|
5
|
6
|
|
Развитие бронеавтоклобнлейD скоро после появления первого *--' автомобиля (1875—1895 гг.) начали работать над его бронировкой. В конце Англо-Бурской войны англичане .рпервые применили бронеавтомобили. В 1908 г. при покорении Марокко французы последовали их примеру. С началом империалистической войны 1914—1918 гг. строительство бронеавтомобилей развернулось шире. Но позиционный характер войны не благоприятствовал их использованию. Более широко применялись бронеавтомобили в гражданской войне. Они действовали э составе 1-й Конной армии, Чапаевской дивизии и других частей Красной Армии. Крупным успехом увенчались их операции против белых банд Врангеля. К 1919 г. в Красной Армии насчитывалось до 60 бронеотрядов, состоявших из нескольких пушечных и пулеметных машин заграничных марок (Остин, Берлие, Фиат, Пирлес и др.). В послевоенные годы техника быстро двинулась вперед. Созданы новые типы бронеавтомобилей повышенной проходимости (трехосные, четырехосные, полугусеничные). Они могут преодолевать бездорожье и обладают большой маневренностью на поле боя. Однако даже современные бронеавтомобили по своим боевым качествам значительно уступают танкам. Они не могут рвать проволочные заграждения, преодолевать глубокие и широкие окопы,' рвы, давить противотанковые пушки. В танковых, моторизованных и кавалерийских частях бронеавтомобили применяются главным образом как средство разведки, охранения и связиМарка и государствоg ВооружениеО QJd Кw А "^ О Bi . X =3 оlis75 * аO CJJJ * Й ЙОВПроходимость по местностиИ вев И ев СОов(в Чев .ев ЧОX,ВиккерсКросслей" (Англия) Ландсверк185" (Швеция)4,22 пулемета (один во '1 вращающ. башне) 1—20-мм автоматическая пушка и2 пулемета (один в башне) 2 пулемета в башне5064.Ограничен250 3 ная4,24-66560—70Только по дорогам150 4Ансальдо" 3,8 одноба шейный (Италия)64060—70.Только по • дорогам150 6шасси средних грузовиков, чаще всего повышенной проходимости и имеющие более мощную броню и воорул^ение (см. табл.). Тяжелые бронеавтомобили выполМарка и rot ударствоняют весьма ответственные боевые задачи: на более или менее ровной местности (степь, равнина) они заменяют танки, поддерживая действия пехоты и конницы.wЛ Qк Проходимость по меотностнорга вВооружениеИ во S3= чЯ о «*£8°J « о 2L5ио ^. 2 Е* евев° р.Берлие Панар—Кегресс (Фран ция)9-10 6т.и-р.д.м. (Франция)1—37-мм 1 20-30 пушка и пулемет 1—37-мм и5 - 1 1 , 5 20-мм пушка и1 пулемет 9—11E-fo вЛ"79 66Je?g* 80 45-55S§СО Xя чПовышенная300 5Типы современных бронеавтомобилейСовременные бронеавтомобили можно подразделить на два типа: легкие и тяжелые. К легким бронеавтомобилям относятся машины, построенные на шасси легкового автомобиля или легкого грузовика и вооруженные одним пулеметом. Некоторые из них вооружены также и малокалиберной пушкой. Рассмотрим несколько представителей этого типа (см. табл.). Легкие 'бронеавтомобили, обладающие большой быстроходностью и маневренностью, широко используются для разведки и связи. Полубропированпые автомобили используются для разведывательной цели, а также для работы штаба. К тяжелым бронеавтомобилям относятся машины, построенные на6,5 137-лг.и Т-К 6 пушка и „Мармон2 пулемета Харрингтон" (США) 1 пулемет „Сумида" 7 и7 бойниц бронеавтодля ручных мобильдрепулеметов зина (Япов корпусе ния) (рис. 1)7545Полугусе200 3 ничный преодолевает рвы 1,2 м, подъемы в 35° Привод на 5 переднюю и заднюю ось Ограниченная 61640 -40; по ж.-д. рельсам до 601ним ходом, ибо разворачиваться при столкновении с противником очень опасно: он может быть легко уничтожен артиллерийским огнем. Поэто-Устройство ©негттопяобиляБронеавтомобиль состоит из шасси, двигателя и броневого корпуса. Чаще всего применяются шасси и двигатели, выпускаемые для гражданских автомашин. Широко используются шасси повышенной проходимости (двухосные автомобили с обеими ведущими осями, трехосные и полугусеничные автомобили). В отдельных случаях бронеавтомобили строятся на специально сконструированных шасси. Для успешных боевых действий бронеавтомобиль должен обладать способностью быстро передвигаться в бою не только передним, но и задРио. 1. Трехосный японский бронеавтомобиль „Сумнда". На корпусе впдны обода, надеваемые для движения по железной floporoJ5 му у некоторых бронеавтомобилей устанавливают на шасси два рулевых управления (переднее и заднее) и вводят реверсивную передачу. Двойное рулевое управление осуществляется следующим образом: на шасси устанавливают две рулевые колонки с приводом к управляемым колесам. Около рулевых управлений помещают рычаги перемены передач, педали и т. п. Таким образом в бронеавтомобиле образуются два самостоятельных места для водителей (рис. 2).Ряс. 2. Шассн Форд легкого бронеавтомобиля Ландоворк-185 с двойным управленнем и реверсивной передачей^ Устройство реверсивной передачи. Как известно, у 'многих автомобилей повышенной проходимости, кроме основной коробки перемены передач, установлена дополнительная —демультипликатор Демультипликатор устанавливается в трансмиссии между коробкой передач и карданным валом. Простейший демультипликатор имеет одну прямую передачу и одну замедленную. На рисунке 3 показана схема такого демультипликатора с тремя валами. При движении по хорошей дороге демультипликатор-включается на прямую,— шестерня b передвигается вправо и своими зубьями соединяется с внутренними зубьями шестерни а. В этом случае автомобиль имеет те же передачи, как и без демультипликатора, допустим, четыре вперед и одну назад. На пересеченной местности, когда движение на высшей передаче невозможно, включается пониженная передача демультипликатора, — шестерня b передвигается влево и соединяется с шестерней с. В этом случае увеличиваются передаточные отношения нормальной коробки передач и получаются новые четыре передачи вперед: средние между нормальными, а именно — 1 , 2, 3 и4 замедленные. Таким образом с помощью демультипликатора получаются 8 скоростей вперед и2 назад; причем большое значение приобретает первая пониженная передача, создающая, благодаря высокому передаточному отношению, большое тяговое усилие для преодоления подъемов и препятствий. Если на нормальной первой передаче автомобиль преодолевал подъем примерно в 15°, то на первой пониженной преодолевает подъем до 25°. В демультипликатор вводится также реверсивная передача, т. е. передача заднего хода, для чего между шестернями bис включают третью промежуточную шестерню, расположенную на отдельном валике. Таким образом, при включении в основную коробку передач 1, 2, 3 и 4-й скоростей автомобиль получаетсредств противника они стремятся их задержать. Такой же точки зрения о применении бронеавтомобиля придерживаются и другие страны. Действуя в разведке, бронеавтомобили сбивают мелкие отряды проОт /пробки К дсф'еренциалу nepsds-: тивника. Если на пути движения бронеавтомобилей созданы препятствия, они их обходят, стремясь разведать главные силы. Действуя в охранении, бронеавтомобили стремятся задержать противника, чтобы дать главным силам возможность изготовиться к встрече с ним. Обладая мощным огнем и хорошей подвижностью, бронеавтомобили используются для внезапной атаки Рис. 3. Схема демультипликатора с реверсивной передачей противника и его передовых частей во встречном бою. Используются они также при преследовании противницелью броневые плиты, составляюка. Частыми ударами по отходящим щие корпус, располагаются не верчастям противника бронеавтомобитикально, а под углом. Пробивная ли изматывают их и задерживают способность снаряда снижается с отход; действуя совместно с другиуменьшением угла попадания. По ми родами войск, они окружают и опыту войны в Испании установлеуничтожают противника. но, что 20-мм пушка Эрликон при На местности, допускающей двиугле попадания в 90° на дистанции жение по бездоролсыо, бронеавтомо1 000 м пробивает броню толщиной в били действуют, как танки: прини20 мм, а при угле в 60° — только в мая боевой порядок, развернутый 16 мм. Под углом менее 60° пробить в линию, углом вперед или углом броню снаряд не может и соскальназад, они атакуют противника, позывает с ее поверхности, т. е. рикодавляя его пулеметы и другие огшетирует (рис. 4). невые средства. Действия бронеавВ броневом корпусе имеются узтомобилей поддерживает артиллекие щели для наблюдения, защирия. Она уничтожает или ослепляет щенные от осколков пуль толстым дымовыми снарядами противотанкостеклом «триплекс». Наблюдение из вые пушки противника, обстрелшабашни ведется и через специальные ющие бронемашины. оптические приборы. В местности равнинной, степной, а Современные бронеавтомобили также с хорошо развитой дорожной снабжены также радиоустановками. сетью бронеавтомобили применяются более широко. Дальнейшее усовершенствование Действие бронеавтомашин повышенной прохоб ронеавтоияобилейвбою димости создает базу для улучшения их боевых качеств, Во Франции тяжелые бронеавтоПреимуществобронеавтомобилей мобили используются для дальней перед танками состоит в том, что разведки. Отряд, состоящий из взвопроизводство их может базироватьда машин и взвода мотоциклов, выся на широко развитой автомобильсылает вперед дозор в составе 2ной промышленности. Они требуют 3 бронеавтомобилей. Остальные малишь минимального переоборудовашины, являющиеся ядром разведки, ния стандартных шасси граждандвигаются на удалении зрительной ских автомобилей.возможность двигаться задним ходом. У некоторых бронеавтомобилей, предназначенных для хороших дорог, в дополнительной коробке передач устанавливают только прямую и реверсивную передачу. Бронеавтомобиль Ландсверк-185, имеющий реверсивную передачу (на рисунке 2 видны два рычага перемены передач), развивает по дорогам скорость передним и задним ходом до 60 км в час. Шины бронеавтомобилей вместо воздуха наполняются клейкой тестообразной массой (гуссматик) пли делаются из сплошной резины (элластик), чтобы предохранить их от проколов и прострелов. Бронированный корпус защищает экипаж автомобиля от поражения ружейно-пулеметным огнем и осколками снарядов. Во нзбелсание прямых попаданий артиллерийских снарядов вращающейся башне, в которой размещено основное орулше, придают круглую, овальную или многогранную форму. О той жесвязи. Эти отряды разведывают силы противника, а при необходимости удерживают узлы дорог, мосты и важные проходы. При налете моторизированных или бронетанковых1 ас. i. Снаряд при попадании п броню под углом и 90° пробивает ос, а при Попадании под углом меньше 60' соскальзывает о брони6