|
19
|
|
В БРАТСКИХРЕСПУБЛИКАХВ СТОЛИЦЕ ТУРКМЕНИИi Густая тень стройных тополей падает на белое одноэтажное здание Ашхабадского автр-мотоклуба. Входим внутрь. В неширокий коридор выходят двери аудиторий. Отворяем одну из них. Чистый, светлый класс. В несколько рядов расставлены учебные столы и скамьи. На стенах и на столах — множество пособий для наглядного обучения Отдельные части двигателя и управления, плакаты по авто-мотоделу, таблицы и схемы — все, что может облегчить и упростить учебу, можно найти здесь. За два года своего существования клуб подготовил почти полторы тысячи водителей, причем в 1939 -году 70 процентов 'выпускников сдают испытания -на «хорошо» 'и «отлично». В специальных группах идет обучение туркменов. Здесь преподавание ведет т. Мануков, отлично владеющий туркменским языком. Он выпустил уясе 8 трупп, в общей сложности около 200 человек. — Все, что вы здесь видите, — рассказывает - начальник клуба т. Хорошухин, — начиная от самого здания клуба, построено собственными силами. Добивались фондов, сами доставали строительные материалы, раздобывали где что могли. Мы входим во внутренний двор клуба. Всюду ц во всем чувствуется заботливая и рачительная хозяйская рука. Приятной белизной ласкают глаз свежо-выбеленные стены гаразка, сам двор выметен до последней пылинки. Клуб обладает солидным парком машин: 10 учебных полуторок «ГАЗ-АА», 3 учебных мотоцикла, 7 спортивных и2 прокатных. Недавно клуб обогатился красавцем «ЗИС-101». Он предназначен для повышения квалификации шоферовпрофессионалов. В гаразке рядом со светло-кремовым «ЗИС» стоит пикап с грузным, явно иефабричного происхождения кузовом. Эту машину разыскали где-то в городе. Она была предназначена на слом. Добились передачи ее клубу, отремонтировали двигатель, сами построили кузов, и учебный пикап ©ступил в строй. Недавно в клубе открыли мастерскую для ремонта мотоциклов. От ашхабадских мотоциклистов мастер-Туркмены-автолюбители знакомятся с установкой зажигания екая получила немало благодарностей. Доотказа загружена работой вулканизационная мастерская. Она обслуживает не только клуб, но и принимает заказы со стороны. Но и это уже кажется недостаточным. Возникают планы организации сварочной мастерской, для нее присматривают уже оборудование, планируют место. Готовя водителей автомобилей и мотоциклов, в клубе не забывают о том, что слушателям, быть молсет, придется стать водителями боевых машин, работать в обстановке военных действий. Поэтому в клубе стремятся привить им уже сейчас ряд боевых навыков, приучить заранее к фронтовой обстановке. Шоферов обучают пользоваться противогазом, водить в нем машину, обучают правилам перевозки взрывчатых веществ и т. д. Недавно клуб провел скоростной мотопробег на 210 км по трудному и сложному маршруту. Часто практикуются военизированные ночные и дневные авто-мотопробеги. Взвод мотоциклистов клуба принимал участие в последних учениях СреднеАзиатского военного округа. Работая в качестве разведчиков н связистов, любители получили по окончании учений благодарность командования. Сейчас весь аппарат клуба мобилизован на выполнение ответственного задания Совнаркома Туркменской ССР. Клуб должен организовать подготовку без отрыва от производства 500 женщин-шоферов, Часть из них готовится в самом* клубе, остальные — в 6 учебных пунктах в городах Туркмении. Этим пунктам клуб помогает учебными пособиями, методическим руководством. ! Широки и интересны планы работы клуба на 1940 год. -Здесь, кроме текущей работы по подготовке шоферов — любителей и профессионалов, будут подготовлены 80 инструкторов-преподавателей, а таклш будет налазкеяа научно-исследовательская работа, организованы доклады, лекции, семинары и консультации. Не меньше по объему практическая работа. Она включает:: участие в двух всесоюзных мотосоревнованиях, организацию 4 республиканских и 10 городских соревнований, 2—3 встречи с мотоциклистами братских республик, ряд военизированных пробегов и кроссов. В. КРАТОВ Ашхабад, ноябрь 1939 г.т