. РАСПОЛОЖЕНИЕ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ВОЕННЫХ АВТОМАШИН В ПОЛЕВОМ ПАРКЕМайор М. СРЕДНЕВrf После выполнения боевых задач военные автомашины располагаются на месте стоянки. Место (площадь), отведенное для хранения и обслулсивания машин, носит название парка. Постоянные парки оборудуются в мирное время в районе казарменного расположения части. Для хранения и обслуживания машин* строятся специальные помещения.. Лагерные парки оборудуются также в мирное время, когда войсковая ч-ajCTb на летний период выезжает в лагерь. Здесь для хранения и обслуживания машин в условиях теплого времени года обычно оборудуются навесы и строятся легкие вспомогательные помещения или уста» навливаются палатки. Часто приме. няется хранение и обслуживание машин под открытым небом. В целях удобства охраны и обслуживания машин они располагаются скученно на расстоянии около 1м друг от друга. На рис. 1 показан лагерный парк американской автобронетанковой части. Экипажи машин (водители, их помощники и др.) располагаются в палатках рядом со своими машинами.^ Иначе обстоит дело с хранением и обслуживанием машин в боевой обстановке. Во-первых, места расположения машин в боевой обстановке будут часто меняться, во-вторых, располагать машины скученно нельзя, так как всегда реальна угроза нападения воздушного противника. \ i , Если в постоянном и лагерном парке способы хранения и обслуживания автомашин применяются в ос/ •новном те же, что ив гражданских гаражах, то в полевом иагрке они имеют большое отличие. В настоящей статье мы осветим вопрос о расположении и обслуживании машин в полевых парках в боевой обстановке. Какие требования предъявляются при организации полевого парка? 1) Машины располагаются рассредоточевно (30—50 м друг от друга). Местность должна способствовать маскировке машин, т. е. их укрытому расположению от наблюдения с воздуха^ i 2) Машины должны располагаться на твердом грунте и так, чтобы в любую погоду можно было их в наиболее короткий срок вывести для выполнения боевой задали. 3) В .районе расположения парка должна быть вода, чтобы обеспечить мойку и заправку машин. Кроме того, все средства обслуживания должны быть расположены так, чтобы обеспечить в наиболее короткий срок приведение машин в полную боевую готовность. Остановимся на этих требованиях несколько подробнее. В боевой обстановке надо стремиться расположить парк автомашин так, чтобы самолеты противника не могли их обнаружить. С этой целью полевой парк машин .располагается в лесах или рощах, где обеспечивается естественная маскировка машин под прикрытием деревьев. Однако даже в этом случае не исключена возмолшоеть воздушного нападения противника. При этом может быть произведено бомбометание, обстрел из пулеметов и пушек и поливка отравляющими веществами. Для борьбы с авиацией противника в районе noЛевого. парка должны быть расположены зенитные пулеметы, а в отдельных случаях и зенитная артиллерия. Район расположения парка 'должен быть прикрыт огнем зенитных средств, чтобы не допустить снижения самолетов противника . и атаки на малых высотах. Опыт войны в Испании и Китае подтвердил необходимость распололсения машин в полевом парке на удалении друг от друга в 30—50 м. Такое рассредоточенное расположение облегчает производство маскировки, а с другой стороны, в случае сбрасывания авиабомб не дает возможности противнику одной бомбой поразить несколько машин. Одна осколочная бомба весом в 1—2 кг поражает площадь 40 X 40 м, т. е. даже при попадании выведет из строя только одну автомашину. На случай поливки отравляющими веществами в районе полевого парка должна быть выбрана площадка для дегазации зараженных машин. Для выбора места расположения полевого парка высылается разведка. Разведку возглавляет один из работников штаба авточасти. Большое внимание обращается на наличие подъездных путей к полевому парку, а также на характер грунта. Были случаи, когда полевой парк организовывался без предварительной разведки, и машины располагались в болотистой местности. В результате машины увязали в мягком* грунте и не могли выйти с места -стоянки. Были ^п такие случаи, когда парк выбирался на глинистом грунте. За время стоянки выпадал дождь, грунт размокал, и выход машин был затруднен. Все это должно быть учтено и предусмотрено. Автомашины из полевого парка должны быть готовы по сигналу боевой тревоги выйти в самый ко--, роткий срок (в несколько минут).Рис. 1. Лагерный парк американской автобронетанковой части разбивке полевого парка на глинистом грунте или черноземе, то нужно иметь готовые средства для устройства выездов из парка (цыновки из соломы, доски, хворостяный настил и т. п.). Очень часто при разбивке парка приходится делать доленные пути т (временные дороги 'на естественном грунте), производя их расчистку от кустарника, отдельных деревьев и т. п. Так обстоит дело с выбором мест для стоянки машин. Но в полевом парке надо провести и обслуживание машин, а если нужно, и ремонтные работы. Обслуживание в полевом парке производится подвижными средствами," которыми должна быть снабжена каждая авточасть." Из числа применяющихся в частях подвижных сред'ств можно назвать: бензоцистерны-заправщики, водо-маслозаправщики, моечные машины, походные автомастерские и др. Для производства необходимых работ средства обслуживания подходят к машинам парка. Соблюдение этого принципа в боевой обстановке необходимо, во-первых, потому, что в районе полевого парка должно быть как молено меньше движения и машины должны стоять замаскированно, готовые в любой момент встретить воздушного врага; во-вторых, обслуживание машин на месте их стоянки занимает гораздо меньше времени, чем их подход к бензоколонке и постам осмотра. Текущий ремонт обычно производится на месте .стоянки. Для технической помощи экипажам, производящим текущий ремонт,. в центре расположения машин подразделения (роты) устанавливается легкая походная автомастерская — ремонтная летучка. Для более сложного текущего ремонта и среднего ремонта в .районе полевого парка организуется ремонтный пункт (центр). На площадке, отведенной для ремонтного пункта, устраиваются рабочие места -(вырываются осмотровые ямы, устанавливаются «смотровые мосты — эстакады), которые также маскируются, чаще всего маскировочными сетями (рис. 2). Ремонт производится средствами походной автомастерской тяжелого типа, имеющей оборудование (станок, кузницу) для изготовления отдельных деталей, их сварки (бензосварочный аппарат) и установки целых агрега-. тов (подъемный кран). Для расположения машин и цистерн с горючими и смазочными материалами в районе полевого парка , отводится 'спекиальное место, удаленное от стоянки других машин не менее чем на 100 м. Это расстояние необходимо для обеспечения пожарной безопасности машин с легковоспламеняющимися горючими материалами. С этого места цистерны-бензозаправщики двигаются для заправки машин в свои подразделения (роты, взводы). Автомашины в местах стоянки располагаются так, чтобы оставить проезд между рядами для обслуживающих машин, аМаскировочная сеть,/ММ^^^^^МАШ^шк.•гяр?5*^!щ^тч^^к^^. т^&нгт,?Щ??Щ&?!*?У*утакже, чтобы одна бензоцистерна могла заправлять своими шлангами одновременно несколько машин (до четырех) (рис. 3). Как показал опыт, при хорошей организации работ заправка одновременно четырех автомашин из четырех шлангов одной цистерны занимает всего лишь около 5 минут. Обычно на каякдой машине заправляется не только основной бензобак, но и дополнительный бак или запасные бидоны. В .районе полевого парка отводятся отдельные места для расположения походных кухонь и штаба. Штаб обычно располагается в центре полевого парка, чтобы иметь связь со всеми подразделениями. Экипажи располагаются вблизи своих машин. Как показал опыт войны в Испании, располагать людей надоV/VЯг.\а под эстакадой' Рис. 2. Простейший мост (эстакада) для осмотра и ремонта машин в полевых условиях. Сверху раскинута маскировочная сеть не на открытом месте, а в ямах (воронках от снарядов) или в специально вырытых щелях. Такое расположение предохраняет людей от поралсения осколками бомб при на-падении воздушного противника. Также вблизи района 'полевого парка выбирается площадка для дегазации машин и район для сбора машин по боевой тревоге. Распоряжением штаба организуется круговое охранение района полевого парка. . На расстояние 1—2 км от границ полевого парка высылаются пешие- дозоры, которые располагаются на удалении зрительной связи один от другого (рис. 4). Кроме того, по наиболее опасным направлениям высылаются охраняющие дозоры из 2—3 машин (бронеавтомобили, танки или пехотные подразделения на грузовых автомобилях). В состав охранения включаются воздушные наблюдатели (посты воздушного наблюдения, оповещения и связи—^ ВНОС), которые -должны предупредить специальным сигналом о приближении самолетов противника. По этому сигналу жизнь в •районе полевого парка должна «замереть», т. е. прекратиться всякое движение машин и людей. Люди должны при этом укг рыться под деревьями, а если подан сигнал воздушной тревоги, который * одновременно означает сиг'> нал химической опасности, надеть противогазы и защитные накидки. Зенитные средства изготавливаются для ведения огня flto самолетам. С наступлением темноты соблюдается строжайшая световая дисциплина. Никто не имеет права важига'ть огня. КуРис. 3. Схема дозаправки автомашин из бензорить разрешается только в специальных укрытых цистерны в полевом парке. В середине: на лесной просеке стоит бензоцистерна, которая произвоместах. дит зап/авку четырех автомашин четырьмя Каждый водитель долшлангами жен хорошо #нать поря-7