17
18
РОХОДММОСТ:Статья третья* Военинженер 2-го ранга А. Ф РУМКИН Преодоление вертикальных препятствийАвтомобиль, не имеющий привода на передние колеса, преодолевает вертикальные препятствия высотой 2 не более /» радиуса колеса (рис. 1). Упираясь при этом передними колесами в вертикальную стенку он испытывает весьма большие напряжения.Преодоление препятствия холмистого характераПриспособление колес к неровностям местности, В требованиях английского военного ведомства относительно подвески трехосных автомобилей сказано: «Подвеска' задних ведущих осей должна быть выполнена так, чтобы каждое из колес могло в широких пределах и независимо от других колес следовать по всем практически встречающимся неровностям пути». Это требование можно целиком перенести на подвеску автомобилей высокой проходимости независимо от числа ведущих осей. Вызвано оно рядом причин, в том числе необходимостью уменьшить угловые колебания кузова, что крайне важно для броневых автомобилей, так как при колебаниях кузова меткость стрельбы значительно снижается. Отсутствие приспособляемости колес к неровностям местности может привести к тому, что часть колев повиснет в воздухе и не будет воспринимать нагрузку. В результате рама автомобиля будет испытывать повышенные напряжения, — нагрузка распределится не между всеми колесами, а сосредоточится только на части их. Кроме того, сила тяги будет передаваться не через все колеса, а только через часть их. Наилучшая приспособляемость к неровностям местности достигается при независимой подвесКе всех колес (рис. 3). Применяемые способы подвески различны: при помощи листовых рессор, спиральных и стержневых (торсионная подвеска). АмплитудаРис. 1. Преодоление вертикального препятствия автомобилем, не имеющим привода на передние колеса _ Автомобиль с передними ведущими колесами при хорошем сцеплении задних колес с грунтом и достаточной тяге может, как показал о на рис. 2, взобраться по стене на довольно значительную высоту. Однако практически он не в состоянии преодолеть большого вертикального препятствия. Величина его лимитируется, во-первых, высотой расположения выступающих за передние колеса частей автомобиля (буфер и пр.) и, во-вторых, опасностью посадить автомобиль рамой на препятствие. Многоосные автомобили в преодолении вертикальных препятствий не имеют особых преимуществ по сравнению с двухосными. * Статьи и 17. 1-ю и 2-ю, см. №№ 14отклонений колеса достигает 400500 мм. Чтобы сделать возможным такие большие отклонения колес, рама автомобиля доля-сна быть узкой. Узкая рама имеет еще и то, преимущество, что не передает напряя<:ений на кузов автомобиля. В качестве примера на рис. 4 изображен автомобиль фирмы Крупп с узкой рамой. Радиус продольной проходимости. Для преодоления препятствий гребнистого характера — складок местности, насыпей и пр. — автомобиль должен обладать достаточным продольным просветом (рис. 5), который характеризуется так называемым радиусом продольной проходимости. Чем меньше радиус продольной проходимости, тем более крутые гребни может преодолевать автомобиль, не задевая своими низшими точками за препятствие. Очевидно, что чем меньше база автомобиля, тем меньше радиус продольной проходимости 1 . Для уменьшения базы иногда выносят двигатель за переднюю ось, но такое конструктивное репхение не вполне оправдывает себя, так как при этом уменьшается угол переднего въезда (см. ниже), что затрудняет преодоление других препятствий. У большинства современных автомобилей высокой проходимости для преодоления препятствий гребнистого характера имеются приспособле1 У многоосных автомобилей величина радиуса продольной проходимости меньше, чем у двухосного, так как расстояние между колесами небольшое.Рис. 2. Автомобиль фирмы „Скаммель" (Англия) со всеми ведущими колесами взбирается передними колесами по стене на высоту 2м2 „За рулем",;№ 19-20Рис. 3. Приспособляемость колес к'неровностям ности при независимой подвеске.местСнимки автомобилей взяты из пноотранных журналов17 л Задние части автомобиля должны * иметь малый свес над задними колесами, чтобы облегчить съезд с крутых коротких спусков. Задний свес автомобиля характеризуется так называемым углом заднего схода, который образуется линией, проведенной от наиболее удаленной точки автомобиля касательно заднему колесу, и плоскостью дороги. У автомобиля высокой проходимости этот угол должен быть не менее 45°.ло отличается от двухосных с такой же базой. В более редких случаях у трехосных автомобилей делают управляемыми четыре колеса, что значительно усложняет конструкцию. Четырехосные автомобили имеют наименьшую поворотливость по сравнению с двухосными и трехосными, несмотря на то, что у некоторых конструкций все 8 колес являются управляемыми. Наиболее Часто встречаются четырехосные автомобили с четырьмя передними или же с двумя задними управляемыми колесами, iЕзда по кустарникуДля езды на автомобиле высокой проходимости по местности, заросшей мелким кустарником, необходимо защитить радиатор и фары решеткой, устанавливаемой впереди радиатора. Таким несложным приспособлением должен быть снабясея, как правило, всякий автомобиль, предназначенный для езды вне дорог. Значительно более серьезные требования предъявляются- к автомобилю, предназначенному для! движения по местности, заросшей густым кустарником с небольшими деревцами. Такой автомобиль должен иметь хорошую защиту всех механизмов спереди и снизу. Этим требованиям удовлетворяет сравнительно небольшое число конструкций автомобилей высокой проходимости, предназначенных для транспортных целей. Бронеавтомобили, построенные на шасси высокой проходимости, легко проходят по кустарнику.Рис. 6. Углы переднего въезда и заднего схода автомобиля Рис. 4. Автомобиль фирмы „Крупп" с узкой рамой, обеспечивающей возможность большого отклонения полуосей от горизонтального положения ния в виде промежуточных катков, помещаемых за передними колесами с ебеих сторон рамы. Эти катки монтируются на цапфах и могут повертываться на них. При наезде автомобиля на гребень катки являются опорными точками, предохраняющими низко расположенные механизмы автомобиля от удара о препятствие. Иногда для этого употребляются специальные катки небольшого диаметра, но чаще всего'> в качестве катков используются запасные колеса, также устанавливаемые на поворотных цапфах. Такое устройство, как уже указывалось, более целесообразно с точки зрения сокращения веса автомобиля. Поворотливость автомобилей. Пересеченная местность так же, как езда в горных условиях, требует от автомобиля хорошей маневренности. Маневренность, или поворотливость, определяется величиной радиуса поворота автомобиля, зависящей от его базы. С уменьшением базы, уменьшается и радиус поворота. Наилучшей маневренностью обладают двухосные автомобили со всеми управляемыми колесами (рис. 7). Радиус поворота у них почти в два раза меньше, чем у автомобилей с двумя управляемыми колесами. Только в некоторых случаях управление всеми колесами представляет неудобства — автомобилю трудно отъехать от стены или другого вертикального препятствия, к которому он подъехал вплотную, так как при этом маневре задние колеса начинают наезжать на препятствие. Вот почему на многих автомобилях с четырьмя управляемыми колесами предусматривается возможность выключения управления задними колесами. У трехосных автомобилей управляемыми являются в большинстве случаев только передние два колеса. -Радиус поворота трехосных автомобилей зависит также от величины базы. При правильном соотношении расстояния между задними осями и величиной базы радиус поворота трехосных автомобилей ма-Преодоление водных препятствий *При езде по плохим дорогам могут встретиться мелкие ручьи или речки, через которые переброшены настолько слабые мосты, что движение по ним опасно. В этом случае необходимо формировать препятствие. Автомобили высокой проходимости должны преодолевать брод глубиной не менее 600—700 мм. Некоторые типы автомобилей высокой проходимости преодолевают брод значительно большей глубины. Для преодоления брода карбюратор, электрооборудование, патрубок для заливки масла в двигатель и сапун должны быть расположены по возможности более высоко или же надежно защищены от попадания воды. Глубокие водные препятствия могут' быть преодолены лишь специальными автомобилями-амфибиями, которые приспособлены для плавания по воде. Такой автомобиль должен обладать водонепроницаемым кузовом и иметь винт для двилсения на воде. Для управления на воде слуясат большей частью передние управляемые колеса.Рис.5. Радиус продольной проходимости автомобиляУглы переднего въезда и заднего схода. Короткие и крутые подъемы преодолеваются с трудом в том случае, если передние части автомобиля выступают далеко за передние колеса. Чем больше угол, образуемый линией, проведенной от наиболее выступающей передней части автомобиля касательно к переднему колесу, и плоскостью дороги, тем более крутые тсороткие подъемы может преодолеть автомобиль (рис. б). Этот угол называется углом переднего въезда и для автомобилей высокой проходимости должен быть не менее 60°.. :......^...Ч.Рис. 7. Автомобиль Заурер со всеми управляемыми колесами18