки ив высоту производится следующим способом: на ось двигателя со стороны зубчатки надевается картонный диск диаметром в 200 мм, разделенный на 360°. Поршень двигателя устанавливается в ВМТ, диск цифрой 360° — вверх и зажимается гайкой к зубчатке. Под гайку шпильки, пятки цилиндра с левой стороны устанавливается и закрепляется гайкой проволочный указатель с заостренным концом. Указатель также устанавливается на цифру 360° (рис. 2). Головка цилиндра снимается. Затем начинается разметка. Маховик вращается по ходу вращения коленчатого вала до тех пор, пока указатель не покажет 67° до НМТ. Тогда по верхней кромке головки поршня со стороны выпускных окон на зеркале цилиндра карандашом отмечается линия. Вращая маховик дальше до цифры 63° до НМТ, нужно опять сделать отметку по поршню над продувочными окнами. Затем маховик снова приводится в движение, и когда стрелка указателя покажет 63,5° до ВМТ, то через впускное отверстие патрубка карбюратора по нижней кромке впускного окна в цилиндре проводится линия на юбке поршня. После разметки цилиндр снимается и на зеркале его ясно видно, сколько нужно пропилить окна вверх, а на юбке поршня — сколько отрезать от юбки поршня. При разметке цилиндра, когда поршень будет на НМТ, нижние края обреза выпускных и продувочных окон должны находиться вровень с обрезом головки поршня (рис. 3). С внутренней стороны зеркала цилиндра нижние продувочные окна распиливаются на четыре миллиметра вверх. Окна в поршне также распиливаются. Когда поршень будет в НМТ, окна его должны точно совпадать с окнами в цилиндре (рис. 4). После распиловки окон продувочные каналы расчищаются гнутымч напильниками и отшабриваются. Заглушки продувочных каналов точно подгоняют по распиленным окнам. После опиловки и распиловки все детали тщательно отшабриваются и отполировываются.А. М. ИваненкоФото М. ПрехнераПоршень, После распиловки окон в поршне и подгонки верхнего обреза по продувочным окнам головка и пиленые края шлифуются. Если поршень новый, необходимо с юбки поршня снять металл, уменьшив диаметр поршня на 0,02—0,03 мм от фабричного размера, чтобы избежать заедания от расширения юбки поршня при большом напряжении в работе двигателя на больших оборотах.Рис. 1.теристике газораспределения в соответствии со степенью сжатия и сортом применяемого топлива. 6 двухтактном двигателе органом газораспределения является поршень, который служит не только для восприятия и передачи давления газов, но и несет функцию клапанов, т. е. открывает и закрывает имеющиеся Е цилиндре окна для прохода рабочих газов и выхода отработанных. В отличие от двигателей ИЖ-7 и Л-300, имеющих дефлекторный поршень и поперечную продувку газов, двигатель ИЖ-8 также двухтактного типа, но с бездефлекторным поршнем ис обратной продувкой газов. При форсировке двигателя прежде всего следует обратить внимание на угол продувочных окон (рис. 1), который при их распиловке не изменяется. Малейшее изменение угла приводит к тому, что продувочные рабочие газы не пойдут по правильному пути, пути вытеснения сгоревших газов из цилиндра, а будут с ними перемешиваться. Это неизбежно снизит мощность двигателя. Размеры впускных и выпускных окон по окружности цилиндров остаРис. 2. При обточке поршня сохраняется полная цилиндричяость юбки. Шлифовать ее наждачной или стеклянной бумагой нельзя. Все неровности и шероховатости внутри поршня снимаются шабером ложкообразного фасона и шлифуются. Поршень тщательно промывается в керосине.13 Поршневые кольца пришлифовываются по канавкам поршня так, чтобы они садились в них свободно, но без, особого люфта. Зазор в стыке верхнего кольца 0,25 мм. I. Зазор в стыке среднего кольца 0,20 мм. Зазор в стыке нижнего волъца 0,15 мм. v. Головка цилиндра. Головку цилиндра стачивают настолько, чтобы объем камеры сжатия равнялS ся 45—50 CM . Объем камеры сжатия замеряется обычным способом, а именно: устанавливается поршень на ВМТ, ставится прокладка и головка на цилиндр, головка затягивается шпильками, в камеру сжатия через отверстие свечи вливается жидкое масло (трансформаторное веретенное). За неимением его можно использовать мыльную воду, но в этом , случае необходимо обильно промазать маслом кольца поршня и поверхность головки поршня. Надо знать, что 1 мм высоты нашего цилиндра соответствует объем 4,3 см3, а отсюда можно вычислить, сколько снять с головки металла, чтобы получить объем 3 камеры сжатия, равный 45—50 см . Внутренняя часть головки отшабривается и отшлифовывается, а поверхность головки, прилегающей к прокладке цилиндра, проверяется на проверочной плите.совывая полуосей, в противном случае нельзя правильно собрать кривошипный механизм. Ролики шатунного подшипника, как и рабочая поверхность роликов в шатуне, должны быть абсолютно чистыми, без всяких точек и надиров. При установке шатуна на палец и сборке роликов шатун должен вращаться легко, без малейшего заедания, имея боковой люфт 0,030,05 мм. При сборке коленчатого вала биение полуосей не должно превышать ±0,01 мм. Коленчатый вал следует установить на центре и, пользуясь индикатором, точно отрегулировать противовесы. До сборки кривошипного механизма точно определяется вес балансов и поршневой группы в сборе с шатуном для того, чтобы можно было выбалансировать кривошипный механизм. Правильная балансировка на больших числах оборотов мотора играет большую роль. Балансируют в отношении 2:3, т. е. если шатун с поршнем, пальцем, кольцами и заглушками весит 200 граммов, то балансы — 300 граммов. Шатунную систему вывешивают обычным способом, без веса нижней головки шатуна. Картер. Картер внутри отшабривают и отполировывают самой мелкой наждачной бумагой. После сборки шатунного механизма и установки его в картер коленчатый вал должен вращаться свободно и ровно. При установке поршня на шатун проверяют прямолинейность поршня по отношению в вертикальной оси цилиндра, пользуясь для этой цели лекальным угольником (рио. 5). Никаких отклонений по всей длине юбки поршня допускать нельзя. На этом в основном можно считать законченными все работы по двигателю, части которого должны быть чисты, промыты и смазаны хорошим маслом. Топливо. При указанном выше газораспределении 3и объеме вамеры сжатия 45—50 см лучшей рецептурой топлива нужно считать следующую: Бензол вовсовый Бензин 1-го сорта Спирт этиловый 50°/о 40% 10%ряют, чтобы при вращении кулачва молоточек не подпрыгивал, когда он разомкнут, а находился бы в состоянии покоя. После установления зажигания кулачок слегка смазывают костяным маслом. Рекомендуется свеча МГ-3 14 мм производства Электрозавода К Свечи пониженной теп-Рис. 4.Рис. 3. Шатун. Тело шатуна, верхнюю и нижнюю головку спиливают для облегчения веса. Весь- шатун отполировывают. Опиловку и полировку шатуна производят с большой осторожностью, чтобы не снять о него лишнего металла и не ослабить его, так как ослабленный шатун может сломаться и вывести из строя мотор. После обработки шатун проверяется на прямолинейность осей, верхней и ниясней головки и на скручивание. Противовесы опиливают и отполировывают, но не выпрев-Масла касторового Vis часть. Следует прежде смешать бензол и спирт, добавить касторовое масло, еще раз перемешать и после полного растворения касторового масла влить бензин. Если смесь слегкамутнеет, это указывает на присутствие воды в спирте или бензоле. Зажигание и свеча. Зажигание устанавливают в момент отрыва молоточка прерывателя, когда поршень не дойдет 80° до ВМТ, а отрыв башмака магнига — от 5 до 7 мм. Для этого в крестовине катушки магнето пропиливают отверстия крепяших винтов в сторону, противоположную вращению маховика. Разрыв прерывателя устанавливают в 0,3 мм, причем провелостойкости не годятся. Также нельзя понижать объем камеры сжатия менее, чем на 43 смз, потому что свеча сгорит на первых 5 км, двигатель перегреется ив поршне получится прогар. Поэтому при уменьшении камеры сжатия необходимо менять свечу на более теплостойкую, топливо тоже сменить на более устойчивое против детонации. Карбюратор. Карбюраторами молено пользоваться разными: ЛКЗ-22, ЛКЗ-26. Наилучшие результаты я получил, применяя 2 карбюратора типа ЛКЗ-22. Однако неплохие результаты получаются при применении карбюратора ЛКЗ-26. Но ввиду сложной регулировки, мне пришлось от него отказаться, так как получить от него правильную смесь на всех режимах оборотов очень трудно. Хорошие результаты дазт применение одного карбюратора типа ЛКЗ-22. Применять два карбюратора хлопотно и сложно (синхронизация и громоздкость установки), но они увеличивают скорость машины на 3—4 вм. Какие же работы нужно провести в карбюраторе типа ЛКЗ-22? Проходное отверстие карбюратора расточить на 2 мм, а диффузор обработать конусом к входному отверстию, начиная от передней стенки золотника. При расточке необходимо следить за тем, чтобы отверстие золотника было в центре. После расточки отверстие и конус тщательно Для получения высоких скоростей нам необходимы свечи теплостойкостью в 300, 400 и 500 единиц. Наша мотоциклетная промышленность да и Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта при СНК СССР совершенно не заботятся об этом.114 Отполировываются, головка распылителя спиливается и зализывается. Нельзя при этом затрагивать отверстие компенсаторов и пускового отверстия. Проходное отверстие иглы золотника в головке и яшклер рассверливаются на 0,5 мм. Проходное отверстие для бензина в поплавковую камеру в месте запорной иглы рассверливается на 0,2 мм и притирается игла. Вся работа требует аккуратности, чистоты и точности выполнения. При регулировке карбюратора необходимо иметь некоторое количество сменных жиклеров разных сечений. Работа над двигателем весьма кропотлива, она требует большого времени и терпения. Но трудности не доляшы смущать спортсмена. Чем аккуратнее и добросовестнее выполнена работа, тем лучше результат. Выхлопная труба. Выхлопная труба не должка выдаваться больше чем на 100—125 мм за заднюю ось; диаметр мегафона — 60 мм, длина — 280 мм. Если труба и мегафон длиннее, неизбежно слишком сильное отсасывание смеси из цилиндра. Трубу и мегафон внутри очищают наждачной бумагой. Коробка скоростей. Коробка скоростей не требует за собой особого ухода. Нужно только вливать в нее хорошее масло типа «Брайстток», вырабатываемое нашей нефтепромышленностью. Диски сцепления должны быть сухими. Если они пробуксовывают, несмотря на регулировку, — разбирают сцепление и проверяют их. При промывке дисков употребляется бензин или авиабензол, но ни в коем случае не керосин. Рычаг "сцепления на руле после регулировки сцепления обязательно должен иметь люфт, иначе диски сцепления не только будут буксовать, но могут и сгореть. Передача. Для подбора правильной передачи приобретают сменные зубчатки в 22 и 23 зуба. Зубчатка устанавливается в зависимости от веса ездоков. На прикидке машины испытывают все три передачи, т. е. 21, 22, 23 зуба. Обкатка двигателя. Обкатка позволяет деталям двигателя в нормальных условиях лучше приработаться друг к другу. В двухтактном моторе наиболее ответственная деталь, влияющая на правильную работу мотора. — это поршень. Поршневые кольца обеспечивают хорошую компрессию, создают герметичность. Юбка поршня выполняет- роль клапанов и создает компрессию в полости картера. Прилегая плотно в стенкам цилиндра, она препятствуетпроникновению газов из картера во всасывающие и выхлопные окна. Если поставить поршень в цилиндр с малым зазором, его обязательно заест, если же зазор будет велик, он не обеспечит правильную работу, пропуская газ из полости картера. Если только поршень заест, его обязательно надо заменить новым. Мотор с заевшим поршнем теряет до 15% своей мощности. Приработка двигателя. После сборки двигателя и_установки его в раму мотоцикл прицепляют на буксир и проезягают с буксиром около 100 км для масляной притирки. Рекомендуется следующая смесь: бензин, масло в пропорции Vs. После масляной притирки ставится годная свеча и начинается приработка мотора на газу своим ходом.прошла и эту дистанцию, двигатель разбирается и тщательно проверяется. Особого внимания требует поршень. Если на поршне имеются светлые пятна, их осторояшо снимают бархатным напильником. Если на поршне появились черные пятна, особенно со стороны выпускных окон, это значит, что поршень негоден. Вместо него ставят новый, но с меньшим зазором. i В случае если поршень оказался годным, двигатель тщательно промывают, скопившийся нагар счищают, после промывки двигатель вновь собирают. В карбюратор ставится меньший жиклер и проводится пробег для окончательной приработки и регулировки. В пробеге (100—150 км) можно чаще пользоваться полным дросселем. После первых 15—20 км моясет показаться, что он заедает. Но этим смущаться не следует, и как только двигатель сдает обороты, немедленно сбразывают газ и едут со скоростью 15—20 км, давая двигателю возможность остыть. После 5—10 км можно снова дать полный газ и сбросить газ при снижении оборотов. Так обкатывается мотор до тех пор, пока он не будет проходить полным дросселем дистанцию 30—40 км и более без заедания. После такой обкатки мотор можно считать приработанным. Начинается его окончательная регулировка. В карбюратор ставится самый малый жиклер, тот, который был рассверлен на 0,5 мм. Мотоцикл нужно разогнать на полном дросселе и пройти 2—3 км. После этого резко закрывают дроссель, выключают сцепление, останавливают машину и вывертывают свечу. При правильно подобранном жиклере свеча — ржавого цвета. При бедной смеси свеча — песочного цвета, а При богатой смеси слегка или даже сильно закопчена (со следами масла). Правильная регулировка мотора определяется по цвету свечи. Если своча песочного цвета, жиклер прибавляется, а если копченая — жиклер убавляется. Двигатель е двумя карбюраторами требует от мотоциклиста особой внимательности. Если один карбюратор откажет в работе, например из-за закупорки бензопровода, двигатель сразу увеличит свою мощность, так как бедная смесь дает ускорение; тогда немедленно сбрасывают дроссель, ибо в течение самого короткого времени поршень может прогореть или заклинить мотор.Рис. 5.Для работы на газу устанавливается жиклер большего сечения, чтобы двигатель работал о перебоями на богатой смеси. В этом случае для двигателя создаются лучшие условия приработки. Первый пробег делается примерно на 200—250 км со скоростью не выше 40 км. После первого пробега устанавливается жиклер меньшего сечения и проводится второй пробег в 200 км на скоростях 40—50 км. Если двигатель во время пробегов не имел тенденции к заеданию, делается пробег еще на 100—150 км на скоростях 60—80 км. При этом можно пользоваться полным дросселем, но на короткий отрезок пути — 1—2 км. Если машина успешноВНИМАНИЮАВТОРОВ!Редакция просит всех товарищей, направляющих в журнал свои статьи а заметки, сообщать свой подробный адрес (с указанием почтового отделения), имя и отчество, а также место работы а занимаемую должность.