12
13
14
^ ,--.:;:••• :/f: :Н7 < г*™: = ; :rx9*^:=?;r г. = г = = я кг; ;:J •::; = = s : = : = ~ : 5 ; Г = : = Н ; : : = = = Г.: = : Н : : ^ " Й £ : : i / : : : : : : : ; : : : : - - f j ' : ~ : ; : : : ; : : = : : =; : : : ~ : ™ •;:•:•:•::•••:••:::•.' : : i : *-:;:*-• : = . ; ; : ; = ; ; = : = = = •=:;;;= : ; ; : : r H = S •: -••-! f. •:..--::.., : : : ; : - - : : • ; : ; : n : * — * ^ : ::^::::v.::.-:: ::::/* г — :: ~ - ::• = z = = -: = *:*i = ; :::;::;-..•::: г.: ; ' ;.:•:••':•:;• - ; = ; s ~ H : -;- ; = - = : : ; ; : = : : : : : : : : : : ; : : ; : ; : : : - : * : * ; - : ; ; - : ; : : . * : . = C " " . :..............,.,. ;;;--, *:: •;.-•-... ; = *: - : = : = : : = = = a :,:.:,: .;::-;•::•::•••-.;-;::;;•••,:-,;:-;;; ;;;.:;:•;;-• :;•.;•• j : ~ ; - : ; ; : : ; : ; • ?t:=== :•*=: =; = : : : • • irv; -:*/;:-;::';;;;;:;;"•::: : :;;.:::;"::;: : : : : : ; : : : ; ; Г-.;*:*::::::::: : = : : ; : : : : = : s : : ; - : : : = = . : : : - : ,•'';Щ^|ШЩЩЩ:Ж|Инженер Д. КРИГЕРУстройство и действие. Конструкция и взаимодействие частей рулевого механизма понятны из рис. 1. Передаточное отношение рулевого механизма 16,6:1. Рабочая пара рулевого механизма состоит из глобоидального червяка и двойного ролика, охватывающего профиль его нарезки и находящегося в 'зацеплении с червяком. Червяк руля 10 напрессован на пустотелый вал 12 на который с -, другого конца крепится рулевое колесо (рис. 1). В свою очередь ролик 6 укреплен в - пазу массивной головки вала сошки 5, имеющего на противоположном конце шлицы для посадки сошки 13 (рис. 1). При вращении червяка ролик, находящийся с ним в зацеплении, перекатывается по нарезке червяка, поворачивает вал сошки и закрепленную на нем сошку. Червяк рулевого механизма работает в двух конических роликовых подшипниках 4 (рис. 1), расположенных по его концам. Внутренними рабочими поверхностями подшипников служат конусы. сделанные заодно с червяком. Наружное кольцо верхнего роликового подшипника 11 (рис. 1) червяка запрессовано в картер руля. Наружное кольцо нижнего роликового подшипника 3 (рис. 1) используется для регулировки затяжки обоих подшипников и поэтому имеет в картере скользящую посадку. Регулировка затяжки осуществляется изменением числа прокладок 2, зажатых под нижней крышкой 1 (рис. 1) картера руля, упирающейся -непосредственно в торец кольца нижнего роликового подшипника. Прокладки применяются двух толщин 0,13—0,15 мм и 0,23—0,28 мм; первые бывают серого, а вторые белого цвета. ,v Как уже было отмечено вначале, червяк напрессован на нижний конец пустотелого вала. Вз-рхний его конец (рис. 2) центрируется роликовым подшипником 1, установленным в рулевой колонке, непосредственно под рулевым колесом. Рулевое колесо своей ступицей 3 посажено на конце вала червяка, фиксируется на нем шпонкой 4и затягивается гайкой 7 (рис. 2). Ролик рулевого механизма вращается на Оси 9, запрессованной в массивную головку вала сошки 5 (рис. 1). В отверстии ролика, между его стенками и осью, имеется игольчатый подшипник 8 (рис. 1). Между торцами ролика и . стенками паза головки вала сошки находятся каленые, стальные, калиброванные прокладки 7 (рис. 1) с гладкой притертой поверхностью. Ролик 6 (рис. 1) плотно сидит на своей оси в пазу вала, не имея никакой осевой «игры». Правильно собранный ролик под действием руки должен проворачиваться свободно .и совершенно плавно. Вал сошки 5 (рис. 1) кованый из хромистой стали. Его шлифованная цилиндрическая часть работает в двух бронзовых втулках 14 (рис. 1), запресованных в -картер руля. Для достижения хорошей центровки вала и для предотвращения «разверки» зацепления рабочей папы в результате износа втулок расстояние между ними в картере достаточно большое. Осевые перемещения- вала сошки ограничиваются с одной стороны бронзовым, регулировочным винтом 16 (рис. 1), сидящим в боковой крышке картера руля и упирающимся в шлифованный торец вала, а с другой — металлическими регулировочными прокладками 15 (рис. 1), находящимися между задним, торцом головки вала сошки и стенкой картера. Прокладки применяются двух толщин:'0,23—0,28 мм и 0,72—0,80 мм (.009"—.011" и .0285—0.315"). Для регулировки зазора в зацеплении червяка с роликом меняют количество прокладок 15 и соответственно подворачивают ре* гулировочный винт 16 (рис. 1), перемещая таким образом вал сошки и сидящий в нем ролик. Как видно из рис. 1, ролик руля 6 не лежит в одной вертикальной плоскости с червяком, а несколько сдвинут. Поэтому при перемещении ролика в сторону червяка умень-' шится расстояние между центрами этой пары и естественно уменьшится зазор в ее зацеплении. . Наружный конец вала сошки.как уже было отмечено, снабжен мелкими коническими шлицами, предназначенными для посадки сошки.5 6 78 91 !! 0Рис. 2 Правильность угловой установки сошки достигается наличием на валу сошки четырех сдвоенных шлиц, входящих в четыре сдвоенные впадины сошки. Указанный способ посадки сошки на конические шлицы удобен тем, что малейшая ее слабина может - быть устранена простой подтяжкой гайки крепления. Зазор в зацеплении рабочей пары руля переменный. При езде по прямой дороге, когда ролик находится в среднем положении, этот зазор практически равен нулю. . По мере же поворота рулевого колеса в ту или другую сторону указанный зазор появляется и непрерывно возра-II 13Рис. 112 об иЗлишЁвм числе выйутых Простае*, при приближений й крайни^ • влетв&рйтельной затяжйй пТаробых . кладок, либо о наличии смещения положениям. ' i , • ! ' • соединений продольной и поперечрулевой колонки и рулевого вала ' Переменность зазора достигается ной тяг. Способы правильной затяжки шаотносительно картера, укрепленного следующими двумя путями: ровых соединений тяг "даны нами к раме. а) Применением различных• по. веДля проверки установки руля"°сделичине радиуса начальной окниже. Здесь же мы сообщаем способы, лайте следующее: ружности червяка и радиуса повоОсвободите гайки креплерота ролика. Последний, несколько правила и последовательность про- ния ~фланца картера болтов к раме, руля изводства регулировок самого рулеменьше первого, из-за • чего части дав этим возможность картеру руля начальной окружности червяка и оквого механизма. Во время проведения всех регупринять то положение, в которое его ружности поворота ролика являются стремится дугами, расходящимися по мере отлировок, указанных^ ниже, передняя крепленная поставить колонка, зак кронштейну на щитке ось автомобиля должна быть устадаления от среднего -положения. приборов. Затем вновь затяните гайновлена на домкратах. Благодаря этому ролик, отдаляясь 1. Проверка правильности регулики болтав крепления картера руля к от среднего положения, несколько выходит из зацепления с червяком, ровки подшипников червяка. Поверраме. Далее, отпустите увеличивая таким образом боковой ните рулевое колесо приблизителькронштейна рулевойвинты крепления колонки щитзазор. г • ; I но на один оборот вправо из полоку приборов и переместите к кронжения, соответствующего езде по б) QcodbiM способом нарезки черпрямой, и в таком виде закрепите штейн (вдоль щитка) соответственно вяка, при котором по мере отдалеположению колонки. Затяните болего, ' привязав за спицу к левой ния от его середины ширина впастойке двери. Затем, взявшись .за ты, фиксируя тем самым новое выдин увеличивается, также повышая правленное положение колонки. боковой 'зазор. Отсутствие зазора в рулевое колеси одной рукой, натяПосле этого зацеплении между червяком и роните привязь и, удерживая таким кая неточность будет устранена всяв установке рулевообразом рулевое колесо совершенно ликом при езде по прямой делает неподвижно, другой рукой обхватиго механизма на машине. р'уль в этом положении чрезвычай3. Проверка - но . послушным, позволяющим водимте рулевую колонку непосредствендольной «игры»и регулировка провала сошки. Проверно под -ступицей колеса так, чтобы- 4 телю хорошо «чувствовать дорогу», палец едва касался .ее нижнего —; ните рулевое колесо доотказа в лю*~ и в' то же время избавляет его от бую сторону и затем на Vs оборота, чрезмерной «отдачи» в рулевое кокрая. Затем скажите помощнику, чтобы обратно. лесо. iЕсли руку на Смысл регулировки рулевого упон сильно* раскачивал передние коверхнюютеперь положить и слегка бобышку сошки леса из стороны в сторону.. равления заключается в устранении При| этом всякая осевая^ «игра» поворачивать рулевое колесо, вал излишних зазоров и «слабин»,-^ котосошки свободно поворачирые неизбежно появляются. в ре-. червяка в своих подшипниках буваться должен ощутимой продольной без зультате износа как -рабочей пары, дет легко ощущаться пальцем, который почувствует осевые переме«игры»-. так и других его деталей. При наличии указанной продольщения ступицы рулевого колеса. Регулировка руля. Большинство Если осевая «игра» червяка обнаной «игры» последняя доляша быть регулировок руля «М» осуществляется прокладками, но действиружена, ее надо немедленно устраустранена подвертыванием бронзового упорного винта 16 (рис. 1), сидятельная потребность в этих регулинить. Вся • последующая 4 проверка руля щего в боковой крышке картера. ' ровках наступает лишь после знаПосле окончания регулировки намоясет производиться только после чительного пробега. - регулировки подшипников червяка и дежно затяните контргайку винта и Никогда не следует браться за реснова проверьте -отсутствие продольгулировку руля, не убедившие^ устранения его осевой «игры». 2. Регулировка подшипников черной «игры» и свободное проворачипредварительно в ее необходимости. Следует иметь в виду, что привяка. Снимите продольную тягу с вание вала сошки на полном угле чиной так называемого люфта или шарового пальца сошки. Разъединиего поворота.наибольшее усилие на При угловой игры на рулевом колете провод гудка,-_выходящий из отрулевомэтом колесе, измеренное, как укаверстия в нижней1 крышке картера се обычно бывает появление «олазано на рис. 3, доляшо быть от 1,2 бин» в рулевом приводе — в шароруля так, чтобы соединительная до 1,4 кг. вых соединениях рулевых тяг, в мемуфточка осталась на противопосте посадки сошки..на шлицевой коложном конце провода. нец вала, в местах закрепления рыПод нижнюю крышку картера ручагов на поворотных кулаках и т. д., ля поставьте металлическую банку, значительно реясе — появление изкуда может вытечь часть смазки носа в самом рулевом механизме" — при отворачивании этой крышки. осевая «игра» вала сошки, осевая Отверните четыре болта нижней «игра» червяка или износ рабочих крышки и -отнимите самую крышку. поверхностей червяка и ролика. С помощью лезвия ножа, осторожТагоке необходимо учитывать, что но «заведенного» по всей окружно• неправильное и неодинаковое' давле- сти нижнего фланца картера, отделите и затем снимите серую (тон•ние в шинах, неудовлетворительное или неравномерное действие тормокую) прокладку. Установите нижнюю крышку на зов, плохая работа амортизаторов и, и наконец, неудовлетворительное соместо - снова проверьте осевую «игру» червяка. Если она еще не стояние установки передних колес устранена, удалите белую (толстую) часто вызывают незаслуженные напрокладку и поставьте на ее место рекания на работу руля. Рис. 3 Далее следует помнить, что поранее вынутую .серую. При проведении указанной регувышенная «отдача» в руль на плохой дороге является следствием не-"' лировки не следует никогда выниУказанное усилие должно наблюудовлетворительной работы компенмать сразу более одной прокладки даться при проходе рулевого колеса (причем, когда вынимается белая саторной сережки переднего конца через среднее положение (соответлевой передней рессоры, содержапрокладка, на ее место обязательно ствующее езде по прямой) и на прощей устройство, компенсирующее должна ставиться ранее вынутая тяжении двух несимметричных серая). неточности, рулевой кинематики. Поверните рулевое колесо из одучастков вокруг этого полоясения. Появление же «отдачи» в руль, соПри повороте рулевого колеса пряжевное с вибрациями передка ного крайнего положения в другое вправо из его положения («шимми» и т. д.) на большой ско- и убедитесь в свободном его вращевеличина этого среднего будет приучастка нии. ~ роста и хорошей дороге, является * Если рулевое колесо вращается мерно 100°, при повороте влево — прямым результатом плохой балансировки передних колес или неуд-о- туго, то это свидетельствует либо примерно 200°.13 шПриведенная разница в величине участков «тугого поворота» характерна для рулевого механизма после первой его регулировки. После второй или третьей регулировки разница в величинах участков будет уменьшаться и, наконец, они сделаются симметричными. При дальнейшем повороте рулевого колеса в любую сторону усилие на нем будет уменьшаться. 4. Проверка зацепления ролика с червяком. Никогда не переходите к этому виду проверки, если не выверена установка колонки и не устранена продольная «игра» вала сошки. - Установите*' сошку рулевого управления в среднем положении, соответствующем езде по прямой. Продольная рулевая тяга была снята с шарового пальца сошки еще в самом начале регулировки, поэтому указанное «среднее положение» руля легко найти по положению сошки, которая при. этом должна быть отклонена от вертикали назад на угол 16°30', или расстояние от вертикали (проходящей через центр вала сошки) до оси шарового пальца должно быть равно 51 мм. g Указанное расстояние легко проверить, если к центру на торце вала сошки кусочком воска прикрепить нить отвеса и измерить расстояние от нее до центра нарезанного хвостовика шарового пальца сошки. Установив сошку в указанном положении,_покачайте ее (в плоскости поворота) для того, чтобы установить величину «игры» ее конца. Если последняя будет превышать 0,8 мм, то это значит, что'механизм руля требует регулировки, для чего он должен быть снят с автомобиля. Последовательность операций демонтажа руля должна быть следующей: а) снимите наклонную доску пола кузтеа; б) отверните болты крепления картера руля к раме; в) сняв стартер и педали, выньте руль через кузов, взявшись за его колонку; г) тщательно очистите руль от грязи, промойте щеткой с керосином и вытрите все насухо. 5. Регулировка зацепления ролика о червяком. Укрепите картер руля в тисках так, чтобы его колонка бы-\ L г жяШгУЛСви8 2I § 4 5б4 ла с правой стороны тисков, а боковая крышка картера, была бы обращена вверх. Отверните болты крепления боковой крышки, выньте вал сошки, строго следя за тем, чтобы ни одна регулировочная прокладка 15 <рис.1) из сидящих на валу не оставалась в картере. | ; Запомните, что толстая упорная шайба "вала сошки ^должна быть обращена к тыльной части головки вала той стороной, На которой имеется фаска (рис. 1). • Как уже было сказано, уменьшение бокового зазора в зацеплении червяка с роликом достигается уменьшением количества прокладок 15 (рис. -1) между упорным торцом картера и тыльной частью вала сошки. Сначала, снимите с вала сошки только одну (тонкую) регулировочную прокладку и вставьте ее обратно в картер. Поверните рулевое колесо доотказа вправо. Нажмите большим пальцем на торец головки вала сошки и постепенно повертывайте рулевое колесо влево. Еелц при этом ролик, проходя через середину червяка, начинает вращаться ;(что указываетНа отсутствие бокового зазора в его зацеплении с червяком в этом месте), то больше снимать прокладок не нужно. Если при проходе через середину червяка ролик будет оставаться цеподвижным, снимите еще одну (тонкую) прокладку и повторите указанную проверку. Оставив надлежащее количество прокладок, поверните рулевое колесо в любую сторону почти доотказа-, поставьте боковую крышку картера и укрепите ее болтами. Затем отпустите контргайку регулировочного винта вала сошки и заверните этот винт 16 (рис. 1) до устранения продольной «игры» вала сошки, повернутого в одно из \ его крайних положений, как было указано в разделе 3. ** Затяните контргайку регулировочного винта вала сошки, проверьте свободное вращение всех частей рулевого механизма, отсутствие продольной «игры» вала сошки и отсутствие слабины в зацеплении червяка с роликом. Для проверки зацепления вновь * установите сошку, надежно закре- " пите ее на шлицах и, поставив руль в среднее положение, убедитесь, что «игра» конца сошки не превышает 0,15 мм. Регулировка руля считается законченной и правильной, если в положении, соответствующем езде по прямой (и на протяжении двух несимметричных участков, указанных в разделе 3) наибольшее усилие на рулевом колесе будет от 1,2 до 1,6 кг. При дальнейшем повороте рулевого колеса в любую сторону это усилие должно уменьшаться. Указанное усилие нужно замерять (см. рис. 3) до соединения сошки руля с продольной тягой. В свою очередь усилие на продольной рулевой тяге, необходимое для поворота передних колес из одного их крайнего положения в другое, не должно быть больше 4,5 кг (при передней оси, установленной на домкратах). Приведенные данные по замеру усилий как на рулевом колесе, такПоложение прорезо при пробке'Надо отвернуть npodtry до. совпадения прореза с'ближайшим свержением 6. головке тяги и произвести шплин/поогуНадо omSepnymb проо'ку до совпадения^ прореза со вторые сверлением в головне тяги и произбести шплинтовку -. 5