док"" установки и ;обслуживания ма-„, шин в парке. « При подходе автоколонны к району полевого гтрка ее встречает представитель штаба, который докладывает командиру части о готовности района полевого парка. В это время участвовавшие в разведке района парка представители подразделений . 5 (рот) — квартирьеры — следуют к своим подразделениям и по сигналу командира или службы регулирования ведут их в районы, назначенные для стоянки. Машины быстро располагаются по местам. Шоферы стараются на намеченном участке наиболее удобно расположить свою машину и замаскировать ее под цвет местности. Как только машины расположены и замаскированы, шоферы немедленно приступают к их осмотру, дозаправке, а если необходимо, п к текущему ре-щзныиИнж. Г. СДМОЛЬ руководитель группы газобалонных автомобилей НАТИ21 июля в Москве состоялся финиш пробега экспериментальных автомобилей НАТИ, работающих на сжиженных бутано-пропаноБых газах, по маршруту Грозный — Москва. Этот пробег был заключительным этапом государственных испытаний, проводимых специальной комиссией из представителей автомобильной, топливной промышленности и эксплоатирующих организаций. На испытания НАТИ представил пять автомобилей, переоборудованных для питания сжютенным газом по одной и той же схеме: легковой М-1 (рис. 1), автобус ЗИС-8, грузовик ГДЗ-АА <рие. 2) и два грузовика ЗИС-5 (рис. 3). Газовое оборудование было унифицировано и отличалось на отдельных типах автомобилей лишь объемом баллонов для газа и конструкцией смесителя-карбюратора. Никаких изменений в конструкция двигателя, шасси и .систем бензоподачи не вносилось, если не считать головки с повышенной степенью сжат ия (5,8) на автобусе. Переход с газообразного топлива на жидкое и обратно производился в течение 1—2 минут, а на некоторых машиних на-ходу. До начала испытаний эти автомоОСКВА£;Итоги испытаний автомобилей на сжиженных газахL! дм дегазации* _**£•*г—-^€Ь/ч<ЬнЯ$т • бета. J ^ - c liкЛ , ^ -S P * Рак ? ' Айн3SK=IS======I-::=4? 0 # — ~ * L ~ 1 *— v rоаспелмения эI роты e*fekwntnkt цвнтр<> •—-<^--£-^fi cf V Poum f<Sl \Район сбора Xbp^i5;автомашин с?&5 по Левой тревогеаь?! it*}*, 'били более двух месяцев - были в опытной эксплоатации в г. Грозном, обслуживая в тялселых горные условиях нефтяные промыслы. Гайон г. Грозного был выбран для испытаний, во-первых, потому, что там имеется топливная база, а вовторых, потому, что массовый перевод автопарка' на газ в первую очередь предполагается осуществить в транспортных организациях Грозн е фте добычи, Гр о зн ефт еп ере раб отки ив других предприятиях Чечено-Ингушетии. Газовые автомобили эксплоатировались здесь в гаражных условиях по 12—14 часов в сутки наравне е бензиновыми. Каждый из них прошел за время опытной эксплратацк -j около 11000 км. Результаты этой весьма интенсивной работы оказались очень удачными. По едино-. душному отзыву водителей, механиков и хозяйственников все автомобили, работавшие на сжиженных газах, полностью справлялись с заданиями, не уступая по рабочим показателям бензиновым. Газовая аппаратура работала, прекрасно, простоев машин из-за нее не было. Официальные испытания начались 27 июня. Члены комиссии в течение восьми дней проверили работу каж-Рис. 4. Схема расположения авточасти в полевом парке монту. Во время технического осмотра производится" подтяжка креплений, смазка, прочистка фильтров карбюратора, свечей и т. п. Обычно осмотру" машин предшествуют их мойка и обтирка. Для мойки подразделения могут по очереди отводиться в район реки, ,ручья или работы моечной машины. Однако мойка не должна задержать быстрого приведения всех машин в полную боевую готовность. Т олько после выполнения этой задачи разрешается отдых личному составу (купанье, питание и сон). В полевом парке должен быть ^беспечен четкий внутренний распорядок. Шоферы и бойцы должны быть постоянно на-чеку, чтобы приступить к выполнению любой боевой задачи. <• \ %Рис.1. Расположениегазовой аппаратурына двигателеавтомобиля М-11 — ф ильтр ; 2 — р едуктор выоокого давления ; 3 — и спаритель ; 4 — переключатель сгаза на б ензнп; 5—редуктор низкогодавления ; б- - трубка подводагазак омеоптелю; 7 — р езервный бензиновый бачов8 Рис. 2. Автомобиль ГАЗ-АА - на сжиженном газел дого автомобиля, участвуя в экс- до 5 /о по сравнению с бензином практически было ощутимо лишь на плоатационных ездках и производя необходимые технические наблюдедлинных и крутых подъемах и не снижало средних технических скония. Этот этап испытаний полноростей в условиях эксплоатации). стью подтвердил благоприятные за2) Легкий запуск как горячего, ключения эксплоатационных работтак и холодного двигателя, устойчиников и KOHCT-iyKTOpOB. вые . малые обороты, и быстрые пеВторым этапом- испытаний был реходы с малых оборотов на больпробег в особо трудных горных усшие как при резком, так и плавном ловиях по маршруту Грозный — открытии дросселя и двигателе под Ордяюникидзе — Военно-Грузинская нагрузкой и вхолостую. дорога (Пассанаури) и обратно в Грозный общим протяжением 560 км. 3) Хорошую сохранность смазки, Тяжело нагруженные автомобили не" обнаруживающей разжижения прошли дважды всю высокогорную при пробеге в1 500 км и более. часть Военно-Грузинской дороги и, 4) Универсальность работы на ганесмотря на неблагоприятные метеозе и на • бензине. рологические условия, горные обва? 5) Полную автоматичность, гермелы, дождливую и туманную ночь (на обратном пути), показали весьма хо- точность и безотказность действия газовой аппаратуры на всех режирошую среднюю техническую. скомах. рость — 22 км/час. В газовом оборудовании отмечены В третьем и последнем этапе ислишь отдельные мелкие дефекты: пытаний нужно было проверить раненадежность ниппельных соединеботу машин в непрерывных дальних ний и отсутствие достаточно элапереходах, различных дорожных и стичных компенсаторов, что привоклиматических условиях с отрывом дит иногда к поломке трубок; недоот гаража и ремонтной базы. С этой статочно надежная конструкция укалелыо был организован пробег козателей максимального уровня и излонны в составе всех пяти машин по маршруту Грозный — Ростов — Сталино — Харьков — Москва протяжением 2 258 км. Участники пробега взяли с собой необходимый запас газа в специальных бочках. Первую половину пути до израсходования значительной части этого запаса автомобили шли с перегрузкой, достигавшей вначале 20—25%. Пробег Грозный — Москва был совершен за 7 ходовых дней со средней технической скоростью движения колонны 28 км/час. На отдельных участках скорость движения доходила до 55 км/час!. На всем пути машины не имели ни одной сколько-нибудь серьезной вынужденной остановки или неисправностей аппаратуры. Всесторонне изучив поведение. автомобилей в процессе длительных гаражных и пробсговых испытаний, комиссия отмстила: 1) Высокие тяговые и динамичеРис. 3. Автомобиль ЗИС-5 на сжиженном газе, участвовавший в пробеге по ские качества автомобилей (снижение мощности на газе в пределах маршруту Грозный—Москвамерителя . уровня в бадлонах, чрезмерно тяжелый вес баллонов и пр. Комиссия отметила крупное народно-хозяйственное значение работ НАТИ по переводу автотранспорта на газообразное топливо и рекомендовала в ближайшее же время провести экспериментальные и конструкторские работы по повышению мощности, уменьшению расхода топлива и увеличению радиуса действия газобаллонных автомобилей ЗИС и ГАЗ. Хозяйственные и технические работники объединений Грознефтедобыча и Грознефтепереработка, ознакомившись с работой автомобилей на сжиженном газе, настаивают на скорейшем выпуске газовой аппаратуры и со своей стороны обязуются в кратчайшие сроки построить газонаполнительные колонки, автоцистерны и прочее необходимое оборудование.' , В этом году по приказу Наркома- s та среднего, машиностроения будет изготовлена аппаратура для перевода части действующего ^автопарка на сжиженный газ. Основная часть заказа — газовая-* аппаратура и арматура баллонов—будет изготовляться на Куйбышевском карбюраторном заводе, а сами баллоны — на одном из заводов Главнефтемаша. Одновременно сейчас подготавливается необходимый материал для составления детального плана пере^ вода найсжиженный газ тысяч авто-' мобилей и"" тракторов.,, в Г940/42 гг . Этот план предусматривает постройку цеха газовой аппаратуры, сети газонаполнительных станций в тех пунктах СССР, где будет вырабатываться пропавовый газ, постройку автомобильных и железнодорояшых цистерн для перевозки сжиженного газа. Перевод автотранспорта на. новое газообразное топливо становится делом вполне реальным. У нас есть прекрасно зарекомендовавшие себя образцы автомобилей, работающих на сжиженных газах, у нас есть топливные ресурсы, которые могут вполне обеспечить многие тысячи таких машин.9