12
13
ш м>^pi*щПарад мотоциклистов на первенство СССР 1938 г. У микрофона В. П. Чкалов, приветствует участников гонок Фото В. До вг ял ло Однажды Валерий Павлович Чкалов сказал товарищу Сталину: — Я буду держать штурвал са-_ молета до тех пор, пока в моих ру-~ ках имеется сила, а глаза видят землю В этих немногих скупых словах — весь Чкалов. Замечательная жизнь, подвиги и дела верного сына большевистской партии, пламенного латриота нашей великой родины отмечены мужеством, отвагой, настойчивостью, железной волей. Славные сталинские соколы — советские летчики вписали в историю мировой авиации много героических страниц. Первым среди героев был великий летчик нашего времени Валерий Чкалов. В суровых условиях Арктики, Преодолевая снезкную пургу, борясь с обледенением, он мастерски ' провел стальную птицу с гордой надписью на фюзеляже «Сталинский маршрут». Он первым открыл путь в Америку через Северный полюс. В борьбе с природой победил человек. Циклоны заставили самолет пролететь лишних три тысячи километров! Тяжелые облака вынудили подняться на высоту 6 100 метров! Но эти испытания не сбили с курса краснокрылую птицу. 63 часа пробыли в воздухе Валерий Павлович и его спутники, прежде ЧРМ была совершена замечательная посадка близ Портланда. О героическом советском пилоте с востер г.ом и увазкением писала вся миропая печать. Чкалов по-большевистски совмещал профессию пилота, покорителя суровых, неведомых просторов, ответственную и опасную профессию 12 ветский народ, все культурное человечество. Имя замечательного советского патриота прославили на весь мир легендарные подвиги, большие дела. Но есть еще одна малоизвестная область деятельности, которой Валерий Павлович отдавался со всем пылом своей кипучей натуры. О ней могут рассказать советские мотоспортсмены. Тонкий знаток конструкций, человек, влюбленный в скорость, всем своим существом осязающий четкий ритм работы мотора, Валерий Павлович в короткое зремя завоевал огромную популярность среди мотоспортсменов, их любовь и признание. Он стал организатором, руководителем оборонного мотоспорта. Валерий Павлович вел обширную переписку с председателями городских и областных советов, с секретарями обкомов, крайкомов, добиваясь предоставления помещений создающимся азто-мотоклубам, добиваясь организации учебных пунктов, помощи, финансирования. Клубы Минска, Владивостока, Архангельска, Горького, Иванова и десятки других получили ощутительную поддержку. До 1938 года наши лучшие спортсмены — мастера больших скоростей выступали в соревнованиях и устанавливали рекорды на импортных машинах. Это обратило внимание Валерия Павловича. Однажды летом группа спортсменов приехала на дачу к т. Чкалову.. Осенью предстояло провести первенство СССР по мотоспорту. Разговор шел о машинах, участниках гонок и мотоциклетных заводах.Б. ЗИЛЬБЕРБЕРГлетчика-испытателя с разносторонней деятельностью депутата" Верховного Совета СССР. Валерий Чкалов, достойный сын евоей родины, русский талант-самородок, и за штурвалом самолета, и на почетном посту депутата преданно служил своему народу. Депутат Чкалов вникал во все нужды своих избирателей, бывал на заводах, в колхозах, писал десятки писем, шефствовал над школами, выступал на митингах, проводил беседы. Крепко любили избиратели своего депутата за чуткость и отзывчивость. Они знали, что их нужды волнуют Валерия Павловича, что людские тревоги всегда найдут отклик в его горячем сердце. Чкалов — верный сын родины, любимец Сталина, любимец народа, всю свою жизнь посвятивший беззаветному служению стране победившего социализма, прославлению ее величия и могущества. Чкалов — вдумчивый, осторожный, расчетливый испытатель и конструктор новых воздушных кораблей, великий летчик, бросающий дерзкий вызов стихии и побезкдающий ее. Чкалов — депутат народа, деятель ленинско-сталинского типа, в советском парламенте решающий государственные дела. Таким знает и будет помнить Валерия Павловича Чкалова весь со лодых конструкторов-энтузиастов, выстроились на старте. Успехи, достигнутые в соревнованиях 1938 г., показали, какие неисчерпаемые возмозкности таят в себе мотоспорт и наша мотоциклетная промышленность. Неизменный главный судья всех крупнейших мотосоревнований, Валерий Павлович заботился о казкдой мелочи, о каждой детали. Зная, с каким риском связаны достизкения больших скоростей, .он сам объеззкал трассу гонок, заботливо отмечая казкдый поворот, казкдый мостите. Там, где речь шла о безопасности гонщиков, он был придирчив до крайности. От технической комиссии соревнований он требовал самые подробные сведения о состоянии машин. От врачей — сведения о здоровьи гонщиков. Целые часы Валерий Павлович посвящал осмотру мотоциклов. Беседовал с каждым спортсменом, давал советы, друлсеские указания. Накануне соревнований Валерий Павлович зашел в громадный гарал; Совнаркома Украины, где были размещены сотни машин — участников предстоящего первенства страны. Специальные таблички отмечали места, отведенные командам городов. Новенькие, сверкающие лаком и никелем машины образовывали длинный коридор — Вот наш первый рекорд, — сказал тов. Чкалов с оп'ровозк давшим его судьям и спортсменам, с удовлетворением показывая на ряды машин. — Наши, ведь, .советские. — Севастополь, Баку, Фергана, Владивосток, Киров, Тбилиси, Изкевск Сталино, Иркутск, — читал он таблички. — Городов-то, городов-то! Почти весь Советский Союз представлен. Это тоже наш рекорд. Знатный рекорд! ...Гладкая, зеркальная лента Житомирского шоссе — традиционного шоссе всех больших гонок, — залита спокойным светом осеннего солнца. Яркие флаги колышатся на празднично убранной судейской трибуне. Тысячи зрителей с нетерпением ждут начала гонок. На трибуне главный судья соревнования В. П. Чкалов, окруженный своими помощниками и гостями. Здесь члены украинского правительства, знатные люди столицы Советской Украины. Репродуктор далеко разносит бодрые, радостные, призывные чкаловежие слова, слова приветствия. Валерий Павлович несколько взволнован. Он поглядывает в сторону старта. Сейчас начнется любимое им соревнование. Люди, овладевшие техникой, молодые советские спортсмены покансут, что может дать техника, соединенная со смелостью. Услышав еще раз от своего заме стителя, что «все в порядке», Валерий Павлович успокаивается. — Вы, Александр Ефремович, и не представляете, что это за грудЕюлюбилнарод полноеза славныепобеды, сил. безмерно преданЗа сердце, За то, чтоогня, веселья, он былСталину родинук' беззаветнолюбил.— Смотрю я на вас, братцы, и досадно мне становится, — сказал Валерий Павлович. — Народ вы храбрый, настойчивый, сил на рекорды много кладете, а гоняетесь все на чузких машинах. гХарлеи» да «Индианы» всякие. Вы бы с нас, летчиков, пример брали. Мы от заграничных машин давно отказались, и дела у нас, как вы знаете, неплохо идут. Пора, по-моему, и вам перейти на отечественные машины. — Ведь это не только от нас зависит, — возражали некоторые. — Заводы не дают скоростных машин. Вот помогите нам добиться этого. Постепенно разговор перешел на другие темы. Валерий Павлович рассказывал о своей недавней поездке в Горький, о рыбной ловле в Василеве ио замечательной ухе, которую довелось ему там попробовать у своих приятелей-рыбаков. Провожая гостей, Валерий Павлович вернулся к заинтересовавшему его вопросу: — Что вы ни говорите, а первенство мы проведем на советских машинах. И неплохо проведем. Увидите! Вникая во все детали новых для него конструкций, знакомясь с лучшими образцами скоростных машин, Валерий Павлович проявлял неутомимую энергию. Он добивался от мотоциклетных заводов более совершенных конструкций и повышения динамичности отечественных машин. Он требовал машин, на которых советские гонщики могли бы добиться высоких скоростей. В короткий срок, к мотоциклетным гонкам на первенство страны, состоявшимся в Киеве в сентябре 1638 года, Чкалов осуществил свое намерение. 200 лучших спортсменов, съехавшихся на гонки со всех концов Советского Союза, участвовали в соревнованиях на машинах, изготовленных отечественными заводами. Десятки мотоциклов новых конструкций, плоды творчества моное дело, — говорит он, обращаясь к заместителю председателя Верховного Совета Украины, писателюКорнейчуку. И Валерий Павлович с лсаром рассказывает о своих друз-ьях-мотоепортсмеяах, о том, как много значит мотоцикл в военной обстановке и что нузкно сделать для дачДьнейшего развш ая мотоспорта. Собравшиеся на трибуне внимательно слушают тоз. Чкалова. Мелькнул клетчатый флаг. Гонка началась. Низко пригнувшись к рулю, слившись с машиной, пролетают мимо судейской трибуны затянутые в обтекаемые костюмы и шлемы отвазкныо гонщики. Поют моторы Щелкают секундомеры. Валерий Павлович! напрязкеинз следит за гонкой. Зная ' казкдого спортсмена, его презкние достилесняя и время, показанное на. «прикидках», он по своему хронометру уже на половине дистанции определяет шансы выступающих. Вот мимо трибуны стремительно пронеслась машина таганрогского спортсмена Н. Шумилкина. Пройдена половина пятикилометровой дистанции. Валерий Павлович взглянул на хронометр. — Хорошо идет! Быть рекорду. Это уж поверьте, — говорит т. Чкалов. Главный судья не ошибся. — Шумилкин, — пять километров — 2 мин. 10 сек., — прочитал вслух Валерий Павлович поданную ему рапортичку. — Вот видите, я не ошибся. Я рекорд чувствую. От Шумилкина и следовало ожидать рекорда. Он парень талантливый. Машину хорошо ;.нает. Любит ее. А это — для рекордсмена первое дело. Приветливо и радостно • поздравлял Валерий Павлович победителейрекордсменов. Приглашал их на трибуну, расспрашивал о самочувствии, о работе над машиной. Глаза его радостно блестели. Он шутил, смеялся, искренне радовался каждому успеху. Год назад, вечером 15 декабря, всю страну, весь мир облетела горестная весть: на боевом посту, при испытании самолета, погиб великий летчик нашего времени. Миллионы трудящихся навек сохранят в своих сердцах память о народном герое Тысячи молодых людей, вдохновленные прекрасной жизнью Валерия Павловича, будут так зке, как он, до последнего дыхания дерэкать в своих руках штурвал во славу нашей замечательной родины.13