|
6
|
7
|
|
Майор М. СРЕДНЕВI. Итало-абиссинская войнаИтало-абиссинская война (октябрь 1935 г.—май 1936 г.) проходила в условиях горно-пустынной местности со слабо развитой дорожной сетью (преимущественно караванными путями). Отсутствие железной дороги в направлении боевых действий войск и необходимость подвоза снабжении из' внешних баз определили роль автомобильного транспорта как основного средства для военных перевозок. Военный автопарк к •концу войны насчитывал до 10 тыс. автомашин; из них 6 274 грузовых (67,4°/о), около 2 тыс. специальных и 516 автомобилей, приспособленных для. перевозки . воды (с баками). , Характер местности и задачи, возложенные на автотранспорт, потребовали организации широкого дорож--ного строительства, которое проводилось быстрыми темпами. Подготовку дорог и транспорта к войне итальянские ! интервенты начали с 1935 г., и к началу войны (октябю-ь 1935 г.) было уже построено свыше 800 км дорог. Всего к концу войны было построено 3 540 км дорог, из них 875 км асфальтированных и пригодных для двухстороннего -движений. Остальные дороги представляли расширенные горные -караванные тропы для одностороннего автомобильного движения. На строительств© дорог и мостов в начале войны было занято до 30 тыс. итальянцев, а к концу войны — до 60 тыс. итальянцев н до 20—30 тыс. туземцев, т. е. всего около 20% общей численности армии итальянцев. Для дорожных работ были широко применены средства механизации {дорожные машины различных типов). С началом военных действий на основных путях была организована служба регулирования, которую несли специальные дорожные „войска. На узких дорогах было открыто круглосуточное движение: 12 часов автомобили двигались к фронту и 12 часов в тыл. К началу войны в распорялсении итальянских войск на северном фронте было 3 500 автомобилей всех типов. Большая часть автотранспорта находилась в распоряжении службы -снабжения. Так, например', к февралю-марту 1936 г. служба снабжения имела 1200 военных автомобилей (тяжелых, средних и легких), более 1500 специальных автомобилей (цистерны, санитарные автомобили, холодильники и др.) и свыше 3 000 частных (гражданских) грузовиков. К концу войны автотранспорт итальянцев состоял из 10 автагрупп и 23 авто-отрядов, из которых 2 были санитарными. Для обслуживания войск применялись различные типы автомашин. Малые узкоколейные грузовики «Фиат» грузоподъемностью, до 0,8 т, приспособленные специально для горных условий, вполне себя оправдали. Они преодолевали подъемысвыше 30°. и широко использовались непосредственно в войсковых частях. Легкие и средние грузовики повышенной проходимости успешно применялись на равнинах. Тяжелые грузовики использовались исключительно по хорошим дорогам в армейском тылу, где давали высокую производительность. В отдельных случаях автомобильный транспорт применялся для перевозки войск и создания моторизованных частей {отрядов). Так, в январе 1936 г. для захвата Негели был организован моторизованный отряд численностью в4 тыс, человек. Этот отряд имел в своем составе -группы бронеавтомобилей и группу снабжения с автоцистернами для перевозки воды, • общей емкостью в 75 тыс., а также запао горюче-смазочных материалов в количестве 70 тыс. кг, который перевозился на тракторных прицепах. Снабжение было рассчитано на 6 суток. Движение моторизованного отряда происходило по пустынно-безводной местности. Бомбардировочная авиация, взаимодействовавшая с отрядам, «прочищала» путь могоотряду, который продвигался со средней скоростью 56 км в сутки. В марте 1936 г. при проведении операции у озера Ашанги был создан моторизованный отряд (колонна) генерала Старача. Отряд "состоял из 5 тыс. ,г„ человек и 500 автомобилей, при этом все предметы снабжения отряд вынужден был везти с. собой. Задачей отряда было захватить Гондар, чтобы перерезать дуть, по которому Англия доставляла оружие абиссинской армии (СуданГондар). Отряду предстояло пересечь горную местность Семиен и сов:ршить марш общим протяжением в 320 км. Авиация производила разведку маршрута и обеспечивала движение войска. Однако темпы продвижения отряда несмотря на отсутствие сопротивления со стороны противника, были очень •низкие—28 км в сутки. Это объяснялось плохой организацией 'марша и отсутствием наземной разведки дорог. В апреле 1936 г. при проведении заключительной операции был организован особый автоотряд для переброски частей 1-го корпуса в Аддис-Абебу. Автоотряд (левая колонна) Рис. 1. Автомобиль — механическая мастерская. На должен был совместно с правой (колонной крыше — палатка для размещения людей6 войску двигавшейся пешим порядком, захватить Аддис-Абебу и этим завершить акт агрессии, В составе автоотрада было 1750 автомашин всех типов.- Ему предстояло совершить марш в 433 км по плану маршала Бадолио за 5 суток. Однако этот план выполнен не был, и марш продолжался 10 суток. В результате войска, двигавшиеся пешим порядком, прибыли на Сутки раньше автоотряда. Такой низкий темп продвижения автоколонны был обусловлен затяжными дождями и необходимостью восстанавливать' дороги- на марше. Так, на перевале Термобер потребовалось затратить до 86 часов на .восстановление разрушенного участка, а на переход .через этот перевал было затрачено более двух суток, так как машины перетаскивались на| руках. Талька-в первый день марша за 'сутки-было пройдено 125 км, в остальные -дни суточный переход составлял всего. 1527 км. Причем большое количества автомашин (более 30%) вышло из строя во время этого похода. Для снабжения войск, двигавшихся на Аддис-Абебу, была организована специальная автоколонна и цепь подвижных центров снабжения.Автоколонна Делилась на группы по 200 автомашин в каждой. Всего для этой цели было использовано до 1500 автомобилей, леревоз1»ших 20-дневный запас продовольствия и других предметов -снабжения. Общая суточная потребность' в: предметах снабжения итальянских войск, действовавших только на' -северном франте, выражалась в начальный период войны в. 2 тыс. -т, а в период напряженных операцийРис. 3. Общий вид подвижной авторемонтной мастерской „Фиат"доходила до 3—5 тыс. т. Автомобильный транспорт мог уже к началу войны перевозить 1200 т грузов на среднее расстояние 150 км в сутки. Большое значение имело снабжение горюче-смазочными материалами. Запасы 'горючего к началу войны достигали трехмесячной потребности. Для Снабжения автоколонн на северном фронте было организовано 24 наливных пункта, которые отпустили за время войны 55 млн. кг бензина и масла. В связи с тяжелыми условиями экюплоатаций и большим -количеством аварийных машин значительное место было отведено ремовтво-эвакуационной службе. Главный автомобильный парк организовал стационарные и подвижные ремонтныемастерские для производства текущего и среднего ремонта. За период войны эти мастерские произвели / около 5 500 ремонтов; из них только за март 1936 г. — 1480 и за апрель 1936 т. — 1400. Подвижные мастерские для производства текущего ремонта придавались войсковым соединениям. Фирма «Фиат» изготовила по заказу военведа специальную подвижную автомастерскую, состоявшую из двух автомашин (рис, 1, 2 и 3). Для капитального ремонта была организовала главная ремонтная мастерская, пущенная в экендоатацию 1 декабря 1935 г. За времяпятимесячной работы (до апреля. 1936 г.) поступило в ремонт 3 253 автомашины, из которых 2 690 были отремонтированы и возвращены частям. Итак, общее количество всех видов ремонта, произведенного за время войны в мастерских автопарка, составило около 9—10 тыс. автомобилей, т. е. почти 100% численности автопарка. По итальянским данным, на каждую ходовую машину приходилось две машины, находящиеся в ремонте. 25°/о численности автопарка ежемесячно терпело аварию. Число,машин, свалившихся в пропасти, доходило до 192 в месяц. За время войны безвозвратные потери автотранспорта 'составили 2 тыс. автомашин. Большое напряжение личного состава, обслулоивающего автопарки, особенно водителей машин, работавших в чрезвычайно трудных климатических и дорожных условиях, заставило организовать работу в три смены: одна — в движении, вторая — на отдыхе, третья — при машинах, находящихся в осмотре и ремонте. Итало-абиссинская война показала, что автотранспорт может быть широка использован даже в условиях горно-пустынной местности. Однако в этом случае большое внимание должно быть удейено дорожному строительству скоростными методами и вопросам ремонта.Л,Рис. 2. Автомобиль — зарядная станция7