Инж. Б. СЫТИНКарбюратор МК-17 типа «Амал» (рис. 1), которым снабжен двигатель АМ-600 (ТИЗ), один из наиболее совершенных. Несмотря на сложность своей конструкции, он легко поддается регулировке пои любых режимах двигателя и любом топливе. Недаром этот карбюратор с успехом применяют наши спортсмены на двухтактных мотоциклах ИЖ-7, ИЖ-8 и Л-300. пробки, которая служит также и На рис. 3 показано несколько поотстойником для бензина. Все соеложений заслонки, в которой игла динения снабжаются специальными укреплена на разных выточках. фибровыми шайбами, предохраняюДроссельная заслонка поднимаетщими от подтекания бензина. ся тросом, соединенным с верхней ее частью, при помощи припаянного Поплавковая камера — отдельный к нему цилиндрика, а опускается агрегат, вынесенный из корпуса пружиной, действующей враспор карбюратора (рис. 8). Бензин помежду заслонкой и крышкой карбюдается в камеру снизу. Отверстие в ратора (рис. 4). штуцере для входа бензина закрывается запорной иглой, снабженной В фасонном прорезе дроссельной обратным конусом. Игла сцепляется заслонки скользит так называемый воздушный корректор, регулирующий качество смеси. Управление воздушным золотникомк оррект ор'о м"— производится тросом, "закрепленным в нижней его части. Пружина корректора заключена в специальной трубке (рио 5). Дроссельная заслонка скольвит своими 'вырезами по выступам сердечникадиффуэора, укрепленного с нижней стороны корпуса карбюратора. Сердечник-диффузор представляет одно целое с телом, в котором расположены жиклеры, каналы и диффузор добавочного воздуха. Весь этот комплект называется жиклерным блоком (рис. 2). Бензин входит в жиклерный блок Y6* через главный жиклер, ввернутый снизу в жиклерную колонку. Окруженная кольцевой проточйой, она Рис. 2. Детали карбюратора сообщается с атмосферой через че1, 2, 3 и 4—ом. ниже; 5—корпус карбюратора; тыре отверстия. По направлению к 6—жиклерный блок; 7—диффузор добавочного двигателю в жиклерном блоке провоэдуха; 8—канал; 9—камера; 10—сверление; 11—пусковое сверление; 12—каналы добавочного сверлено пусковое отверстие, сообвоздуха; 13—жиклер малых оборотов; 14—жиклерщаемое с поплавковой камерой поная колонка; 15^—капсюль жиклера; 16—жиклер мимо главного жиклера. С противоположной стороны оно соединено через калиброванный пусковой жиклер 2 (рис.6) с полостью, образованной из проточки 3в жиклерном блоке 4и сверления 5в корпусе карбюратора. Этр. полость сообщается двумя канала": ми 6и7 со смесительной камерой карбюратора, т. е. с основным воздушным потоком, кроме того, с атмосферой через сверление постоянного сечения 8н сверления переменного~сечения 9, управляемого регулировочным винтом. Ж нклерный блок скрепляется с корпусом Рис. 3. Изменение качества смеси при помощи карбюратора фасонной перестановки регулировочной иглы в заслонке на гайкой; к ней прикрепсоответствующие зарубки ляется и корпус поп1—игла на верхней выточке; 2—бедная регулировка на всех лавковой камеры при положениях дрооселя; 3—.игла на нижней выточке; 4—богатая помощи жпклерной регулировка на всех положениях дросселя; 6—диффузор; 7—жиклер 13Рис. 1. Общий вид карбюратора типа «Амал»1—корпус; 2—фасопная ганка; 3—прплпв поплавковой камеры; 4—гайка-отстойник; 5—поплавковая камера; 6—гайка бензопровода; 7—бензопровод; 8—каналы для добавочного воэдуха; 9 — винт, регулирующий малые обороты; 10-винт регулирования качества смеси малых оборотовВ корпусе карбюратора (рис. 2) имеется горизонтальный канал, по которому проходит основной поток воздуха. В вертикальной части карбюратора скользит дроссельный золотник, представляющий собой фигурно вырезанный, перевернутый вверх дном стакан. В днище стакана закреплена при помощи пружинной вилки регулировочная игла, пять выточек которой служат для изменения ее установки. Конусная форма иглы позволяет при опускании или поднимании ее уменьшать или увеличивать истечение бензина через проходное сечение жпклерной колонки. При подъеме или опускании дроссельной заслонки игла перемещается вместе с ней, что необходимо для поддержания постоянства качества рабочей смеси, ной шайбы. Поплавок выполнен из тонкой листовой латуни пустотелым. Гнездо иглы помещено не в теле корпуса поплавковой камеры, а в специальном штуцере. Сверху поплавковая камера закрывается специальной крышкой. С внутренней стороны крышки просверлено отверстие, служащее для направления иглы поплавка. Сбоку — утолитель поплавка, представляющий собой обычный стержень. С противоположной стороны крышки — отверстие, просверленное вбок для соединения поплавковой камеры с атмосферой. Для предотвращения отвинчивания крышка заклинивается специальным болтом. Карбюратору типа «Амал» присущи четыре наиболее характерных режима работы по отношению к открытию дросселя.с подлавком при помощи опециаль-Рис. 7. Крепление поплавковой камеры к корпусу карбюратора1—корпус поплавковой камеры; 2 —прилив корпуса; 3—фаоонная гайка корпуса карбюратора; 4—жиклерная пробка: 5—отверстия для входа бензина; о—спуокная пробка\ьРис. 4. Закрепление регулировочной иглы дроссельной заслонки1—дроссельнаяваслонка; 2—игла; 3—пружпна, закрепляющая иглу; 4—трос, управляющий заслонкойРис. 5. Закрепление троса воздушного корректора1—дроссельная заслонка; 2—воздушная заолонка (корректор); 3—трооРис. 8. Поплавковая камера торакарбюра1—корпус поплавковой камеры; 2—прилив корпуса; 6—спускная пробка; 7—запорная игла; 8—штуцер; 9—поплавок; 10 -фибровая прокладка; 11—пружинный- замок; 12—болт, стопорящий крышку; 13—сверление, сообщающее камеру с атмосферой; 14—крышка; 15утопнтель поплавка; 16—пружина утопителя; 17-канал; 18—прорезь, предохраняющая крышку от самоотвинчивания; 19—зарубки, позволяющие менять крепление поплавка по отношению к игле\Рис. 6. Система сверления ходахолостого1—пусковое отверстие; 2—жиклер холостого хода; 3 —полость в жпклерном блоке; 4—лсиклерный блок; 5, 6, 7—каналы; 8—воздушный канал постоянного сечения; 9—воздушный канал переменного сечения; 10—регулировочный винт; 11—корпус карбюратораРежим пуска и малых чисел оборотов. Дроссельная заслонка открыта не больше, чем на Уз часть своего хода (рис. 9). При ходе поршня вниз во всасывающем патрубке создается большое разрежение, так как прикрытый дроссель мешает свободному проходу воздуха по овновномуРис. 9. Режим пуска и малых оборотов1—диффувор добавочного воздуха; 2—жиклерная колонка; 3—сверление; 4—камера; 5—пусковой жиклер; 6—пуоковое сверление; 8—канал; 15—воздушные каналы постоянного сечения; 17—регудировочны! вшинад жиклерной колонкой 2ив диффузоре добавочного воздуха 1 бензин через главный жиклер не подсасывается. Сильное разрежение у дроссельной заслонки над сверлением 3~ и в канале 4 передается через пусковой жиклер 5к бензину, заполнившему пусковое сверление 6. В результате бензин поднимается через эти каналы, выливаясь в смесительную камеру карбюратора в виде эмульсии. Приготовление эмульсии идет за счет воздуха, засасываемого через отверстие постоянного сечения 15 и регулируемое отверстие 16. Действуя винтом 17, можно изменить состав эмульсии. При вывертывании регулировочного винта эмульсия обедняется за счет увеличения того количества воздуха, для которого освобождается вход через .сверление 1.6. При завертывании винта, наоборот, смесь обогащается. Засосанная через сверление 3 эмульсия смешивается с потоком воздуха, идущего через зазор между дроссельной заслонкой и стенкой диффузора (рис. 9). Сбоку корпуса карбюратора (рис. 10) имеется специальный прилив, в котором ввернут болт 1, служащий упором для дроссельной заслонки, дальше которого она опуститься не может. Манипулируя этим винтом, а также и винтом качества, можно отрегулировать двигатель на самые малые обороты. После окончания регулировки надо туго затянуть контргайку 2. При сбрасывании газа, т. е. при повороте ручки управления дросселем от себя доотказа, двигатель не должен заглохнуть. Гайкой 14 (рис. 1) натягивают трос так, чтобы не было свободного хода в системе управления дросселем. Режим открытия дросселя от Vs до Ч*. его подъема (рис. 11). Главный жиклер также бездействует, и двигатель работает за счет бензина, подсасываемого через сверление 6, и контролируется жиклером 5. ПО сравнению с предыдущей регулировкой разница заключается лишь в том, что подсасывание бензина из камеры 4 идет сразу по двум сверлениям 3и 8. Чем больше открыт дроссель, тем сильнее действует сверление 8 по сравнению со сверлением 3. Регулировка качества смеси на этом режиме зависит от выреза в дроссельной заслонке. Увеличение выреза приводит к обеднению смеси, а уменьшение — к обогащению (рис. 12). Режим открытия дросселя от Ч* до %. своего подъема. После открытия дросселя больше % его хода в работу включается система главного жиклера, так как над диффузором добавочного воздуха 1 (рис. 13) я над торцом жиклерной колонки 2 разрежение значительно сильнее. Воздушный поток, проходящий через диффузор, разбивается на две струи: главную, — идущую по основному каналу 10, и вспомогательную, — проходящую через диффузор добавочного воздуха 1. Создаваемое разрежение над зенкованным торцом 11 жиклерной ко-йаналу. из-за малогоразрежения14 лонки передается через щель междуиглой 12 и колонкой 1, что вызывает подъем бензина по зазору. Выливающийся бензин, подхваченный добавочной струей, перемешиваэтся с воздухом этой струи и уносится в виде эмульсии до соприкосновения с основным потоком, в котором бензин окончательно распыляется на мельчайшие капельки, испаряется и уносится в цилиндр двигателя (в дьухтактных — в картер). При таком положении дросселя сверление 3 выключается из работы, а сверление 8 уменьшает свое дей-ЛИРОЁКИ в сторону обеднейия смеси (иглу опускают) и две — в сторону обогащения (иглу подымают). Качество смеси на ходу регулируется воздушным корректором, который изменяет направление и силу потока воздуха, идущего через диффузор, а следовательно и количество эмульсии, подающейся через главный жиклер..._Рис. 13. Режим8 открытия дросселя от 1/4 до !i своего подъема1—диффуэор добавочного воздуха; 2—жиклерная колонка; 3—сверление; 8—канал; 10—основной канал (диффузор); 11—заслонка над жиклерной колонкой; 12—регулировочная игла;, 13—воздушный канал (4^штукиХ.Рис.15.^.Регулировка качества смеси корректором18—корректорРис. 10. Регулировка на малые обороты1—регулировочный винт; 2—контргайка; 3—корпус карбюратора; 4 -диффузор; 5—жиклерный блок; 6—игла; 7—дно дроооельной заслонкиРис. if.Режим открытия дросселя от i/ 8 до 1/4 его ходаствие пропорционально открытию дросселя, так как разрежение над ним снижается. Прохождение добавочной струи воздуха через вертикальный диффузор и окна 13, сообщающиеся с атмосферой, используется для автоматического регулирования качества смеси на всех оборотах двигателя при работе главного жиклера. На рис. 13 наглядно показано прохождение воздуха через диффузор 1. Нетрудно понять, что с увеличением числа оборотов двигателя, т. е. при увеличении скорости струи воздуха, идущей по каналам 13 к бензину, истекающему через зазор между иглой и колонкой жиклера, воздуха примешивается больше. Эмульсия, стремящаяся пря увеличении оборотов двигателя обогащаться за счет перетекающего по инерции бензина из жиклера, обедняется, поддерживая постоянство качества смеси. Так как истечение бензина контролируется зазором между конусной иглой и отверстием жиклерной колонки, то важно обратить внимание на положение иглы в дросселе. Игла крепится в дроссельной заслонке в одном из пяти положений по вертикали (рис. 14). На заводе игла обычно устанавливается на средней заточке. Остаются две ступени регу-Из рис. 15 видно, что при ПОДНЯТ М корректоре воздушный поток поО лучает возможность для более плавного протекания. При спущенном корректоре центровые потоки вынуждены спускаться несколько вниз, что увеличивает подсос воздуха через вспомогательные отверстия. Этим вызывается более интенсивное истечение бензина из системы главного жиклера. 'Режим максимальных оборотов — открытие дросселя от 3Л до полного. Бензин подается исключительно через жиклерную колонку, через зазор между стенками ее сверления и иглой. Контролируется подача бензина жиклером 14 на всем диапазоне, т. е. от 3Д до полного открытия заслонки, так .как пропускная способность жиклера меньше, чем щели между сверлением в жиклерной колонке и иглой. Поэтому передвиже-* пие иглы не оказывает практически ощутимого влияния на изменения качества смеси.3—сверление; 4—камера; 5—пусковой жиклер; 6—пусковое сверление; 8—канал/4 У Рис. 16. Режим максимальных 8оборотов—открытие дросселя от /* д° полного14—жиклер/ Рис. 12. Регулирование качества смеси при помощи изменения выреза дроссельной заслонкиSosaveНормальная &уш При нормальном топливе регулирование качества смес'и (кроме автоматической) на этом режиме излишне. 15Рис. 14. Регулировка качества смеси путем перестановки иглы относительно дросселя