ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ВОЕННЫХ АВТОМАШИН и обязанности военного шофераМайор М. СРЕДНЕВОрганизация автомобильных частей. Для боевой работы автотранспорт организуется в подразделения и войсковые части. Основной автомобильной частью является батальон. Батальон состоит из рот, роты из* взводов. Автомобильный взвод обычно состоит из 10—20 грузовых или специальных автомобилей. Во главе автомобильной части стоит командир и комиссар, во главе роты — командир и политрук, во главе взвода и отделения — командиры сзводов и отделений. Автобатальон, кроме эксплоатационных рот,' предназначенных для выполнения разного рода автоперевозок, имеет в своем составе подразделения для внутреннего обслуживания батальона: а) подразделения для связи, управления, охранения и ведения разведки, имеющие в своем составе легковые автомобили, мотоциклы, бронеавтомобили и т. п.; б) подразделения для технического обслуживания машин, имеющие в своем составе моечные машины, водомаслозаправщики, автоцистерны и т. п.; Е) подразделения для ремонтновосетановительных работ, имеющие в свом составе автомастерские легкого и тяжелого типа; г) подразделения для хозяйственного обслуживания и подвоза предметов снабжения. Эксплоатацйонные подразделения (взвод, рота), как правило, состоят из однотипных машин. Это дает возможность всем машинам подразделения при движений в колонне развивать одинаковую скорость и облегчает производство ремонтновосстановительных работ. В зависимости от грузоподъемности состоящих на вооружении автомашин меняется и общая погрузочная способность взвода. Например, взвод из 1,5-тонных автомашин германской или французской организации может в нормальных дорожных условиях поднять 30 тонн груза, или 320 бойцов; взвод из 3-тонных автомашин — от '30 До 60 тонн груза, Или 250—500 бойцов. Специальные автомобили тоже организуются в подразделения. Так, например, существуют роты и взводы связи, саперные роты, автосанитарные роты, прожекторные взводы, батареи моторизованной артиллерии и т. п. Возможности автомобильных частей. Дальность действия авточастей без промежуточной дозаправки определяется емкостью бензобаков машин и расходом горючего на единицу пути. Например, автомобиль ГАЗ-АА имеет бензобак емкостью в 40 л, что при расходе горючего по удовлетворительной дороге на 100 км около 21 л составит запас хода около 190 км. Автомобиль ЗИС-5 имеет бензобак емкостью в 60 л, что при расходе горючего около 35,5 л на 100 км пути составит запас хода около 170 км. Дальность действия газогенераторного автомобиля определяется запасом горючего материала, количеством получаемого из него газа и расходом его на единицу пути. Дальность действия не является величиной постоянной и меняется в зависимости от дорожных условий, времени года, пересеченности местности, качества топлива и подготовки водительского состава. Дальность действия автомобиля может быть увеличена за счет, дополнительных бачков. Суточный пробег автомобиля определяется средней (технической) скоростью и количеством часов его движения. \ / Нормальный рабочий день водителя определяется в8 часов непосредственного управления автомобилем, напряженный рабочий день — в 10—12 часов. Рабочий день автомобиля при двух сменах водителей может быть увеличен вдвое. Скорость движения автоколонн: днем 15—25 км в час, ночью о зажженными фарами 15—20 км *в час. На автомобильных дорогах и прп уменьшении количества автомашин • колонне скорость в возрастает (ПУтЗб, § 353). В республиканской Испании колонны грузовых автомобилей на хороших дорогах развивали' скорость до 40 км/час, а в среднем 25—30 км/час. Нормальный суточный пробег автомобиля в составе автоколонны,определяется в8 часов движения, что составляет 120—160 км. Однако это не является пределом, и по хорошим дорогам (шоссе), специальным автомобильным дорогам — автострадам (автомагистралям) форсированный суточный пробег может доходить до 200—240 км при 12 часах движения, а при двух сменах водителей еще выше. Суточный пробег, превышающий запас хода данного типа автомобиля, требует организации в пути промежуточной заправки горюче-смазочными материалами. Дальность' действия (запас хода) и суточный пробег автоколонн должен определяться для каждой автоперевозки отдельно после изучения дорожных условий, проверки подготовки водительского состава и состояния материальной части. Оборудование военных автомобилей. Военный автомобиль, кроме положенного для данной марки автомобиля комплекта инструмента, принадлежностей и запасных частей, должен быть снабжен: а) противопожарным оборудованием, состоящим из огнетушителя; б) инженерным инструментом, состоящим из лопаты й топора;/ в) канатом для буксировки; г) цепями против скольжения; д) химическим имуществом, состоящим из бачка для растворителя (керосина), запаса обтирочного материала для дегазаций машины, фартука, чулок и перчаток (один или два комплекта! — по числу лиц в экипаже); ' е) флажками для сигнализации (красным и желтым); ж) брезентом для покрытия груза и всей машины на стоянке или Тентом (крытый верх на кузове грузового автомобиля); з) съемным оборудованием Для перевозки людей (съемными скамейками), лошадей, 'автоорудий и т. п.; и) аптечкой.. ; К каждой военной машине приказом по части прикрепляется военный шофер, а в некоторых случаях и помощник шофера или второй шофер (при работе в две смены). Водитель -подчиняется непосредственно командиру отделения и командиру взвода, при автоперевозках войск, кроме того, — назначенному от перевозимых войск командиру (старшему) автомашины. Водитель отвечает за техническое состояние машины, готовность ее к работе и содержание в полном порядке, не имеет права никому передавать руль без особого на то приказа. Водитель военного автомобиля обязан: 1. Отлично знать устройство, уход и регулировку всех приборов и механизмов автомобиля и 'уметь водить его во всех условиях 'дорог, местности и боевой обстановки. ' i 2. Содержать все части автомобиля (двигатель, шасси й кузов), его оборудование, принадлежности, инструмент и вооружение в полной чистоте, исправности и постоянной готовности для работы. 3. Всегда знать техническое состояние машины, общее число пройденных ею километров, виды и сроки произведенных ремонтов, а также количество километров, пройденных ею после последнего ремонта. 4. Лично производить весь процесс ухода и обслуживания машины (мойку, осмотр, смазку), устранять все замеченные неисправности или докладывать о них своему непосредственному1, начальнику. 5. Лично участвовать в ремонте машины в пределах своей части и производить путевой ремонт во время движения. 6. Перед всяким выездом автомобиля проверять его исправность и полное наличие всего положенного9